Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Дата публикации: 16.05.2018

Статья просмотрена: 5771 раз

Библиографическое описание:

Бобык, С. С. Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями / С. С. Бобык. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3377/ (дата обращения: 15.11.2024).



Тактильное восприятие (осязание) — это поверхностная чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Тактильная агнозия — трудности узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности. Изучения тактильных агнозий начиналось с 1884 г., когда впервые была описана неспособность узнать знакомые предметы на ощупь с закрытыми глазами.

В логопедической практике специалисты сталкиваются в основном с такими проблемами как:

  1. Нарушение орального стереогноза;
  2. Нарушение лицевого гнозиса;
  3. Нарушение пальцевого стереогноза.

Исследование по изучению тактильной чувствительности у детей с речевыми нарушениями проводилось в ГБОУ Школа № 17 ДО № 1.

В исследовании приняли участие 30 детей 6–7 лет с различными нарушениями в речевом развитии, которые были зачислены на логопедические занятия в данном образовательном учреждении.

В первый период обучения (сентябрь 2017 года) были подобраны диагностические игры и разработана программа коррекционного обучения.

При проведении проб было выявлено, что:

70 % детей имеют выраженные трудности в тактильном восприятии (были выявлены нарушение лицевого гнозиса и орального стереогноза). У 5 % из данной группы детей были выявлены нарушения пальцевого стереогноза;

20 % детей имеют незначительные трудности в тактильном восприятии (были выявлены нарушения орального стереогноза);

10 % детей не имеют трудностей в тактильном восприятии (данная группа детей имела лёгкие фонетические нарушения речи, которые не были осложнены дизартрическим компонентом)

Проведённое исследование показало, что преобладающее большинство детей страдающих речевыми нарушениями нуждается в разработке дополнительных коррекционных упражнений для развитие тактильного восприятия.

Было принято решение с 10 детьми, имеющими выражение трудности в тактильном восприятии органов артикуляции, проводить дополнительные упражнения по разработанному плану.

При проведении упражнений по развитию орального стереогноза было отмечено, что наибольшие трудности в выполнении данных заданий испытывают дети с наиболее грубыми нарушениями экспрессивной речи (общее недоразвитие речи, дизартирический компонент, ринолалией) при выраженности у них нарушений звуковой стороны речи. У детей с общим недоразвитием речи, ринолалией и дизартрией так же отмечаются грубые нарушения лицевого гнозиса и в некоторых случаях пальцевого стереогноза.

Для формирования чёткой, хорошей дикции необходимо хорошо чувствовать свои органы артикуляции (язык, губы, щёки). При произнесении каждого отдельного звука язык нужно поставить на своё место, напрячь и расслабить разные группы мышц, для формирования правильных ощущений положения органов артикуляции помогут тактильные игры. У многих детей с речевыми нарушениями отмечается сильный рвотный рефлекс, который может возникнуть даже при прикосновении к кончику языка, что очень усложняет механическую постановку звуков, отодвинуть, ослабить данный рефлекс могут тактильные упражнения с языком, когда в игровой форме взрослый слегка касается языка ребёнка, не вызывая при этом неприятных ощущений.

Некоторые дети боятся механической постановки звуков, не позволяют взрослому с помощью логопедических зондов или шпателей подкорректировать положение языка в той или иной позиции при произнесении звука. Детскую тревожность перед прикосновением к языку можно убрать с помощью весёлых игр, взрослый может сам разрешить нарисовать что-то на своём языке, потом взрослый рисует на языке ребёнка, так постепенно можно перейти к постановке звуков. Логопеду необходимо сформировать доверительные отношения с ребёнком, на занятиях всегда должна быть положительная атмосфера, детям должно быть интересно на занятии, они должны чувствовать себя комфортно в обществе педагога. Учитель ни в коем случае не должен давить на детей, заставлять их, принуждать к выполнению своих требований, поэтому только когда педагог сформирует правильный настрой у ребёнка к занятиям можно переходить к логопедическим тактильным играм и постановке звуков механическим способом.

Данный вид упражнений нормализует тонус мышц языка, подготовит артикуляционный аппарат к постановке звуков.

