Старший дошкольный возраст — это ключевой период для развития речи ребенка, в том числе и для формирования фонематического слуха и восприятия. Именно в это время дети активно овладевают звуковой стороной речи, учатся различать, анализировать и синтезировать звуки. Однако у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) этот процесс может быть затруднен, что приводит к проблемам с произношением, пониманием речи и обучением грамоте.
Фонематический слух — это способность различать и анализировать звуки речи, а фонематическое восприятие — это способность осознавать звуковой состав слова, вычленять звуки из речевого потока и устанавливать между ними отношения. Развитие этих функций у детей с ОНР требует особого внимания и целенаправленной работы.
Дидактические игры являются незаменимым инструментом в руках учителя-логопеда. Они позволяют превратить учебный процесс в увлекательное путешествие, способствуя устойчивому запоминанию и формированию положительных эмоций у детей.
Этапы формирования фонематического анализа:
- Развитие фонематического слуха: на этом этапе игры направлены на узнавание и различение звуков речи, определение их по характеристикам (глухой/звонкий, твердый/мягкий, высокий/низкий), а также установление звукобуквенной связи.
- Развитие фонематического восприятия: на этом этапе игры направлены на определение места звука в слове (начало, середина, конец), выделение звуков из речевого потока, определение количества звуков в слове, а также на составление слов из данных звуков.
Основные задачи работы учителя-логопеда на занятии:
— Мотивация: создать положительную эмоциональную атмосферу на занятии, заинтересовать детей темой игры.
— Проведение дидактических игр: подбирать игры, соответствующие возрасту и уровню развития детей, с учетом особенностей их речи.
— Индивидуальный подход: учитывать индивидуальные особенности детей, предоставлять дополнительную помощь тем, кому она требуется.
— Контроль и коррекция: отслеживать успехи и трудности детей, вносить необходимые коррективы в процесс занятия.
Примеры дидактических игр для формирования фонематического слуха и восприятия:
- Угадай, кто кричит?". Детям предлагается угадать, какое животное издает звук (например, мяукает кошка или гавкает собака).
- «Найди звук». Детям предлагается найти картинку с предметом, название которого начинается с заданного звука.
- Сложи слово». Детям предлагается составить слово из картинок, названия которых начинаются с заданных звуков.
- «Раздели слово». Детям предлагается разделить слово на звуки и поставить их в правильном порядке.
- «Дополни слово». Детям предлагается дополнить слово нужным звуком, чтобы получилось новое слово.
Важно помнить, что формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР — это длительный и сложный процесс, требующий системного подхода и терпения. Использование дидактических игр в работе с детьми с ОНР позволяет сделать процесс обучения более интересным и эффективным, способствуя успешной коррекции речевых нарушений.
Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей развития фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр.
Обучение речи начинается с того, что ребенок знакомится со звуковой основой речи: он учится распознавать звуки и выделять их из слов, а также осваивает звуковую структуру слов как ключевых языковых единиц. В ходе чтения происходит воспроизведение звуковой структуры слова на основе его графической модели и, наоборот, преобразование графики в звуки.
Можно выделить несколько этапов развития фонематического анализа:
1. Первый этап заключается в формировании фонематического анализа с использованием вспомогательных средств и внешних действий.
Когда ребенок выделяет звуки в слове, он заполняет схему с помощью фишек, которая представляет собой модель звуковой структуры слова.
Действия ребенка на этом этапе представляют собой практическое моделирование последовательности звуков в слове. Освоение фонематического анализа базируется на уже сформированных навыках определения первого и последнего звука, а также нахождения звука в слове.
Применение картинки на данном этапе помогает упростить задачу, так как она напоминает, какое именно слово подлежит анализу. Графическая схема служит также для контроля правильности выполнения задания. Если в процессе анализа остается незаполненной какая-либо клетка, ученик осознает, что допустил ошибку в своих действиях.
2. Второй этап — развитие действия фонематического анализа на языковом уровне.
На данном этапе исключается зависимость от материального выражения действия, и фонематический анализ проводится сначала с помощью изображения, а затем без него. Дети называют слово, выявляют первый, второй и третий звук, а также уточняют общее количество звуков.
3. Третий этап — формирование влияния фонематического анализа на умственном уровне.
На этом этапе дети определяют числа, последовательность и позиции звуков, не называя само слово. Например, они выбирают карточки, в названиях которых содержится пять звуков, при этом карточки не озвучиваются.
