Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 19.05.2020

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Бутько, В. В. Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи / В. В. Бутько. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5268/ (дата обращения: 22.12.2024).



Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Чем раньше выявлена речевая патология, тем более успешно будет проведена своевременная коррекция выявленного дефекта и профилактика вторичных речевых нарушений. Речевые навыки приобретаются ребёнком в результате одновременной деятельности слуховых, зрительных, двигательных, кинестетических, кожных анализаторов. Такую уравновешенную систему внутренних процессов И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом.

Обучение детей правильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевых динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток коры головного мозга. Работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу слова. Готовность к обучению грамоте определяется возможностью осознания ребёнком звукового строя языка, переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу, т. е. к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определённой последовательности. Звуковой анализ является высшей ступенью фонематического восприятия, способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Звуковой анализ развивается тем успешнее, чем дети лучше владеют пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым количественным счётом.

По данным Р. Е. Левиной развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. В развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки звуков гласных — согласных, затем переходит к различению мягких — твёрдых, звонких — глухих; затем включается артикуляция. Процесс дифференциации завершается акустическим различением.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоты являются:

– сформированное фонематическое восприятие;

– правильное произношение всех звуков;

– наличие элементарных навыков звукового анализа.

Все процессы взаимосвязаны между собой. При чтении у детей, занятия с которыми велись без учёта этих факторов, типичны следующие ошибки:

– трудности слияния звуков в слоги и слова;

– побуквенное чтение;

– искажение слоговой структуры слова;

– медленный темп чтения;

– нарушение понимания прочитанного;

– замены букв, пропуски гласных или согласных при их стечении;

– слияние слов при письме.

При работе над формированием фонематического слуха можно выделить несколько этапов:

  1. Подготовительный этап:

a) развитие слухового сосредоточения, внимания;

b) развитие способности узнавать и различать звуки по высоте, тембру, силе;

c) развитие способности узнавать и различать неречевые звуки, схожие по звучанию;

d) развитие способности различать одинаковые звукокомплексы;

e) развитие способности различать близкие слова по звуковому составу.

  1. Развитие простейших форм (дифференциация фонем);
  2. Развитие высших форм (навыков элементарного звукового анализа).

На подготовительном этапе в процессе специальных игр и упражнений развиваю способность узнавать и различать неречевые звуки, схожие по звучанию. Эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить ребёнка дифференцировать фонемы). На первых занятиях дети слушают звуки за окном: «Что шумит? Что гудит? Кто разговаривает?». Затем даются задания внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, группы и т. д.

Предлагаю игры, где учу различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируя на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Например: «Где гудит пароход — далеко или близко?»

Затем учимся различать слоги. Начинать целесообразно с игры, где логопед произносит несколько слогов, например: на — на — па — на, а дети определяют, что здесь лишнее. Потом звуковые ряды усложняются.

Постепенно перехожу на игры, где развиваю способность узнавать и различать слова близкие по слуховому составу.

На втором этапе дети учатся различать фонемы. Начинаю работу с выделения заданного звука из ряда звуков, затем выделяем начальный ударный гласный в слове и конечный ударный. По мере ознакомления с гласными звуками использую игру на дифференциацию этих звуков.

Постепенно перехожу к анализу и синтезу словосочетаний типа: ау, уа, иа. Задачей последнего этапа является формирование навыков элементарного звукового анализа. Начинаю работу с глухих взрывных согласных:

– анализ и синтез закрытых слогов: АП, УТ, ОК...

– выделение гласных звуков в середине слова: сок, так…

– выделение согласных в начале слова, анализ открытого слога;

– выделение конечных согласных в односложных словах: кот, мак, паук…

– звуковой анализ односложных слов: сук, тук, сон…

Для детей, которые испытывают трудности с анализом звуковых сочетаний, желательно предложить упражнения, основанные с опорой на символы. К концу этого периода дети владеют терминами: гласный звук, согласный звук, слово. С помощью занимательных игр — головоломок типа «Построй пирамидку» дети упражняются в определении количества звуков и слогов в словах. Начинать целесообразнее с отхлопывания или отстукивания односложных и двухсложных слов: бисер, замок, сушка…

На каждом этапе логопедической терапии я рекомендую использовать игровые упражнения, подкрепленные наглядными материалами. Необходимо постепенно усложнять задачи. Приведу несколько игр и упражнений на выделение звуков в слове и нахождение местоположения заданного звука:

– назвать первый звук в именах детей: Аня, Уля, Ира, Игорь, Ася;

– прослушать слова и назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, утки, эхо, улица, ужин;

– рассмотреть изображения, назвать их и определить, с какого звука они начинаются: иголки, осы, уж, уши;

– подобрать слова, начинающиеся с заданного (указанного) звука (ударного [0]);

– назвать в слове первый (последний) звуки;

– отобрать изображения, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком);

– подобрать названия овощей, фруктов и цветов, которые начинаются на заданный звук;

– закрыть ту картинку, которая начинается с заданного звука: игра «Лото»;

– «Найди общий звук». Называются слова: (нос, автобус, ананас, квас, волос, лес) и выясняется, какой звук встречается во всех этих словах;

– «Логопедическое Домино». Детям выдают карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, НОС- СТОЛ. Другой ребёнок, имеющий среди своих карточек изображение, которое начинается со звука [Н], прикрепляет её к изображению — НОС, а ребёнок, имеющий карточку с изображением, которое начинается со звука [Л], прикрепляет карточку к изображению — СТОЛ. Дети должны выложить все свои карточки;

– «Цепочка». Ведущий называет слово (например: автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает своё слово, которое начинается с этого звука. Получается цепочка из слов: самолёт…

— «Найди мое место». Называются слова — карточки, голосом выделяется определенный звук. Необходимо определить его месторасположение (начало, конец, середина слова) и вставить карточку; выбрать из предложенных изображений только те, в названии которых указанный звук находится в начале слова; в середине слова; в конце слова;

— «Рыболовы». Удочкой с магнитом дети вылавливают предметные изображения, называют их (автоматизация звука в слове) и определяют местоположение звука в данном слове;

— «Цепочка из картинок». Цель игры: упражняться в определение первого и последнего звуков в словах. Представлены изображения, ребенку необходимо разложить их в определённой последовательности. Вы можете начать игру с определенного изображения, а последующее изображение будет начинается с того звука, каким заканчивалось предыдущее слово;

— «Прочти слово». Дети выделяют первые звуки в словах — названиях изображений. По этим (первым) звукам составляют слова. Картинки с изображением: шишка, арбуз, рыба = [Ш], [А], [Р] = шар.

Все упражнения необходимо проводить на положительном эмоциональном фоне, в игровой ситуации: на занятиях по развитию звукопроизношения, лексико-грамматических средств и занятий по изучению элементам грамоты. Преодоление нарушений фонематических процессов у дошкольников будет эффективным в то случае, если будет использован системный подход и коррекция будет осуществляться дифференцированно, с учетом специфических нарушений фонематических процессов.

Литература:

  1. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Логопедия - Екатеринбург.: Изд-во АРД ЛТД 1999 г.
  2. Л. В. Лопатина. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста — СПб.: Издательство «Союз» 2005 г.
  3. Л. С. Сековец. Коррекция нарушений речи у дошкольников.- М.: АРКТИ 2005 г.
  4. М. Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989 г.
  5. Н. Г. Алтухова. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Издательство «Лань» 1999 г.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, звук, заданный звук, ребенок, звуковой анализ, изображение, развитие способности, начало слова, правильное произношение, фонематическое восприятие.

Похожие статьи

Формирование фонематических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности

Похожие статьи

Формирование фонематических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности

Задать вопрос