Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 12.02.2016

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Шиленко, Г. К. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности / Г. К. Шиленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 857-858. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25766/ (дата обращения: 24.11.2024).



 

Игра является ведущей деятельностью ребёнка. У детей с недоразвитием речи игра носит стереотипный характер. Игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Это вызвано не только биологическими факторами, но и низкой познавательной активностью, недостаточным жизненным опытом, отсутствием воображения. Для преодоления этих проблем и достижение лучших результатов в коррекции речи, особое внимание следует уделить театральной деятельности.

Большое значение в развитии театральных игр имеет создание предметно — развивающей среды: произведения народного фольклора, персонажи — куклы, иллюстрации к потешкам, костюмы для театрализации.

Фольклорные произведения доступны детям и способствуют развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения. На занятиях и в свободное время можно использовать потешки, прибаутки для составления описательных рассказов: «Моя любимая игрушка», «Опиши, расскажи», для формирования фонетического восприятия игра «Закончи потешку».

Театральные игры очень любимы детьми. Для них это не только игра, но интересный, творческий труд. Совместная работа с детьми позволила придумать пальчиковые игры, которые, как известно, способствуют развитию речевых центров мозга.

Игра «Пальчики и ручки». (Автор Шиленко Г. К.)

  1.              «Здравствуйте!» — Солнце встало:

«Здравствуйте!» — всем сказало.

(прикосновение ладоней друг другу)

  1.              «Дом» — дом лучами освещён,

очень радостно нам в нём!

(соединить ладони в виде крыши)

  1.              «Ёж» — ёжик к дому подбежал
  2.              молока ему я дал.

(соединить пальцы правой и

левой руки крест — накрест)

  1.              «Черепаха» — ха-ха-ха — к нам ползёт черепаха!

(соединить первые фаланги правой и левой руки в виде панциря)

  1.              «Веселимся» — мы весело играем и поём,

мы весело все вокруг живём!

(хлопать в ладоши)

  1.              «Сон» — будем мы тихонько спать

и друг другу не мешать.

(приложить ладони к щеке)

Стихотворение-игра «Солнышко». (Автор Шиленко Г. К.)

Солнышко, проснись,

Поскорее улыбнись!

Улыбнись Аришке,

Чтоб она читала книжки.

Улыбнись Наташе,

Чтоб она доела кашу.

Улыбнись Кириллке,

Чтобы спать не мешал Данилке.

Улыбнись милой мамочке,

Чтобы на щёчках ее

Появились ямочки.

Используя небольшие сказки «Тили-бом», «Серенький козлик», «Коза-дереза», которые передают несложный сюжет и разрешение конфликта, можно улучшить память, внимание, что важно для развития ребёнка.

Языковые средства: звукоподражание, метафоры, сравнения, развивают фонематическое восприятие, способствуют развитию просодики: ритма, темпа, выразительности и грамматического строя речи.

Дети очень любят прибаутки и небылицы. Это маленькие стишки и смешные случаи, над которыми задорно смеются дети, перевоплощаясь в своих героев. Они не хотят быть лентяями, как Тит, который не хочет «молотить», нескладёхами, как Акуля, которая «шьёт не оттуля».

Случай в рассказе А.Толстого «Козлики» научит детей быть терпеливыми, преодолевать упрямство, уважать мнение других.

Стихотворение «Упрямые козлики» (Автор Шиленко Г. К.)

(по рассказу А.Толстого)

Два козлика упрямых

Пошли на речку погулять.

Попрыгать, побегать,

И травку пощипать.

Один хотел на левый,

Другой на правый берег шёл,

Якобы там гуще репейник зелёный расцвёл.

Они бы трудный путь преодолели бы давно,

Но через речку лежало круглое бревно.

— Я — первый!

— Нет, ты второй!

Бодались козлики,

И считали всё игрой.

И оказались в речке

Упрямых два козла.

«Ха — ха!» — смеялись весело овечки.

«Вот до чего упрямость довела!»

Кто первый, кто второй,

Не надо выяснять,

А нужно дорогу друг другу уступать.

Таким образом, театрализованные игры воспитывают нравственные привычки и формируют положительные качества характера.

Интересную работу детской души представляет инсценирование сказок. Дети быстро запоминают слова персонажей,

часто импровизируют самостоятельно. Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать

новые слова, пословицы и поговорки. Русские пословицы помогают объяснить скрытый смысл в сказке.

«Колобок» — «На языке медок, да на сердце — ледок».

«Теремок» — «Легко взято, легко и потеряно».

«Заюшкина избушка» — «На чужой каравай — рот не разевай».

«Крошечка-Хаврошечка» — «Кто добро творит, того Бог благословит».

Занятия детей в кукольном театре развивают фантазию, память, мышление, артистические способности. Но сочувствуя отрицательным героям, дети хотят, чтобы они изменились: ленивая Стрекоза перезимовала бы у Муравья,

Волк обманул бы Лису и наелся досыта рыбы, Снегурочка бы не растаяла.

Итак, театрализованные игры:

          способствуют развитию и обогащению родного языка, постижению душевной красоты;

          формируют понятия о законах мироздания: о происхождении человека, о смысле жизни, о честности, справедливости;

          развивают детское творчество, фантазию, память, мышление, артистические способности, помогают разрешать жизненные ситуации, осознавать причинно-следственные связи;

          воспитывают положительные эмоции: радость, любовь, сострадание, жалость, любовь к родному дому;

          укрепляют и развивают традиции русской культуры и воспитывают маленького гражданина.

 

Литература:

 

  1. Андрианова-Голицина И. А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Театр. М. 2000г.
  2. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М. Высшая школа. 2001г.
  3. Калинина Г. Давай устроим театр! М. Яуза. Пресс. 2007г.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, друг, левая рука.


Похожие статьи

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Похожие статьи

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Задать вопрос