Новые подходы к построению системы практических упражнений по развитию автоматизации и дифференциации нарушенных звуков и развития тонкой ручной моторики с использованием бусографии и звукотаблиц у дошкольников 5–7 лет с ТНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сидорова, Т. С. Новые подходы к построению системы практических упражнений по развитию автоматизации и дифференциации нарушенных звуков и развития тонкой ручной моторики с использованием бусографии и звукотаблиц у дошкольников 5–7 лет с ТНР / Т. С. Сидорова, Т. Г. Кантур. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15272/ (дата обращения: 07.11.2024).



Многолетний педагогический опыт учителей-логопедов Каневского района Краснодарского края, МБДОУ детского сада № 2 показал, что именно игровые педагогические технологии позволяют учесть специфику дошкольников с общим недоразвитием речи, применить индивидуальный подход в обучении дифференцировать образовательную нагрузку, повысить интерес к обучению облегчить сложный этап автоматизации и дифференциации звуков. Мы стараемся спроектировать свою деятельность, таким образом, чтобы это позволило использовать наиболее эффективные методы и приёмы с учётом особенностей детей, их индивидуальности и тем самым добиться высоких результатов.

Основой каждого практического игрового упражнения является нетрадиционная техника работы с плоскими бусами — «бусография».

Понятие «бусография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «буса» подразумевает исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании различных линий, дорожек, отбор и нанизывание плоских бус с вставленными предметными картинками на автоматизируемый звук в вязаные планшеты. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, развивает внимание, совершенствует сенсомоторику — согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, конструктивный праксис, ориентировку в пространстве, счетные операции, просодические компоненты речи, правильное произношение. Таким образом, «бусография» способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка, оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи развивают тактильные ощущения, которые в свою очередь являются мощной импульсацией в кору головного мозга, что также положительно влияет на развитие речи. В старшем возрасте используется алгоритм действия, этапы выполнения.

В «бусографии», как и в военном деле, есть своя стратегия и тактика, и успех работы будет зависеть от продуманности, как первой, так и второй. Прежде чем приступить непосредственно к созданию рядов — к тактическим действиям, необходимо продумать общий вид предмета и методы изготовления — стратегию.

Для начала важно определить форму и размеры предмета, линий, рассчитать, сколько приблизительно понадобиться материала. Вторым необходимым шагом будет разработка конструкции объекта, предмета и его художественного решения — из каких частей оно будет состоять и какие соединения потребуются. Следует при этом посчитать необходимое количество плоских бус, также провести правильное соединение линий, получая ту или иную геометрическую фигуру, букву.

Каждое игровое упражнение содержит не только практические задачи, но и коррекционно-образовательные и коррекционно-развивающие, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Нами созданы более 20 авторских игровых упражнения с использованием «бусографии», в работе с вязаными планшетами и плоскими бусами и 20 авторских звуковых таблиц. Каждое игровое упражнение сопровождают схемы этапов выполнения. Дана подробная инструкция. Игры используются на этапе автоматизации и дифференциации нарушенных звуков. Поэтому целенаправленная работа по «бусографии» развивает артикуляционную и тонкую моторику пальцев рук, ускоряет созревание речи ребенка. Это позволяет более успешно проводить подготовку руки ребенка к письму.

При проведении работы с использованием бусографии необходимо помнить о главном условии успешности этого вида деятельности — ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация на предстоящую деятельность. Логопедические занятия с использованием «бусографии» и звукотаблиц — это продукт совместной деятельности с детьми-логопатами. Да, действительно такая коррекционная деятельность требует от логопеда огромного напряжения, чтобы чувствовать пульс каждого этапа, готовность применить любой приём, чтобы направить деятельность детей в задуманное русло. Предлагаем описание некоторых игр.