При работе над развитием фонематического анализа важно учитывать не только усложнение форм самого анализа, но и речевого материала.
Односложные слова без совпадающих согласных, созданные из одного языка (обратного, прямого открытого, закрытого); двусложные слова, состоящие только из двух открытых слогов, а также двусложные слова, представляющие собой сочетание открытого и закрытого слога; двусложные слова, где совпадение согласных наблюдается на границе слогов, и односложные слова, содержащие совпадение согласных в начале слова.
Формирование фонематического анализа проходит через три этапа:
- Использование вспомогательных средств.
- Переход к языковым действиям.
- Умственное определение звуков без названий слов.
Усложняя формы анализа и речевой материал, можно улучшить навыки чтения и устранить искажения в звукосложении. Дидактические игры способствуют закреплению знаний и развитию зрительно-звуковой культуры, на что нацелена работа логопедов.
Для того чтобы привлечь внимание ребенка к звуковой стороне языка и научить его различать звуки в словах, необходимо начать с формирования его понимания о звуковом составе слова с акцентом на четкое произношение и четкие различия между звуками. Затем важно сосредоточить его внимание на звуке, который был введен или уточнен в артикуляции. Используя специально подобранные языковые материалы, ребенок сможет освоить правильное произношение этого звука, а также научиться выделять его в слове. Кроме того, важно научить его определять, где данный звук располагается в общем звуковом строе языка или конкретного слова.
После того как ребенок научится правильно произносить новый звук, начинается работа по его дифференциации от других звуков, которые схожи как акустически, так и артикуляционно. В этом процессе детям предлагают разнообразные упражнения, направленные на сравнение и сопоставление звуков по их акустическим и артикуляционным характеристикам. Также они учатся различать эти звуки в словах и в контексте связанности текстов.
Если у ребенка возникают трудности не только с различением звуков, но и с определением их числа и порядка в словах, начальным этапом может стать использование готовой визуальной схемы этих слов для помощи в ориентировании. С течением времени, когда ребенок усвоит анализ с помощью схемы, целесообразно перейти к акцентированному произношению звуков в слушаемых словах, слегка преувеличивая их звучание. В конечном итоге, процесс звукового анализа должен осуществляться на уровне мышления.
Основные цели работы логопеда, занимающегося фонематическим недоразвитием речи на занятиях, заключаются в следующем:
Во-первых, необходимо сосредоточить внимание на длительной и целенаправленной практике формирования у ребенка навыка сравнения, сопоставления и различия звуков (сначала с правильно произносимыми звуками, а затем — с уточненными и исправленными).
Во-вторых, важно развивать способности к распознаванию системы дифференциальных (акустико-артикуляционных) характеристик звуков.
В-третьих, необходимо закрепить уровень звукового анализа, который доступен ребенку, последовательно приближая его к устойчивому автоматизированному навыку. Это включает в себя обучение ребенка более упрощенным и обобщенным действиям, необходимым для звукового анализа, а также формирование умения выделять звуки как в сильных, так и в слабых позициях, различая варианты их звучания.
Освоение фонематического строя языка является предшествующим этапом для других речевых навыков, таких как устная речь, письмо и чтение.
В связи с этим, фонематический слух становится основой сложной речевой системы.
Литература:
- Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика: методика взаимодействия с детьми дошкольного возраста с общими речевыми нарушениями / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова; под редакцией Г. А. Волковой. — Санкт-Петербург: «КАРО», 2015. — 212 с.
- Гришанова И. А. Учебно-методическое пособие по развитию фонематических процессов у детей / И. А. Гришанова, М. В. Мелкозерова, Н. А. Рахманина. — Глазов: ГГПИ, 2019. — 151 с.
- Зволейко Е. В. Логопсихология и основы логопедии: учебное пособие / Е. В. Зволейко. — Чита: Издательство ЗабГГПУ, 2008. — 357 с.
- Лузина Т. Е. Воспитание фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР через звуки природы / Т. Е. Лузина // Экология культуры — экология нравственности. Русская усадьба: миф и реальность: сборник материалов Международной научной конференции XLI Добролюбовские чтения и Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Русская усадьба: миф и реальность» / ред.-сост. Г. А. Дмитриевская. — Нижний Новгород: Гладкова О. В., 2017. — 181 с.
- Шипилова Е. В. Введение в психологию детей с речевыми нарушениями (логопсихология): учебное пособие / Е. В. Шипилова. — Волгоград: Перемена, 2006. — 151 с.