Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи
Автор: Бутько Вера Васильевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 19.05.2020
Статья просмотрена: 149 раз
Библиографическое описание:
Бутько, В. В. Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи / В. В. Бутько. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5268/ (дата обращения: 21.11.2024).
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Чем раньше выявлена речевая патология, тем более успешно будет проведена своевременная коррекция выявленного дефекта и профилактика вторичных речевых нарушений. Речевые навыки приобретаются ребёнком в результате одновременной деятельности слуховых, зрительных, двигательных, кинестетических, кожных анализаторов. Такую уравновешенную систему внутренних процессов И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом.
Обучение детей правильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевых динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток коры головного мозга. Работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу слова. Готовность к обучению грамоте определяется возможностью осознания ребёнком звукового строя языка, переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу, т. е. к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определённой последовательности. Звуковой анализ является высшей ступенью фонематического восприятия, способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Звуковой анализ развивается тем успешнее, чем дети лучше владеют пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым количественным счётом.
По данным Р. Е. Левиной развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. В развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки звуков гласных — согласных, затем переходит к различению мягких — твёрдых, звонких — глухих; затем включается артикуляция. Процесс дифференциации завершается акустическим различением.
Необходимыми предпосылками для обучения грамоты являются:
– сформированное фонематическое восприятие;
– правильное произношение всех звуков;
– наличие элементарных навыков звукового анализа.
Все процессы взаимосвязаны между собой. При чтении у детей, занятия с которыми велись без учёта этих факторов, типичны следующие ошибки:
– трудности слияния звуков в слоги и слова;
– побуквенное чтение;
– искажение слоговой структуры слова;
– медленный темп чтения;
– нарушение понимания прочитанного;
– замены букв, пропуски гласных или согласных при их стечении;
– слияние слов при письме.
При работе над формированием фонематического слуха можно выделить несколько этапов:
- Подготовительный этап:
a) развитие слухового сосредоточения, внимания;
b) развитие способности узнавать и различать звуки по высоте, тембру, силе;
c) развитие способности узнавать и различать неречевые звуки, схожие по звучанию;
d) развитие способности различать одинаковые звукокомплексы;
e) развитие способности различать близкие слова по звуковому составу.
- Развитие простейших форм (дифференциация фонем);
- Развитие высших форм (навыков элементарного звукового анализа).
На подготовительном этапе в процессе специальных игр и упражнений развиваю способность узнавать и различать неречевые звуки, схожие по звучанию. Эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить ребёнка дифференцировать фонемы). На первых занятиях дети слушают звуки за окном: «Что шумит? Что гудит? Кто разговаривает?». Затем даются задания внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, группы и т. д.
Предлагаю игры, где учу различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируя на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Например: «Где гудит пароход — далеко или близко?»
Затем учимся различать слоги. Начинать целесообразно с игры, где логопед произносит несколько слогов, например: на — на — па — на, а дети определяют, что здесь лишнее. Потом звуковые ряды усложняются.
Постепенно перехожу на игры, где развиваю способность узнавать и различать слова близкие по слуховому составу.
На втором этапе дети учатся различать фонемы. Начинаю работу с выделения заданного звука из ряда звуков, затем выделяем начальный ударный гласный в слове и конечный ударный. По мере ознакомления с гласными звуками использую игру на дифференциацию этих звуков.
Постепенно перехожу к анализу и синтезу словосочетаний типа: ау, уа, иа. Задачей последнего этапа является формирование навыков элементарного звукового анализа. Начинаю работу с глухих взрывных согласных:
– анализ и синтез закрытых слогов: АП, УТ, ОК...
– выделение гласных звуков в середине слова: сок, так…
– выделение согласных в начале слова, анализ открытого слога;
– выделение конечных согласных в односложных словах: кот, мак, паук…
– звуковой анализ односложных слов: сук, тук, сон…
Для детей, которые испытывают трудности с анализом звуковых сочетаний, желательно предложить упражнения, основанные с опорой на символы. К концу этого периода дети владеют терминами: гласный звук, согласный звук, слово. С помощью занимательных игр — головоломок типа «Построй пирамидку» дети упражняются в определении количества звуков и слогов в словах. Начинать целесообразнее с отхлопывания или отстукивания односложных и двухсложных слов: бисер, замок, сушка…
На каждом этапе логопедической терапии я рекомендую использовать игровые упражнения, подкрепленные наглядными материалами. Необходимо постепенно усложнять задачи. Приведу несколько игр и упражнений на выделение звуков в слове и нахождение местоположения заданного звука:
– назвать первый звук в именах детей: Аня, Уля, Ира, Игорь, Ася;
– прослушать слова и назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, утки, эхо, улица, ужин;
– рассмотреть изображения, назвать их и определить, с какого звука они начинаются: иголки, осы, уж, уши;
– подобрать слова, начинающиеся с заданного (указанного) звука (ударного [0]);
– назвать в слове первый (последний) звуки;
– отобрать изображения, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком);
– подобрать названия овощей, фруктов и цветов, которые начинаются на заданный звук;
– закрыть ту картинку, которая начинается с заданного звука: игра «Лото»;
– «Найди общий звук». Называются слова: (нос, автобус, ананас, квас, волос, лес) и выясняется, какой звук встречается во всех этих словах;
– «Логопедическое Домино». Детям выдают карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, НОС- СТОЛ. Другой ребёнок, имеющий среди своих карточек изображение, которое начинается со звука [Н], прикрепляет её к изображению — НОС, а ребёнок, имеющий карточку с изображением, которое начинается со звука [Л], прикрепляет карточку к изображению — СТОЛ. Дети должны выложить все свои карточки;
– «Цепочка». Ведущий называет слово (например: автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает своё слово, которое начинается с этого звука. Получается цепочка из слов: самолёт…
— «Найди мое место». Называются слова — карточки, голосом выделяется определенный звук. Необходимо определить его месторасположение (начало, конец, середина слова) и вставить карточку; выбрать из предложенных изображений только те, в названии которых указанный звук находится в начале слова; в середине слова; в конце слова;
— «Рыболовы». Удочкой с магнитом дети вылавливают предметные изображения, называют их (автоматизация звука в слове) и определяют местоположение звука в данном слове;
— «Цепочка из картинок». Цель игры: упражняться в определение первого и последнего звуков в словах. Представлены изображения, ребенку необходимо разложить их в определённой последовательности. Вы можете начать игру с определенного изображения, а последующее изображение будет начинается с того звука, каким заканчивалось предыдущее слово;
— «Прочти слово». Дети выделяют первые звуки в словах — названиях изображений. По этим (первым) звукам составляют слова. Картинки с изображением: шишка, арбуз, рыба = [Ш], [А], [Р] = шар.
Все упражнения необходимо проводить на положительном эмоциональном фоне, в игровой ситуации: на занятиях по развитию звукопроизношения, лексико-грамматических средств и занятий по изучению элементам грамоты. Преодоление нарушений фонематических процессов у дошкольников будет эффективным в то случае, если будет использован системный подход и коррекция будет осуществляться дифференцированно, с учетом специфических нарушений фонематических процессов.
Литература:
- Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Логопедия - Екатеринбург.: Изд-во АРД ЛТД 1999 г.
- Л. В. Лопатина. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста — СПб.: Издательство «Союз» 2005 г.
- Л. С. Сековец. Коррекция нарушений речи у дошкольников.- М.: АРКТИ 2005 г.
- М. Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Н. Г. Алтухова. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Издательство «Лань» 1999 г.