Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Работа с семьей по коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями, с помощью психолого-педагогических технологий

Спецвыпуск
Поделиться
Библиографическое описание
Волкова, Л. В. Работа с семьей по коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями, с помощью психолого-педагогических технологий / Л. В. Волкова, А. В. Красноперова, Ю. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10610.


Интеллектуальные нарушения — в основе данной формы психического дизонтогенеза лежит недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности, потребностно-мотивационной сферы. Однако ведущая роль в структуре общего психического недоразвития принадлежит недоразвитию познавательной деятельности. Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди детей с ОВЗ. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.

Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка — мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, кроме того, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Интеллектуальные нарушения» — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Выдающуюся роль в развитии теоретических положений о нарушениях интеллекта в отечественной психологии и педагогии сыграл Л. С. Выготскогий. Его идеи о системном строении дефекта позволили ему выделить в аномальном развитии две группы симптомов. Это первичные нарушения, которые непосредственно вытекают из биологической природы болезни, например, нарушение слуха, зрения, двигательные нарушения, локальные поражения коры головного мозга, и вторичные нарушения, которые возникают опосредованно в процессе социального развития аномального ребенка. Ошибочно думать, что из дефекта, как из основного ядра, прямо и непосредственно могут быть выделены все решительно симптомы, характеризующие картину в целом. На самом деле оказывается, что те особенности, в которых проявляется эта картина, имеют очень сложное строение. «Они обнаруживают чрезвычайно запутанную структурную и функциональную связь и зависимость, в частности показывают, что наряду с первичными особенностями такого ребенка, вытекающими из его дефекта, существуют вторичные, третичные и т. д. осложнения, вытекающие не из самого дефекта, а из первичных его симптомов. Возникают как бы добавочные синдромы аномального ребенка, как бы сложная надстройка над основной картиной развития» ... [1].

Вторичный дефект, по мнению автора, является основным объектом психологического изучения и коррекции при аномальном развитии. Механизм возникновения вторичных дефектов у детей зависит от различных факторов. Автором были выделены следующие факторы, определяющие аномальное развитие. Фактор 1 — время возникновения первичного дефекта. Общим для всех видов аномального развития является раннее возникновение первичной патологии. Тот дефект, который возник в раннем детстве, когда не сформировалась вся система функций, обуславливает наибольшую тяжесть вторичных отклонений. Например, при раннем поражении зрения, интеллекта и даже слуха у детей наблюдается отставание развития моторной сферы. Это проявляется в позднем развитии ходьбы, в недоразвитии мелкой моторики. У детей с врожденной глухотой наблюдается недоразвитие либо отсутствие речи. То есть чем раньше возникает дефект, тем к более тяжелым нарушениям хода психического развития он приводит. Однако сложная структура аномального развития не исчерпывается только отклонениями тех сторон психической деятельности, развитие которых находится в прямой зависимости от первично пострадавшей функции. В силу системного строения психики вторичные отклонения, в свою очередь, становятся причиной недоразвития других психических функций. Фактор 2 — степень выраженности первичного дефекта.

Положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения составляют основу отечественной психологии и педагогики.

Работа с семьей ребенка по коррекции эмоционально — волевой сферы должна носить обязательно комплексный характер и включает в себя:

— мастер-классы;

— родительские собрания (организация выставок дидактического материала);

— индивидуальные и групповые консультации;

— проведение открытых занятий;

— совместные праздники и развлечения;

— службу ранней помощи (консультации для семей с детьми от 0 до 3 лет).

Опираясь на опыт педагогов-психологов, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями, можно выделить следующих современных авторов и реализуемые ими авторские программы, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы:

— Крюкова С. В., Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;

— Екжанова, Стребелева Е. А. «Коррекционно — развивающее обучение и воспитание»;

— Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., «Психологические занятия с дошкольниками»;

— И. А. Пазухина «Давай познакомимся (тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4–6 лет).

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми включают в себя:

— игры-этюды: «Я — ласковый», «Пожалей мишку», «Добрая кошечка»;

— психогимнастика: «Прогулка в осенний лес», «Радостный мальчик и девочка», «Погрустим»;

— знакомство детей с эмоциональными состояниями (показать лица) через чтение художественной литературы, русских народных сказок: страх «Гуси-лебеди», горе «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», радость: «Курочка Ряба», «Три поросенка» «Маша и медведь»;

— игры-маски;

— простейшие игры-драматизации;

— прослушивание музыки.

Приведем пример, разработанного нами комплексного занятия по коррекции эмоционально — волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями.

  1. Ритуал начала занятия

«Доброе животное »

Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию ребят. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг веред, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое, доброе сердце. Стук — шаг вперёд, стук — шаг назад.

  1. Упражнение «Как меня зовут?»

Дети называют своё имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое.

  1. Моя любимая маска. Психогимнастика

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Описание игры: изобрази повадки животного.

  1. Пальчиковая гимнастика (И. Лопухина «Логопедия»)

«Колечко», «Зеркало», «Гармошка».

  1. Развитие общей моторики

«По тропинке», «Мишка на бревне», «Акробат».

  1. Речь с движением

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз — и наклонились.

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько.

А потом мы отдохнём,

Посидим и спать пойдём!

  1. Ритуал окончания занятия

«Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, к Саше и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет.

Основные направления коррекционно-развивающей работы [4].

1 год обучения

Дети должны научиться:

— Демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;

— Формировать у детей потребность эмоционально — личностного контакта со взрослым;

— Эмоционально реагировать на присутствие сверстника и его действия;

— Эмоционально реагировать на мелодичную музыку, природные звуки;

— Учить ребенка проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему взрослого человека;

2 год обучения

— Продолжать формировать у детей представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах;

— Формировать тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери, членам семьи (обнимать, держать за руку, улыбаться);

— Развитие эмпатийных чувств;

— Создавать условия для формирования у детей эмоциональной восприимчивости и адекватных способов выражения;

— Учить детей фиксировать свое эмоциональное состояние в словесной форме.

3 год обучения

— Формировать у детей умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость печать, гнев), умение выражать сочувствие (пожалеть и помочь);

— Учить детей обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями («давай будем вместе играть», «дай мне игрушку»);

— Учить детей осуществлять элементарную оценку результатов своей деятельности и деятельности сверстников.

Литература:

  1. Выготский Л. С. «Лекции по психологии» СПб «Союз» 1999г.- 142с. URL: https://pedlib.ru/Books/2/0425/index.shtml (дата обращения: 07.11.2025) Текст: электронный.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений Текст: в 6-ти томах / Л. С. Выготский; сост. М. Г. Ярошевский; Память и ее развитие в детском возрасте; АПН СССР Проблемы общей психологии URL: http://dugward.ru/library/vygotskiy/vygotskiy_lekcii_po_psihologii.html (дата обращения 06.11.2025). Текст: электронный.
  3. Веприцкая Ю. Е. «Развитие внимания и эмоционально — волевой сферы детей 4–6 лет». Волгоград, Учитель, 2011.
  4. Екжанова, Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» М., Просвещение, 2005.
  5. Крюкова С. В., Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Генезис, 2007.
  6. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., «Психологические занятия с дошкольниками» С-Пб, 2005.
  7. Пазухина И. А. «Давай познакомимся (тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4–6 лет) СПб «Детство — Пресс», 2010.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный