Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Долгова, А. В. Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР / А. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9797/ (дата обращения: 16.12.2024).



Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

Рекомендации логопеда родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3–4 раза в день по 3–5 минут.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5–7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10–15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений, новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Описанные ниже упражнения проводятся в игровой форме (игра — основной вид деятельности дошкольников), вызывая интерес у детей, удерживая внимание на протяжении всего занятия. Упражнения могут использоваться родителями, так как они не требуют специальной подготовки и материально не затратны, что существенно для семейного бюджета. В системе упражнений соблюдаются научные принципы: научность, систематичность и последовательность (от простого к сложному), доступность, наглядность, индивидуальный подход.

В дополнение к общепринятым артикуляционным заданиям Дьяковой Е. А., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. [1, 3] мы предлагаем следующие нетрадиционные упражнения, которые систематизированы, доработаны, усовершенствованы, апробированы. Желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счет, музыку, с хлопками и т. д. Приведенные ниже упражнения зарекомендовали свою эффективность, носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Оборудование: бусина диаметром 2–3 см, шнурок длиной 30 см. Шнурок продет через сквозное отверстие бусины. Взрослый, во время выполнения упражнений, контролирует и удерживает шнурок в руках.

  1. «Футбол» — снятие спастики языка и выработка двигательной функции артикуляционного аппарата, устранение инфантильного глотания.

Описание: бусину, продетую через сквозное отверстие, ребенок катает во рту в хаотичном порядке. Педагог следит за выполнением упражнения, удерживая концы шнурка.

  1. «Коснись языком бусины» — активизация мышц кончика языка.

Описание: педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребенок касается кончиком языка бусины.

  1. «Посчитай» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка.

Описание: педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребенок передвигает кончиком языка бусины справа налево и слева направо.

  1. «Удержи бусину» — активизация мышц кончика языка, выработка движений языка вверх.

Описание: педагог держит шнурок в вертикальном положении, ребёнку предлагается удержать кончиком языка бусину.

  1. «Лифт» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка.

Описание: двигать кончиком языка бусину снизу вверх при вертикально натянутом шнурке.

  1. «Смотри не урони» — активизация мышц средней части языка.

Описание: язык в форме «ковша», бусина находится внутри «ковша», ребенку предлагается удержать её.

  1. «Поймай бусину» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица.

Описание: при горизонтально натянутом шнурке ребенку предлагается захватить губами бусину и удерживать её.

  1. «Пятачок» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица.

Описание: сжатыми губами удерживать бусину, нанизанную на шнурок, и выполнять круговые движения губами.

Упражнения с ложкой

  1. «Сильный язычок» — укрепление мышц языка и его подвижности.

Описание: чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо; вверх и вниз; то же, но подталкивать язычок в выпуклую часть ложки.

  1. «Подвижные губки» — выработка подвижности губ.

Описание:

 Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

 Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой стрелке и против.

  1. «Мишка» — отработка тонких дифференцированных движений кончика языка.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Предложить ребенку вылизывать вогнутую часть ложки кончиком языка, постепенно уменьшая размер ложки от столовой до десертной, чайной, кофейной.

  1. «Похлопаем по щёчкам» — массаж щёк.

Описание: взять по чайной ложке в правую и левую руки и совершать лёгкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

Упражнения с бинтом

Оборудование: бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры 25*5 см.

  1. «Лягушка» — выполняется при слабости губ.

Описание: сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10–15 секунд.

  1. «Голодная лягушка» — укрепление мышц языка, выработка подъёма языка вверх «чашечкой» и опускания его вниз «лопаткой».

Описание:

 Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша. При этом рот широко раскрыт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10–15 секунд. Повторяется 10 раз.

 Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким языком в форме «лопатки». Далее упражнение выполняется так же, как упражнение № 1.

Систематическое выполнение представленных упражнений, способствует быстрейшему переходу к следующему этапу коррекционной работы: постановка звуков.

Литература:

  1. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 104 с.
  2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: ГНОМ и Д, 2001. 136 с.
  3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп — топ -2. Нетрадиционные приемы коррекционно-логопедической работы с детьми 6–12 лет. М., 2009. 16 с.
  4. Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии. Сказка о веселом Язычке. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная гимнастика, упражнение, описание, ребенок, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, бусина, выработок подвижности губ, кончик языка, чайная ложка.

Похожие статьи

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Новые подходы к построению системы практических упражнений по развитию автоматизации и дифференциации нарушенных звуков и развития тонкой ручной моторики с использованием бусографии и звукотаблиц у дошкольников 5–7 лет с ТНР

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности по теме «Колыбельные разных стран» (старшая логопедическая группа)

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Похожие статьи

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Новые подходы к построению системы практических упражнений по развитию автоматизации и дифференциации нарушенных звуков и развития тонкой ручной моторики с использованием бусографии и звукотаблиц у дошкольников 5–7 лет с ТНР

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности по теме «Колыбельные разных стран» (старшая логопедическая группа)

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)