Авторская игра «Звуковая таблица» по автоматизации звука (Ц) в словах, словосочетаниях, где в свою очередь ведётся работа по отработке грамматических конструкций, и работе по составлению предложений с опорой на картинки с заданным звуком рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет на этапе их автоматизации. В ходе используются карты схемы с изображением предметных картинок на заданный звук и фишки двух цветов (круглой формы), которыми могут управлять дошкольники данного возраста, с опорой на стрелки. Дети получают (закрепляют) навыки пользования звуковыми таблицами. Развивают ВПФ. Игра используется на индивидуально-подгрупповых занятиях. Целью игры является: создание мотивации с помощью авторских звуковых таблиц, повысить активную самостоятельную детскую деятельность для получения результата. В ходе многократного произнесения предметных картинок на звуковой таблице у дошкольников развивается фонематическое восприятие, правильное звукопроизношение, пространственное мышление, внимание, сообразительность; формирование представления детей о геометрических фигурах, буквах, их количестве, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь. Алгоритм игры: Игровые упражнения

  1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (Цыплёнок, пуговица, индеец, огурец, певец, леденец, …)
  2. Ставь на каждый предмет фишку и добавляй к называемому предмету сначала слово «Бац»: БацЦыплёнок, БацПуговица, Бац — индеец,бац огурец и т. д.
  3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у цыплёнка- пуговица, индейца- огурец, у певца- леденец, (картинки подобраны парами: живой предмет — неживой предмет).
  4. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в единственном числе, затем, согласовывай его с числительными два, пять: один цыплёнок, два цыплёнка, пять цыплят; одна пуговица, две пуговицы, пять пуговиц.
  5. Назови каждый предмет, про который можно сказать мой (ставим фишку одного цвета), про который можно сказать моя (другого цвета).
  6. Показывай и называй цыплёнок- цветной, пуговица — бесцветная и т. д.
  7. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между, над...., под... и т. д. (задание может быть любой сложности).
  8. С каждым предметом придумай по одному предложению. Например — у куницы яйцо, у ученицы единица.
  9. (усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звуковой таблицы, например, цыганка и кольцо — цыганка нашла кольцо…)

Звукотаблица на дифференциацию звуков П-Б. Игровые упражнения:

  1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой попугай, банан, букашка, подушка, пчела, банка, панда, бублик, Бармалей пароход, буратино, посуда, павлин, будильник, бык, половник.
  2. Ставь на каждый предмет фишку и добавляй к называемому предмету сначала слово «подходить»: я буду подходить к попугаю, я буду подходить к банану, я буду подходить к букашке, я буду подходить к подушке и т. д.
  3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у попугая — банан, у букашки — подушка, у пчелы — банка, у панды — бублик, у Бармалея — пароход, у Буратино — посуда, у павлина — будильник и т. д. (картинки подобраны парами: живой предмет — неживой предмет).
  4. Называй предметы живые боевыми, а неживые — последними: попугайбоевой, а бананпоследний, букашка — боевая, подушка — последняя.
  5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в единственном числе, затем, согласовывай его с числительными два, пять: один попугай, два попугая, пять попугаев и т. д.
  6. Назови каждый предмет, про который можно сказать Мой (накрой фишкой пунцового цвета), про который можно сказать Моя (накрой фишкой бананового цвета).
  7. На живые предметы клади фишку пунцового цвета, а на неживые предметы — бананового цвета.
  8. Показывай и называй попугай — пунцовый, банан — банановый, букашка — пунцовая, подушка банановая и т. д.
  9. Раздели слова на части с использованием схем(полосок);
  10. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу;
  11. С каждым предметом придумай по одному предложению. (усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звуковой таблицы, например, попугай и бананпопугай увидел банан).

Авторская игра «Треугольник, который свистит» проводится на вязаных планшетах с использованием плоских бус. Цель. Автоматизация звука С в словах в начале слов и развития моторных координированных действий руки в работе на вязанных планшетах с опорой на схему. Рассчитанана детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет.

Данная игра используется на индивидуально-подгрупповых занятиях по преодолению нарушений звукопроизношения и формированию фонетико-фонематической стороны речи, обучения грамоте. Целью игры является:

1) Создание мотивации детей.

2) Учить создавать выразительный, интересный предмет из плоских бус белого цвета, используя новую нетрадиционную технику исполнения работы — «бусографии».

