Как известно, у детей с ограниченными возможностями здоровья выявляется общее моторное двигательное отставание в развитии, а малая физическая активность нагрузки заметно снижает концентрацию, устойчивость и распределяемость внимания, выносливость, координационные способности, работоспособность, тормозит интеллектуальное и речевое развитие.
В результате дошкольники с ОВЗ быстро истощаются и утомляются, имеют низкий уровень произвольности поведения и высших психических функций. Данные особенности и трудности можно скорригировать путем правильного подбора методов педагогической коррекции [2].
Задержка психического развития — это состояние, при котором ребенок отстает в своем психическом развитии от сверстников. Это может включать задержку развития речи, двигательных навыков, когнитивных способностей и других аспектов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специальных методах поддержки и стимуляции своего развития.
По словам П. И. и Г. И. Деннисон «развитие психических процессов нужно начинать с развития движений рук и тела. Вся развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот» [3].
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей. Именно поэтому использование кинезиологии в практике любого педагога в работе с детьми с ОВЗ является перспективной [5].
Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. В данный момент кинезиологические упражнения являются инновационным подходом в развитии детей с задержкой психического развития.
Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнения представляют собой активные двигательные действия, которые способствуют улучшению физического, психического и социального развития детей. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма [7].
При коррекции развития межполушарного взаимодействия с помощью кинезиологических упражнений используются следующие направления:
- Интегративные движения, такие как гимнастика для мозга, направленные на расширение связей между полушариями, активацию и гармонизацию процессов мозга.
- Задания, игры и упражнения для улучшения координации движений и развития моторики правой и левой руки.
- Упражнения на развитие смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции с целью развития внимания.
- Глазодвигательные упражнения, способствующие развитию межполушарных взаимодействий, активизирующие кровообращение, способствующие развитию зрительного восприятия.
- Дыхательные упражнения, развивающие способность произвольно контролировать дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью и движениями [6].
Мозг человека состоит из двух полушарий — левого и правого. Полушария между собой соединены мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между двумя полушариями. В протекании психических функций принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль.
Правое полушарие отвечает за воображение, которое позволяет ребёнку воображать, фантазировать, мечтать, и, как следствие, — сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» люди лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать.
Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы.
Работа обоих полушарий очень важна для человека. У новорожденного оба полушария развиты одинаково, но в процессе развития, обучения одно из полушарий развивается активнее другого.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении. Если нарушается работа межполушарных связей, то это ведет к нарушению пространственных ориентаций, страдает адекватное эмоциональное реагирование и координация работы зрительного и аудиального восприятия. Ребенок в таком состоянии плохо воспринимает информацию на слух или зрительно. Поэтому полушария мозга можно и нужно развивать. Особенно это важно в дошкольном возрасте, так как это период активного развития мозговых структур. И здесь нам на помощь придут кинезиологические упражнения или, другими словами, нейрогимнастика.
При выполнении кинезиологических упражнений у детей развиваются умственные способности и укрепляется физическое здоровье. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что способствует развитию и коррекции проблем психики, мышления, речевого развития.
Основными требованиями к проведению с детьми кинезиологических упражнений является системность, особенно актуально это является для детей с ОВЗ. Важно учитывать, что освоению нового материала и закреплению уже ранее пройденному отводится особое место при работе с детьми с ЗПР.
Так, в структуре коррекционно-развивающего занятия с детьми должно быть отображено закрепление ранее пройденного материала, а именно кинезиологического упражнения, а также освоение качественного нового материала. Также хочется напомнить о постепенном усложнении материала, которое соответствовало бы концепции Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития, как о предъявлении ребенку задания, которое он способен решить практически самостоятельно, но с минимальной помощью взрослого [1].
При этом закрепление кинезиологического упражнения проходит не на одном, а в течение нескольких занятий с целью выявления устойчиво положительной динамики развития ребенка.
Занятия могут выполняться ежедневно, но без принуждения. Регулярность проведения кинезиологических игр и упражнений, движений — это залог быстрого достижения положительного результата в развитии и обучении ребенка. Чтобы у ребенка начали развиваться определенные навыки, повысилась функциональность ЦНС, нужно выполнять как минимум по 1–2 упражнения в день. Общая продолжительность всего комплекса упражнений должна находиться в пределах от 5 до 10 мин., так как ребенок может устать [4].
Работая с дошкольниками с задержкой психического развития следует использовать следующие упражнения и из них формировать комплексы:
- Статические упражнения: «Ухо — нос»; «Змейка»; «Колечки»; «Кулак-ребро-ладонь»
- Дыхательные упражнения: «Свеча»; «Дыши носом»; «Ныряльщики»; «Дыхание».
- Глазодвигательные упражнения: «Взгляд влево вверх»; «Горизонтальная восьмерка»; «Слон»; «Глаз- путешественник»; «Глазки» — разные варианты.
- Телесные упражнения: «Перекрестное марширование»; «Мельница»; «Колено-локоть»; «Дерево».
- Упражнения на релаксацию: «Дирижер»; «Ковер самолет»; «Путешествие на облака» [8].
Литература:
- Григорьева, Т. А. Развитие межполушарных связей головного мозга посредством кинезиологических упражнений у детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Григорьева. — Текст: непосредственный // Создание эффективного образовательного пространства при инклюзивном обучении. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — С. 97–99.
- Данилова, Е. П. Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими ОВЗ / Е. П. Данилова. — Текст: электронный // Interactive-plus.ru: [сайт]. — URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/885/Action885–560717.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
- Деннисон П. Е. Гимнастика мозга: книга для учителей и родителей / П. Е. Деннисон, Г. Е. Деннисон. — СПб.: ВЕСЬ, 2016. — 320 с.
- Казакова, О. В. Кинезиологические упражнения в работе с детьми с ЗПР / О. В. Казакова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.12.2024).
- Коломойцева, М. Н. Кинезиологические игры и упражнения как неотъемлемый элемент работы с детьми с ОВЗ / М. Н. Коломойцева. — Текст: непосредственный // «Эволюционные процессы в дошкольном и начальном образовании: Инноватика, достижения, перспективный опыт». — Мариуполь: Мариупольский государственный университет имени А. И. Куинджи, 2023. — С. 472.
- Стальская, Е. И. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына. — Текст: непосредственный // «Северная Двина». — 2009. — № 3. — С. 32–36.
- Струкова, О. В. Зеркальное рисование как метод синхронизации активности обоих полушарий головного мозга у детей дошкольного возраста / О. В. Струкова, О. В. Петрова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 27–29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3559/ (дата обращения: 11.12.2024).
- Шанина,Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Шанина Галина Егоровна; М-во физ. культуры, спорта и туризма Российской Федерации, Всероссийский науч.-исслед. ин-т физ. культуры. — Москва: Всероссийский науч.-исслед. ин-т физ. культуры, 1999. — 39 с.