Реализация и оценка эффективности государственных программ и проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.09.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Хулелидзе, М. Г. Реализация и оценка эффективности государственных программ и проектов / М. Г. Хулелидзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — URL: https://moluch.ru/archive/538/117838/ (дата обращения: 27.09.2024).

Препринт статьи



На современном этапе возрастает роль совместной проектной деятельности в лице государства и частного сектора, так как достижение общих целей в рамках государственно-частного партнерства способствует эффективному использованию ресурсов, снижению государственных расходов, привлечению инвестиций и повышению эффективности государственных предприятий.

Государственные программы представляют собой упорядоченный набор действий, задач и мероприятий, разработанных государством для достижения определенных целей в определенной области или сфере деятельности. Сущность понятия государственных программ представлена в таблице 1.

Таблица 1

Сущность понятия государственных программ [3]

Аспекты

Характеристика

Цели и задачи

Государственные программы формулируют конкретные цели и задачи, которые должны быть достигнуты в определенной области. Эти цели и задачи обычно отражают национальные приоритеты и представляют общественно значимые проблемы или потребности.

Планирование и координация

Государственные программы включают в себя процесс планирования, разработки и координации действий и мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей. Они предусматривают определение ресурсов (финансовых, человеческих, технических и других) и механизмов их распределения для эффективной реализации программы.

Участие заинтересованных сторон

Государственные программы обычно разрабатываются с учетом мнения и интересов заинтересованных сторон — граждан, предпринимателей, общественных организаций и других органов и структур гражданского общества. Участие заинтересованных сторон способствует повышению легитимности и эффективности программы и обеспечению ее социальной ответственности.

Мониторинг и оценка

Государственные программы предусматривают систему мониторинга и оценки для определения прогресса достижения поставленных целей и задач. Это позволяет проводить корректировку программы при необходимости и обеспечить ее эффективность и результативность.

Оценка эффективности государственных программ и проектов является важным шагом в процессе их разработки и реализации. Она помогает определить, насколько успешно достигаются поставленные цели и задачи, оценить использование ресурсов и подготовить рекомендации для дальнейшего улучшения.

Существует различные методологические подходы к оценке эффективности государственных программ и проектов, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Оценка эффективности проектов [4]

Подход к оценке

Сущность

Финансовый подход

Оценка эффективности производится путем сравнения вложений и результатов. В этом подходе учитываются финансовые затраты на программу или проект, а также полученные результаты, например, в виде сокращения затрат или увеличения доходов. Оценка производится с учетом временных факторов и дисконтирования будущих потоков доходов.

Социально-экономический подход

Оценка эффективности основывается на оценке изменений в социально-экономической сфере, таких как улучшение жизненных условий, уровень занятости, уровень образования и т. д. Этот подход учитывает широкий спектр социально-экономических показателей, связанных с программой или проектом.

Логический (логико-структурный) подход

Данный подход включает оценку эффективности на основе логической связи между целями, задачами и мероприятиями программы или проекта. Оценка производится на основе оценки достижения поставленных целей и задач, а также эффективности их реализации с учетом логической структуры программы или проекта.

Мультикритериальный подход

Оценка эффективности проводится с использованием нескольких критериев и показателей, учитывающих различные аспекты программы или проекта. Этот подход обычно включает в себя сравнение и взвешивание разных критериев, для определения общей эффективности.

Стратегический подход

Оценка эффективности производится с учетом стратегических целей и приоритетов государства или организации. Этот подход учитывает соответствие программы или проекта стратегическим планам и приоритетам.

Выбор подхода к оценке эффективности определяется целями, спецификой программы или проекта и доступными ресурсами и методиками оценки.

В рамках оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации существует методика оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, утвержденная Приказом от 30 ноября 2015 года № 894, согласно которой необходимо обратить внимание на два критерия:

– социально-экономическая эффективность реализуемых проектов;

– финансовые показатели, достигаемые в процессе реализации самого проекта [2].

Проведение анализа эффективности проекта государственно-частного партнерства необходимо для проверки уровня его соответствия задачам и потребностям, которые имеют государство и бизнес, реальной потребности в инвестировании и проверки наличия нужных для этого условий, определение обстоятельств, влияющих на решение об инвестировании, и соответственно, для принятия итогового заключения о реализации данного проекта

Следует отметить, что расчет оценки эффективности проекта позволяет оценить уровень его привлекательности не только для непосредственных участников, а также для потенциальных участников и привлечения внешних инвестиций.

В результате финансовой оценки можно определить, даст ли проект экономический эффект по таким показателям как: чистая приведенная стоимость, внутренняя стоимость и норма доходности, срок окупаемости проекта, получение прибыли и так далее [6]. Рассматривая социальную направленность проекта, следует прийти к выводу, что она заключается в проверке целей и задач проекта на соответствие целям и задачам государственных программ.