3) Развивать фонематическое восприятие, правильное звукопроизношение, пространственное мышление, внимание, сообразительность, мелкую ручную моторику.

4) Автоматизировать поставленный звук. Алгоритм игры: Этапы выполнения работы.

Начало игры. Учитель-логопед предлагает детям взять шнурки и вязаные планшеты, подготовленные розетки, в которых находятся плоские бусы с приклеенными, ламинированными предметными картинками на автоматизируемый звук (по бокам плоских бус сделаны два отверстия предназначенные для проведения шнуровки с опорой на схему.

1-й этап работы: предлагается схема расположения плоских бус на вязаном планшете. Соединение каждой линии детьми, придав ей форму треугольника.

3-й этап работы: Создание (шнуровка) и отбор картинок с заданным звуком.

4-й этап: проговаривание каждым ребёнком слов «Свистящего треугольника»

Результаты коррекционной деятельности: дети сплачиваются, у них усиливается желание играть вместе, учатся слушать друг друга, уважать мнения других чувствуют себя более уверенно в группе, могут конструктивно обсуждать совместные действия, вырабатывать алгоритм действий. Развивается способность нестандартно мыслить и принимать решения. У детей расширяются представления о звуках. Развиваются фонематические процессы, мышление.

Выводы:

  1. Использование новых подходов к построению системы практических упражнений по развитию автоматизации и дифференциации нарушенных звуков и развития тонкой ручной моторики с использованием «бусографии» и звуковых таблиц у дошкольников с ТНР 5–7 летиигровых методов является яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества.
  2. Система приемов дифференцированного и индивидуального коррекционного воздействия, в сочетании с традиционными средствами, составляет основу методической технологии логопедической работы с применением новой техники «бусографии»-работа на звуковых планшетах с использованием плоских бус и звуковых таблиц.
  3. Результаты обучения детей свидетельствуют о том, что специальные приемы игрового логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизношения, устной и письменной речи, что в целом содействует гармонизации развития личности, и в свою очередь позволяет добиться повышения качества коррекционного процесса и способствует в реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

IMG_20190204_104709IMG_20190204_105234

IMG_20190204_105124

Литература:

  1. Кантур Т. Г. «Практический материал по развитию фонетико-фонематической стороны речи детей 5–7 лет», Кубанское полиграфическое объединение Спб-150 стр. 2011г.
  2. Сидорова Т. С. «Развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики у детей с нарушением речи по средствам бусографии». Кубанское полиграфическое объединение.2011г
  3. Кантур Т. Г. Сидорова Т. С. «Взаимодействие педагогов и родителей при организации коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения, посредством практических, игровых упражнений у детей дошкольного возраста с ТНР. ООО «Виза» Спб-250 стр.3-е издание дополнено 2018г.
Основные термины (генерируются автоматически): живой предмет, неживой предмет, предмет, бусы, заданный звук, звуковая таблица, картинка, попугай, фишка, авторская игра.

Похожие статьи

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Развитие детей 5–7 лет с ОВЗ посредством включения звукотаблиц, звуковых планшетов в коррекционно-развивающую работу на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков (из опыта работы)

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР

Разработка диагностического инструментария по исследованию фонематических компетенций у дошкольников со стёртой формой дизартрии на основе анализа традиционных и современных методов диагностики

Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Современные формы взаимодействия с родителями как средство повышения качества консультативной и практической помощи в группе компенсирующей направленности для детей 5–7 лет с ТНР

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Похожие статьи

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Развитие детей 5–7 лет с ОВЗ посредством включения звукотаблиц, звуковых планшетов в коррекционно-развивающую работу на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков (из опыта работы)

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР

Разработка диагностического инструментария по исследованию фонематических компетенций у дошкольников со стёртой формой дизартрии на основе анализа традиционных и современных методов диагностики

Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Современные формы взаимодействия с родителями как средство повышения качества консультативной и практической помощи в группе компенсирующей направленности для детей 5–7 лет с ТНР

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня