На обложке изображен Рудольф Дизель (1858–1913),
немецкий инженер и изобретатель, создатель дизельного двигателя.
Рудольф Кристиан Карл Дизель родился
в Париже весной 1858 года. Отец будущего изобретателя был переплетчиком
книг и заведовал кожгалантереей в Париже. Родители Рудольфа — немцы,
которые осели во Франции. Поскольку семья была многодетной, им приходилось
довольно трудно. Когда Рудольфу было 12 лет, родители были вынуждены отправить его
в Германию, где проживали его тетя и дядя. После окончания училища
молодой человек поступил в политехническую школу в Мюнхене, где ему
стали платить государственную стипендию.
Во время обучения в вузе Рудольф
занимался исследованиями. Дизель пытался увеличить коэффициент полезного
действия тепловых машин. После университета молодому ученому предложили стать
инженером на предприятии, которое занималось изготовлением холодильного
оборудования. Фирма в дальнейшем превратилась в крупнейший концерн.
Интересно, что предприятие занималось разработкой не только новых хладагентов,
но и так называемого аммиачного двигателя.
Зимой 1892 года ученый подал заявку на
патент на свой новый тепловой двигатель. Спустя день заявка была
зарегистрирована. При этом один из самых влиятельных покровителей ученого, владелец
машиностроительного завода Генрих фон Буц, уговорил представителей корпорации
Krupp и Sulzer Brothers Ltd Р профинансировать эксперименты Рудольфа.
Исследователь получил ежегодный оклад в 30 000 марок, а инвестиции
в его новый проект составили 600 000 марок. По тем временам это были
огромные деньги, которые позволили Рудольфу спустя год создать первый
работоспособный двигатель с пометкой «А». Примерно в это же время
34-летнему ученому был выдан патент на аппарат и метод, которые могли бы
преобразовывать высокую температуру в механическую работу.
Изобретение Дизеля стало настоящей вехой
в истории технической революции прошлого столетия. Однако судьба его
изобретений сложилась по-разному. Первый портативный двигатель (А) вскоре был
разобран, в дальнейшем агрегат выставлялся в Техническом университете
Мюнхена. В настоящий момент опытный двигатель можно увидеть в музее
корпорации MAN.
Новейшее изобретение исследователя было
четырехтактным. Дизель смог установить, что КПД агрегата повышается в зависимости
от степени сжатия топлива. Однако если слишком сжать горючую смесь, может
повыситься температура и давление, что приведет к детонации. Тогда
исследователь решил сжимать не топливо, а воздух. В итоге лишь
к окончанию сжатия воздуха в цилиндр двигателя впускалась жидкая
горючая смесь. Соответственно, исследователь смог повысить КПД своего нового
изобретения. Агрегат не был оснащен системой зажигания, поскольку в нем
уже имелся топливный насос.
Первый работающий двигатель Дизеля был
запущен в производство зимой 1897 года. Тот агрегат в нынешний момент
можно увидеть на экспозициях в Немецком музее в Мюнхене. Вес
механизма составлял 4,5 тонны, а КПД достигал 26,2 %. В том же
году двигатель был продемонстрирован на одном из собраний Ассоциации немецких
инженеров в городе Касселе. Новейший двигатель тут же получил
распространение в других странах, однако в родной Германии двигатель оказался
не слишком востребованным. Получилось так, что доводкой изобретения Рудольфа
занимался другой специалист.
Дизель был счастлив в личной жизни. В
1883 году он женился на Марте Флаше, которая родила ему троих детей. В счастливом
браке Марта и Рудольф прожили практически 30 лет.
После обретения огромного богатства Дизель
с головой погрузился в коммерцию. Исследователь открыл собственное
дело и вложил солидную часть состояния в это предприятие. Его
изобретение было незаменимо в промышленности, и с инженером
заключалось огромное количество выгодных контрактов.
Однако вскоре ученому предстояло узнать
и обратную сторону финансового успеха. Он чуть не стал банкротом из-за
нескольких спекулятивных сделок с земельными наделами. А вскоре
в Германии начался кризис, повысилась стоимость нефти, а уголь
подешевел. Угольные магнаты начали травить ученого, который посмел стать их
конкурентом. Из-за неправильной эксплуатации и без своевременного ремонта
часть проданных двигателей перестала работать. На Дизеля посыпались неустойки
и штрафы. Здоровье его в это время сильно пошатнулось, он мучился мигренями.
Из-за постоянного стресса некогда спокойный и уравновешенный человек
превратился в нервную личность.
Осенью 1913 года Дизель попытался наладить
дела и привлечь общественное внимание к своей работе. Исследователь
издал книгу, в которой рассказал о преимуществах и принципах
работы своего нового механизма.
Он на корабле «Дрезден» отправился
в Лондон, чтобы присутствовать на открытии нового завода одной из своих
корпораций. Рудольф, казалось, был в хорошем настроении, однако наутро каюта
Дизеля была обнаружена пустой, а на палубе нашли лишь его плащ и шляпу. Спустя
десять дней голландское лоцманское судно обнаружило в море полуразложившееся
тело хорошо одетого мужчины. Погибшего обыскали и забрали обнаруженные при нем
личные вещи, в числе которых были блокнот, перочинный нож и футляр для пенсне.
Позже сын Рудольфа Дизеля Ойген опознал эти предметы как принадлежащие его
отцу.
В конце Первой мировой войны один немецкий
военнопленный заявил, что это он по заданию немецкой разведки сбросил Дизеля в
море, чтобы помешать его переговорам с британским адмиралтейством. Точные
обстоятельства смерти ученого так и не были выяснены.
На момент смерти великому изобретателю
было всего лишь 55 лет. Согласно древнему обычаю, тело погибшего вновь было
предано морю.