Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.

Дата публикации: 04.04.2019

Статья просмотрена: 601 раз

Библиографическое описание:

Дегтярева, Л. Г. Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности / Л. Г. Дегтярева, И. С. Ляпина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4103/ (дата обращения: 15.11.2024).



Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев.

В. А. Сухомлинский.

Важными условиями для коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в детском саду являются совершенствование процесса обучения на занятиях и во время игровой и самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям эффективно усваивать программный материал. В статье показаны методы и приемы нашей работы по развитию сенсомоторных навыков посредством игровой деятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности. Для этого широко используется разнообразный дидактический материал и игровая деятельность.

Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир впитывает в себя потоки сенсорной информации. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Именно поэтому так важно, чтобы предметно-развивающая среда систематически включалась во все моменты жизни дошкольников, а в особенности для детей с ОВЗ.

Нами были поставлены цели:

Создание предметно-развивающей среды, способствующей повышению познавательного интереса, и учебной мотивации у детей с ОВЗ.

Улучшение сенсомоторных навыков посредством уникальности и новизны предлагаемой формы материала и его подачи.

Привлечение родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

Работая с детьми с ОВЗ, нами было выявлено, что самое трудное и актуальное, это привлечь ребенка к обучающим играм, замотивировать, пробудить устойчивый интерес к занятиям.

Мы решили насытить предметно-развивающую среду яркими многофункциональными пособиями сделанные своими руками.

Очень важной частью работы по развитию сенсомоторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Одними из них является пальчиковый театр.

Пальчиковый театр как бы отражает реальность окружающего мира- предметы, животных, людей. Их деятельность, явления природы. В ходе игры дети, имитируя движения персонажей актируют речь, и моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Пусть это будет маленькая сказка, небольшая сценка, короткий спектакль, разыгранный с помощью детских пальчиков. Важно чтобы это проводилось систематически и при этом использовались все виды пальчикового театра.

Пальчиковый театр незаменим в работе с детьми с ОВЗ, т. к. игры с маленькими героями развивают мозг ребенка, стимулирует речевую активность, развивает мелкую моторику рук, творческие способности, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка.

C:\Users\Людмила\Desktop\IMG-54660ed992a8f24019112d743c706814-V.jpg

C:\Users\Людмила\Desktop\IMG-9fb0e2ea727a83fb76a66ad638aea60d-V.jpg

Цель пальчикового театра:

– Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, придумывать новые эпизоды.

– Учить понимать характер героев; способствовать снятию психического напряжения.

– Развивать правильную эмоционально-насыщенную речь.

Также в своей работе по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ, нами были использованы развивающие игры:

«Мозаика — конструктор» — это крышки от детского питания. Этот конструктор очень увлекает детей, т. к. он очень яркий, из него можно конструировать различные постройки.

C:\Users\Людмила\Desktop\IMG-7a3ad89d76add1bd08f6077e6e2898f9-V.jpg

Игра «Разноцветные палочки». Целью является учить детей различать цвета, развивать моторику рук, учить навыкам счета.

C:\Users\Людмила\Desktop\IMG-c3681655c658a89994e9ec56d2116727-V.jpg

Игра «Волшебные шарики». Применяем их мы в перерывах между

занятиями, делаем массаж рук. Шарик иеют различне напонители.

C:\Users\Людмила\Desktop\20181121_094047.jpg

Анализ проведенной работы показал:

– Вся представленная деятельность с детьми способствовала развитию наблюдательности, памяти, мышления.

– Усовершенствовалась мелкая моторика рук.

– Развилось чувства коллективизма. Участие в таких играх доставляет таким деткам радость. Вызывает активный интерес, увлекает их.

Литература:

  1. Т. Н. Краманенко Кукольный театр — дошкольникам. — М.: Просвещение, 1982.- 3–4с.
  2. Г. С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи — М.: Просвещение, 1988.- 3с.
  3. Н. Ю. Барикова Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии М.: изд-во «АСТ, Астрель», 2008 г. — 89с.
  4. Т. А. Власова. М. С. Певзнер О детях с отклонениями в развитии Изд. 2‑е, испр. и доп. М., 1973. -26 с.
  5. Е. А. Катаева, Е. А. Стеблева Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии — М.: «Бук Мастер», 1993.- 77с.
Основные термины (генерируются автоматически): пальчиковый театр, ребенок, игра, предметно-развивающая среда, игровая деятельность, мелкая моторика рук, моторика рук, навык посредством, учебная деятельность.

Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в условиях походной деятельности с использованием пиктограмм

Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в условиях походной деятельности с использованием пиктограмм

Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Задать вопрос