После оценки финансовой и социально-экономической эффективности проводится определение сравнительного преимущества. Исходя из данного анализа появляется возможность определить форму реализации проекта — государственные закупки или государственно-частное партнерство.

Особенность государственно-частных проектов определяется, и с точки зрения приоритетности. Рассматривая критерий приоритетности, следует подчеркнуть, что частный партнер будет отдавать в большей степени прерогативу извлечению прибыли, расширению деятельности. Ключевыми показателями для государства является общественная эффективность партнерства:

– стремление гармонизации;

– развитие инфраструктурной, инновационной, социальной, экологической, демографической направленности;

– создание новых рабочих мест.

В мировой практике используют концепцию «Value for Money» (далее — VFM), сущность которой сводится к оптимальному соотношению стоимости проекта и качества его выполнения. Оценка эффективности проекта происходит на основании проведения качественного и количественного анализа.

На сегодняшний день множество стран использует VFM подход. В целях исследования следует отметить, что данный подход соответствует следующим критериям:

– эффективность;

– экономичность;

– результативность.

Экономичность определяется в оптимальном соотношении затрат к максимальному получению выгоды. Эффективность заключается в снижении затрат при оптимальном получении максимального результата, получении максимальной полезности от государственно-частного партнерства. Помимо этого, важным элементом является, получение социально-экономических показателей. Кроме финансовой составляющей, метод VFM включает анализ социально-экономических выгод, которые получают потребители услуг [5].

В мировой практике широко распространяются два альтернативных метода, использующих концепцию VFM: Cost-Benefit Analysis (далее — СВА) и Public Sector Comparator (далее — PSC). Для метода CBA характерно проведение комплексной оценки качественных факторов, создающих внешние прямые и косвенные эффекты, которые могут оказать воздействие на результативную эффективность проекта. Так, применяются показатели, отражающие выгоды, которые получит общество от проекта в денежном или в натуральном выражении (например, снижение числа ДТП, прирост здорового населения, рост количества студентов в вузах и т. п.). Для метода PSC характерен сравнительный анализ — сопоставление расходов при применении государственных закупок и государственно-частного партнерства. В Российской Федерации в большей степени используется статистическая и классификационная база по целям, задачам, индикаторам в государственных программах [5].

В Российской Федерации существует множество государственных программ, охватывающих различные сферы жизни и деятельности. Существует ряд государственных программ, направленных на развитие туризма, культуры, науки и технологий, экологии, социальной политики и других сфер. Эти программы обычно имеют определенный срок реализации и подлежат составлению и оценке показателей их эффективности.

Таким образом, оценка государственных программ способствует повышению прозрачности и отчетности перед гражданами, деловым сообществом и другими заинтересованными сторонами. Предоставление сводной информации о реализации программ позволяет оценить их эффективность и результативность, а также обеспечивает обратную связь и основу для принятия управленческих решений.

Литература:

  1. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения 14.11.2023). — Текст: электронный.
  2. «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества» Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 ноября 2015 г. N 894 (последняя редакция) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192148/c294a02796f21883a666153c370e258772884a9a// (дата обращения 17.11.2023). — Текст: электронный.
  3. Мартынова, М. С. Понятие государственно-частного партнерства в РФ / М. С. Мартынова, Т. В. Учинина // Актуальные вопросы современной экономики. — 2019. — № 3–1. — С. 644–647. — EDN XFOSJJ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39143596&ysclid=lp9ximhrms12097720 (дата обращения: 15.11.2023). — Тест: электронный. — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  4. Масимова, Н. К. Методы оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства / Н. К. Масимова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции, Москва, 03 ноября 2022 года. — СПб.: Печатный цех, 2022. — С. 284–290. — DOI 10.34755/IROK.2022.13.77.075. — EDN NIFHUT. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49788789 (дата обращения: 13.11.2023). — Тест: электронный. — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  5. Пешкова А. А. Анализ и развитие подходов к формированию и управлению государственно-частными партнерствами в России // Дискуссия. 2020. № 1 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-razvitie-podhodov-k-formirovaniyu-i-upravleniyu-gosudarstvenno-chastnymi-partnerstvami-v-rossii (дата обращения: 13.11.2023). — Тест: электронный. Режим доступа: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».
  6. Фаттахова, Д. Р. Методология оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства / Д. Р. Фаттахова, И. Ю. Ваславская // Актуальные вопросы современной науки и образования: Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях, Пенза, 27 июля 2022 года. Том Часть 3. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2022. — С. 57–60. — EDN QCCOND. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49239421 (дата обращения: 10.11.2023). — Тест: электронный. — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.


Задать вопрос