Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по определенным закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической системы, лексического запаса и грамматического строя).
Из трудов Л. С. Выготского, А. Е. Лурия, можно подчеркнуть, что развитие речи идет от диффузности и дифферентности по всем компонентам (словарь, грамматический строй, фонетика) и социально обусловлено.
Проблемой развития фонематических функций в онтогенезе занимались такие исследователи как В. К. Орфинская, Н. Х. Швачкин, Р. Е. Левина, И. В. Бельтюклва и другие.
Опираясь на данные А. И. Гвоздева, Н. Х. Швачкина, Р. Е. Левиной и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребенка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, в этом возрасте дети различают на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.
От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребенка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.
Работу по развитию фонематического слуха необходимо проводить с постепенным усложнением, только после того как хорошо усвоен и отработан предыдущий этап, можно переходить к следующему.
Этапы логопедической работы:
I этап — узнавание неречевых звуков.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса.
III этап — различение слов близких по звуковому составу.
IV этап — дифференциация слогов.
V этап — дифференциация фонем.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа, фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов.
Используемый игровой материал должен быть систематизирован и преподноситься в определенной последовательности, в соответствии с этапами развития у ребенка фонематического слуха. Что способствует лучшему усвоению предложенного материала и большей заинтересованностью со стороны ребенка.
Игр, способствующих развитию фонематических процессов, очень много. Проводиться они могут в организованной деятельности, на прогулках, во время проведения режимных моментов. Форма организации тоже может быть разной. Для нас главное то, что правильно подобранные игры прекрасно развивают слуховое внимание, слуховую память, навыки звукового анализа и синтеза, т. е. всё то, что в дальнейшем улучшит качество речи ребёнка, подготовит его к успешному обучению в школе.
Работа по формированию развития фонематического слуха способствует тому, что дети могут:
— определять наличие звука в словах (произнесенных другими, самим ребенком);
— определять местоположение звука в словах («слышать» заданный звук в начале, середине, конце слова);
— выполнять звуковой анализ слов (устанавливать количество звуков в слове, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки).
Все это является основой для овладения письмом в школьном возрасте.
Говоря о развитие фонематических процессов, следует понимать разницу между фонематическим восприятием, фонематическим слухом и фонематическим анализом.
« Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы, определять звуковой состав слова, т. е. производить умственные операции звуковому анализу» Л. С. Волкова.
« Фонематический слух — это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами» Л. С. Волкова.
« Фонематический анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов» Л. С. Волкова.
Чтобы овладеть звуковым анализом и синтезом, необходим достаточно высокий уровень фонематического развития. Должны быть сформированы тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Работа по развитию фонематического восприятия идёт с дифференциации слов, близких по звуковому составу, к различению слогов, а затем к дифференциации фонем. Только после этого предусматривается работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Параллельно можно проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти.
В коррекционной работе по развитию фонематических процессов важно уделить достаточно времени каждому этапу логопедической работе в этом направлении и учитывать стадии формирования фонематического слуха. Ребенок с хорошим фонематическим восприятием, даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнает, связывает с соответствующей буквой и ошибок на письме в дальнейшем не допустит.
Ниже приведены примеры игр, способствующих развитию фонематического восприятия.
Игра «Клубочки-моточки»
Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:
«По дорожке (имя) шла/шёл,
Клубок ниточек нашла/нашёл,
Вы слова на (заданный звук) скажите,
Нашу нитку не порвите».
Тот, у кого оказался клубочек, должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.
Игра «Потеряшки»
1) Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием «слог». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог.
Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который «потерялся».
2) Этот вариант игры для детей, более младшего возраста.
Взрослый читает стих и не договаривает последнее слово в каждой строчке (стих ребенку должен быть знаком). Ребенок заканчивает каждую строчку за взрослого.
Игра «Вата или Камень»
Оборудование. Предметные картинки с изображением Ваты и Камня, количество карточек по количеству картинок.
1) Взрослый называет согласный твердый или согласный мягкий звук.
Ребенок определяет, какой звук:
— если слышит согласный твердый звук — показывает картинку с «Камнем»,
— если слышит согласный мягкий звук — показывает картинку с «Ватой»
Взрослый показывает картинки ребенку или называет слово.
Ребенок определяет, какой первый звук:
— если в начале своего слова слышит твердый согласный, то показывает «Камень»,
— если мягкий согласный, то ребенок показывает «Вату».
Игра «Умный охотник»
Педагог называет звук, ребенок внимательно слушает:
— если звук гласный — показываем на рот;
— если звук согласный — руками делаем «замок» (т. к. во рту есть преграда.
Игра «Дорожка, мост, дождь»
Нужно подобрать три разные музыки. Каждую музыку закрепить за словом (дорожка, мост, дождь).
К каждому слову подбирается слово, например:
«Дорожка» — ребята, взявшись за руки, идут по кругу;
«Мост» — балансируя, имитируют ходьбу по тонкому мостику;
«Дождь» — быстро бегут в центр круга, «прячась от дождя»
Педагог включает, какую-нибудь из подобранных, музыку, ребенок выполняет действие — закрепленное за этим словом.
Сначала педагог напоминает, что необходимо сделать (можно сделать карточки с изображением дорожки, моста и дождя), затем дети определяют действие самостоятельно, без помощи взрослого, услышав музыку.
Игра «Откуда звук?»
Выбирают одного человека, он выходит вперед и поворачивается ко всем спиной. По договоренности, один из оставшихся, звонит в колокольчик (хлопает, шумит любым предметом). Ребенок, которого выбрали, не поворачиваясь к остальным, определяет с какой стороны слышит звук и говорит, н-р: «Слышу звук справа от меня» и т. д.
Водящего постоянно меняют.
Игра «Зазеркалье»
Оборудование: карточки с картинками, на которых изображены разные предметы, но практически одинаково звучащие, с незначительными отличиями (ударение, одна буква).
1) Педагог показывает картинку и называет ее неправильно.
Ребенок на слух определяет, где ошибка, исправляет и находит правильную картинку и т. д.
2) Перед ребенком выложены картинки, педагог называет одну из картинок, ребенок показывает ее и находит похожую по звучанию ей пару и т. д.
Игра «Собери пирамиду»
Оборудование: карточки (по количеству детей) с изображением предметов, с разным количеством слогов (от 5–4 слогов, до 1слога). Карточки должны быть разного размера, в зависимости от количества слогов в слове.
Перед детьми лежат карточки так, чтобы картинку не было видно. Каждый выбирает себе одну карточку и садится на место. Когда все вернулись на свои места, в каждый из участников игры определяется количество слогов по своей карточке.
Затем нужно построить «пирамиду». Первыми выкладывают свои карточки те, у кого наибольшее количество слогов, последними будут класть свои карточки те, у кого слова с одним слогом.
Игра «Отвечай не торопясь»
— Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
— Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
— Подбери слово, чтобы первый звук был м , а последний звук — а (Маша, машина, муха …)
— Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
— Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
— Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)
Работая длительное время над данной темой, на практике убедилась, что только поэтапное развитие и правильная последовательность коррекционно-логопедической работы дает наиболее быстрый и положительный результат. Все эти игры прекрасно развивают слуховое внимание, слуховую память, навыки звукового анализа и синтеза, т. е. всё то, что в дальнейшем улучшит качество речи ребёнка, подготовит его к успешному обучению в школе.
Литература:
- Лопухина И., Логопедия, упражнения для развития речи детей. СПб, «Дельта»,1997.
- Кириллова Е. В., Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. М., 2010.
- Комратова Н. Г., Учимся говорить правильно. М., 2004.
- Косинова Е. М., От звука к слову. М., «Росмэн», 2007.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
- Ткаченко Т. А., Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопедов. М., 2005.
- Филичева Т. Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи // ФФН и ОНР нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. — М.: Владос, 2003.