Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Автор: Талужина Ольга Николаевна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 28.12.2016
Статья просмотрена: 1303 раза
Библиографическое описание:
Талужина, О. Н. Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / О. Н. Талужина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1706/ (дата обращения: 22.11.2024).
У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять
А. С. Макаренко
Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет актуальность и востребованность, так как у многих детей наблюдается отставание от возрастных норм речевого развития. Вопросы развития фонематического слуха изучались многими исследователями в разных аспектах (К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Бородич и другими). Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. «От того, как ребенком будет открыта звуковая действительность языка, звуковая форма слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка грамматики и связанной с ней орфографии-подчеркивал Д. Б. Эльконин. [c. 23]
Нарушения в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия звуковой системы, приводят к трудностям овладения правильным звукопроизношением. В социальном и психологическом плане такие дети испытывают трудности в общении. Ребенок намеренно заменяет трудно произносимые слова на более лёгкие, сокращает слова.
В работе рекомендуется систематически использовать разные методы и приемы для развития фонематического слуха у детей. Такие как, словесные игры, игры малой подвижности, фольклорные игры, и конечно дидактические игры. С помощью дидактических игр ребенок может приобретать и новые знания, общаясь со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, получая много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Ведь дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем. Не все, дети, достаточно четко могут определить, с какого звука начинается то, или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов-подсказок или выставленных картинок.
Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в его результате умение «слышать» в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги помогают осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом.
В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми. Применение дидактических игр, как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет: во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разного уровня. Интерес детей к дидактической игре достигается различными приемами. Игра интересна ребенку только тогда, когда он самостоятельно выполняет в ней какие-то действия. В играх на развитие фонематического слуха используются различные задания, которые активизируют деятельность детей: поднять фишки при обнаружении определенных звуков, хлопнуть в ладоши; закрыть глаза и на слух определить характер звука, сосчитать звуки; поймать мяч и бросить его обратно, выполнив задание игры; определить букву на ощупь и т. д. Оживляет интерес к игре и ввод новых вариантов, дополнительных заданий (например: найти картинки на заданный звук и раскрасить их), элементов соревнования (кто быстрее выполнит задание, решит задачу, кто больше назовет предметов и т. д.). Очень важно поддерживать в детях желание играть, и поэтому оценка игры должна быть положительной. Вот примеры некоторых дидактических игр, которые можно предложить детям в самостоятельной деятельности.
«Найди одинаковые звуки».
Цель: научить выделять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся с одинакового звука.
Задание: назови картинки, начинающиеся на один и тот же звук (например: тигр, забор, жираф, слон, телефон, бант). Вариант: раскрасить эти картинки.
«Что лишнее?»
Цель: учить выделять первый звук слова, исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным звуком. Задание: посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю (указание: обрати внимание на первые звуки) (например: бабочка, бант, заяц, бочка, кот, ель, козел, колобок, зонт, замок, шар, заяц).
Варианты игры: обратить внимание на последний звук (соответствующий подбор картинок, например: забор, светофор, шофер, автобус); на количество слогов (например: кот, мак, рак, лиса); на гласный или согласный звук начинается слово (например: азбука, дерево, стол, медведь); на мягкий или твердый согласный начинается слово (например: зуб, свеча, лампа, лиса).
«Внимательные руки».
Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, быстроты мышления.
Ход игры: внимательно слушать словесный ряд: если слово начинается с гласного звука — поднять правую руку, если с согласного — левую (можно использовать фишки, флажки разного цвета).Варианты игры: определить местонахождение определенного звука в слове (где он находится- в начале, середине, конце слова), его наличие в слове; различение количества слогов в слове (один слог — один хлопок в ладоши, два слога — два хлопка, три слога — три хлопка); определение мягкости или твердости начального звука слова.
«Путаница».
Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, развивать слуховую память, мышление, фонематический слух.
Задание: поменять заданные слоги местами и отгадать слово (например: ма-зи — зима, ка-ру — рука, но-ки — кино, ги-ша — шаги и т. д.)
«Подбери слог изакончи слово».
Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, словообразовании, развитие фонематического слуха. Задание: подбери слог к заданному слогу так, чтобы получилось слово (например: ва-за, ня, ся, та; ро-за,). Указания: игру можно проводить с мячом. Водящий бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно.
«Мячик-смягчитель».
Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.
Ход игры: водящий бросает мяч и произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно (например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь и т. д.)
«Необычные цветы».
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков.
Ход игры: к кружку, обозначающему середину цветка, подбираются картинки-лепестки, в названии которых есть заданный звук (например: Р — забор, корова, крот, рак, ромашка, арбуз — шесть лепестков).
«Составь слово по картинкам».
Цель: учить выделять начальный звук слова, составлять слова по опорным звукам, воспитывать слуховое внимание, мышление.
Ход игры: из названий ряда картинок ребенок выделяет первые звуки, из которых затем составляет новое слово (коза, облако, топор — кот; лимон, индюк, светофор, арбуз — лиса и т. д.)
Вариант: составить слово на слух, без картинок.
«Цепочка слов».
Цель: развивать фонематический слух, мышление, умение выделять начальный и конечный звуки слова, придумывать слова на заданный звук.
Ход игры: ребенок называет слово, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и придумывает новое, которое начинается на этот звук {например: кошка-автобус-светофор-ромашка-азбука…} Вариант: можно использовать подбор картинок. «Кубики».
Цель: развитие фонематического слуха, мышления, навыков звукослияния.
Ход игры: играющие по очереди бросают кубики {два кубика: один – с буквами, обозначающими оппозиционные согласные звуки; второй – с гласными буквами}, составляют из выпавших на кубиках букв слоги, из них – слова.
«Найди слова вслове».
Цель: закреплять понимание словообразующей роли каждого слова, развивать фонематический слух, мышление.
Ход игры: перед играющими, демонстрируется слово, дается установка: «Из букв этого слова составьте и запишите новые слова». Выигрывает тот, кто составит больше слов.
Таким образом, дидактическая игра является ценным средством формирования фонематического слуха. С помощью дидактической игры дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Литература:
- О. А. Новиковская. «Академия развивающих игр» для детей от года до 7 лет издательство «Сова», 2009.
- О. С. Ушакова. «Придумай слово» творческий центр «Сфера», 2014.
- Н. В. Дурова. «Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников», Москва. 2010.
- Е. А. Алябьева. «Учим русский язык, дидактические материалы по развитию речи детей 5–7 лет» «Сфера». 2013.
- Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева. «Основы логопедической работы с детьми», Москва. 2005.
6. Д. Б. Эльконин. «Психологияигры».