Правила выполнения игр направленных на формирование тактильных ощущений языка:

  1. Нельзя пользоваться предметами, которые могут травмировать ребёнка (с неровными краями, очень острыми)
  2. Нельзя пользоваться предметами, которые ребёнок может проглотить (если вы кладёте что-то на язычок ребёнка, то предмет должен быть хорошо закреплён веревкой или ниткой, взрослый должен её держать и внимательно следить за ходом упражнения)
  3. Нельзя использовать очень горячие предметы, которые могут ребёнка обжечь.
  4. Игры нужно проводить в комфортной обстановке, ребёнок должен сидеть. Обязательно нужно следить за осанкой ребёнка, когда он сидит.
  5. Если ребёнок устал от упражнений, то их следует незамедлительно закончить, чтобы не вызвать негативизма к данному виду игр.
  6. Данный вид игр желательно совмещать с артикуляционной и дыхательной гимнастикой.
  7. Если у ребёнка наблюдается гипертонус (повышенный тонус мышц), то ему предпочтительнее упражнения с тёплой водой, которая понизит тонус мышц, поможет им расслабиться. При гипотонусе (пониженный тонус мышц) мышц артикуляционного аппарата у воспитанника, предпочтительнее упражнения с холодной водой, которая поднимет мышечный тонус.
  8. Перед выполнением упражнений с напитками нужно выяснить, нет ли у ребёнка аллергии на определённые продукты.

Игры на развитие тактильной чувствительности языка спуговицами на верёвке, жидкостью, зубочистками, столовыми приборами ильдом:

  1. «Тёплое — холодное»

До языка нужно дотронуться тёплым предметом (немного нагретой металлической ложкой, а потом кусочкой люда и ребенок должен отличать тёплым или холодным предметом дотронулись до его языка.

  1. «Металл или пластмасса»

Ребёнку предлагают высунуть язык и закрыть глаза. До его языка дотрагиваются металлической чайной ложкой, а потом пластмассовой одноразовой ложечкой. Размер двух ложек должен быть одинаковым.

Сначала взрослым комментирует, чем он дотронулся до языка ребёнка, а потом ребёнок должен опираясь на свои тактильные ощущения узнать, чем дотронулись до его языка.

  1. «Точка или круг»

Ребёнку на языке рисуют тоненькой палочкой, аккуратно зубочисткой или ручкой пластмассовой ложечки круг на языке, называют его, а потом просто ставят маленькую точечку.

Когда ребёнок понял суть игры, он отличает круг от точки, опираясь на свои ощущения.

  1. «Большой круг и маленький кружок»

Ребёнку на языке рисуют тоненькой палочкой, аккуратно зубочисткой или ручкой пластмассовой ложечки большой круг и маленький кружок.

Сначала ребёнка учат их различать, два раза проводится упражнение с комментариями. На третий раз ребёнок, опираясь на свои ощущения, отличает круги друг от друга.

  1. «Цветочек или кружочек»

На язычке ребёнка рисуют цветок, обговаривают, что нарисовали, а потом рисуют круг, обговаривают это изображение.

После закрепления фигур, ребёнку предлагают узнать цветочек или кружочек нарисовал взрослый.

  1. «Линия или точка»

Логопед тонким предметом (продезинфицированным или одноразовым) рисует на языке ребёнка то линию, то точку.

Ребёнок должен отличить линию нарисовали или точку.

  1. «Узнай фигуру»

Когда ребёнок выучит хотя бы 3–4 геометрические плоские фигуры их можно рисовать на языке. Ребёнку предлагается узнать, что за фигуру нарисовал взрослый.

Предпочтительнее брать фигуры: треугольник, круг, квадрат.

Можно добавить для усложнения: прямоугольник, ромб, овал, трапеция.

  1. «Узнай цифру»

Когда ребёнок выучит цифры можно предложить ему угадывать их очертания на языке. Логопед тонким предметом рисуете цифру, помните, что цифр всего десять (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8,9), а всё остальное — это числа, состоящие из нескольких цифр.

Для данного упражнения желательно взять десять цифр. Цифры нужно писать правильно ориентируя их в пространстве относительно ребёнка, от кончика — к корню, как он бы писал на листке бумаги.

  1. «Узнай букву»

Если ребёнок начинает читать, то можно предложить ему узнавать очертания букв на языке.

Учитель пишите буквы русского алфавита на языке, так, что бы их изображение было правильно расположено относительно ребёнка. Писать буквы надо от кончика языка — к корню. Как он бы писал буквы на листке бумаги. Необходимо четко выводить все элементы каждой буквы, соблюдать их размер.

  1. «Посчитай точки»

Взрослый тонким предметом, как грифель карандаша ставит точки на языке ребёнка, а ребёнок должен их посчитать.

  1. «Посчитай палочки»

Взрослый рисует на языке ребёнка полоски, а ребёнок должен посчитать, сколько полосок нарисовано. Полоски можно рисовать как вертикальные, так и горизонтальные.

  1. «Сильный и слабый дождь»

Из пипетки взрослый капает одну каплю питьевой воды на язык ребёнку — слабый дождь, потом много капель — сильный дождь.

Так попеременно то сильный, то слабый дождик ребёнок должен узнавать «на языке» (дождик можно делать из любого напитка, ребёнку особенно понравится из сладкого чая или сока)

  1. «Посчитай капли»

Ребёнку предлагают выполнить артикуляционное упражнение «Чашечка» (высунуть широкий язык и загнуть вверх его боковые края и кончик, так что бы получилась форма «чашечки») и капают питьевой водой из пипетки, ребёнок должен посчитать капли (можно капать соком, морсом, чаем, компотом, газировкой).

  1. «Теплый и холодный дождик»

Взрослый капает ребёнку на язык из двух пипеток, в одной тёплая питьевая вода, а во второй холодная. Ребёнок должен узнать, тёплая капля упала ему на язык или холодная. Ребёнок называет: Тёплый дождик, холодный дождик.

  1. «Большая или маленькая пуговица»

Ребёнку кладут на язык пуговицы на верёвке двух размеров (большую и маленькую). Пуговицы должны быть ощутимо разными по размеру.

После того как ребёнок рассмотрит пуговицы, он должен узнать какую пуговицу взрослый положил на язык ребёнка.

  1. «Тяжелая или лёгкая пуговица»

С ребенком рассматривают две пуговицы (одна тяжелая, другая лёгкая), пуговицы должны быть существенно разными по весу.

После обследования пуговиц ребёнку кладут пуговицы на верёвке на язык, он должен узнать, какую пуговицу положил взрослый.

  1. «Шершавая или гладкая»

С ребёнком рассматривают две пуговицы на верёвке (шершавую и гладкую), желательно, что бы размер и вес пуговиц был примерно одинаковым.

После обследования пуговиц их по очереди кладут ребёнку на язык, взрослый держит верёвку в руке). Ребёнок должен догадаться, какая пуговица только что, лежала у него на языке.

Данные упражнения проводились с 10 детьми (на каждом логопедическом занятии по 3–4 игры совместно с артикуляционной гимнастикой, дыхательной гимнастикой, пальчиковой гимнастикой и играми на словообразование) в течение первых трёх месяцев 2017–2018 учебного года.

Тактильные игры нравились детям, они повышали общий эмоциональный фон занятия, также у детей заметно улучшилась подвижность органов артикуляции. Улучшилась кинестетическая чувствительность. Данные упражнения помогли ускорить процесс постановки звуков детям.

Через три месяца было отмечено, что дети, с которыми проводилась работа по развитию тактильной чувствительности языка, гораздо быстрее осваивали новые звуки (были поставлены 5 звуков, когда у детей, проходивших обучение по общему плану, были поставлены 2–3 звука), процесс автоматизации у них проходил значительно легче, чем у детей обучающихся по общему плану.

Данное исследование доказывает необходимость проведения упражнений на формирование тактильной чувствительности языка у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Литература:

  1. Выготский Л. С. «Мышление и речь. Сборник»- М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. — 668 с.
  2. Горохова И. А. «Речевая гимнастика для малышей. Учимся говорить правильно» — СПБ.: Питер, 2011- 176с.
  3. Кислинг У. «Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребёнка, распознать проблему, помочь обрести равновесие» под редакцией Клочковой Е. В. — М: Теревинф, 2015. -240с.
  4. Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр» М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008 г.- 256с.
Основные термины (генерируются автоматически): язык, ребенок, взрослый, нарушение, тактильное восприятие, игра, какая пуговица, постановка звуков, тактильная чувствительность языка, тонкий предмет.

Похожие статьи

Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Особенности эмоциональной лексики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Похожие статьи

Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Особенности эмоциональной лексики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Задать вопрос