Сущностная характеристика государственно-частного партнерства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 11.12.2016

Статья просмотрена: 2199 раз

Библиографическое описание:

Алеев, Б. Р. Сущностная характеристика государственно-частного партнерства / Б. Р. Алеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 329-332. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36691/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современной новой экономике актуальность качественного использования прорывных инструментов развития играет одну из ключевых ролей. Ни для кого не секрет, что государственно-частное партнерство — один из таких инструментов.

Сегодня необходимость использования государственно-частного партнерства подтверждается не столько опытом зарубежных стран, сколько попытками, разговорами и реальными проектами использования данного механизма развития на территории России, особенно со второй половине 2000х годов.

Российская Федерация нуждается в новых формах наращивания конкурентных преимуществ, в перераспределении расходов с опорой на умную экономику, в развития национального благосостояния граждан, в качественном скачке повышения уровня жизни, в более активном участии частного сектора экономики в жизни страны. Все это ставит острее вопрос взаимодействия частного бизнеса и государства. Эта тематика привлекает внимание как со стороны государства, так и со стороны бизнес-сектора. Интерес к данному вопросу не вызывает сомнений, во всем мире при кумуляции возможностей и ресурсов государства, а также средств частного бизнеса решаются крупные социально-экономические вопросы.

Начиная с 1980х годов понятие ГЧП обсуждается как некий новый феномен, новое изобретение. Однако сотрудничество между публичным и частным секторами имеет давнюю историю и насчитывает несколько столетий в таких государствах как Бразилия, Испания, Италия, Мексика, США, Франция и других. Имеется повод для гордости и в России, где впервые опыт ГЧП в форме концессии применил еще Николай I, при строительстве железнодорожной дороги.

ПрофессорадминистративногоправаУниверситетаЛеонАнабеленСазаресМаркос, феноменсотрудничествамеждугосударственными частнымсекторомдляобеспеченияи управленияинфраструктурой, особеннотранспортной, имеетдавниетрадициив законодательствахмногихгосударствмира.

Опыт привлечения частного сектора к участию в проектах имеет очень давнюю историю. В нашей стране фундаментальными исследования в области истории развития ГЧП являются труды В. Е. Сазонова, А. В. Белицкой, Н. В. Курысь, С. Г. Тищенко, В. Г. Варнавского и других.

Сегодня государственно-частное партнерство впервые в нашей стране переживает фундаментальное время своего развития. Только с конца 2000-х годов Правительство Российской Федерации наряду с многими субъектами государства начало продумывать четкие механизмы реализации проектов ГЧП.

Обратимся к сущности и значению понятия государственно-частного партнерства, которое имеет много более 50 определений. Все они отражают огромное разнообразие при изучении данного явления, также являются пересказанными по своей сути понятиями, которые не отражают всей глубины данного определения.

Термин государственно-частное партнерство (ГЧП) — известный перевод с английского языка используемого в мире понятия «public-privatepartnership» или «private-publicpartnership» (PPP) появился в США середине XX века и относился к государственно-частному финансированию образовательных программ. Заметим, что в некоторых странах используется понятие частно-государственное партнерство, например, в США и Канаде, с целью выделить роль частного бизнеса в данном вопросе. В нашей стране принято выделять как ключевую в данном механизме роль государства, хотя это никак не регламентировано. Известно огромное количество определений ГЧП, в разных странах и разными авторами приводятся разные смыслы данного определения.

Специфика понимания сущности ГЧП за рубежом заключается в том, что оно:

1) имеет долгосрочный характер;

2) имеет место распределение ответственности и рисков;

3) направлено на развитие инфраструктуры;

4) направлено на предоставление результатов в публичных интересах.

Специфика ГЧП в России заключается в том, что оно:

1) имеет правовой характер;

2) направлено на достижение социально-экономических целей государства;

3) может осуществляться, в том числе за счет государственных средств.

Согласно Федеральному закону № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. [1]

Множество подходов к понятию ГЧП в зарубежной и отечественной литературе дает нам возможность сделать вывод о том, что отсутствие единого шаблона этого понятия в международных документах является причиной неопределенности содержания этого понятия. Одна группа ученых трактует термин более широко, определяя, что это комплекс отношений и форм сотрудничества государства и бизнеса. Другая группа говорит о том, что ГЧП осуществляется строго в рамках правового поля.

Примечателен тот факт, что государственно-частное партнерство нельзя разделить для изучения общего от частного. Имеются определения:

1) государство — это основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры;

2) партнерство — добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль;

3) дать однозначное определение понятию «частный партнер» объекту довольно-таки сложно, что влечет за собой подмену понятий на а) «бизнес» — это экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела; б) частный сектор (англ. private sector) — часть экономики, которая находится в ведении частных лиц или организаций, как правило, в виде предприятий, целью которых является получение прибыли, и не находящаяся под контролем государства (области экономики, контролируемая государством называется государственным сектором).

Учитывая тот факт, что понятие государственно-частного партнерства, закрепленное Федеральным законом № 224-ФЗ в ближайшее время не подлежит изменению, несмотря на отсутствие в нем прописной выгоды для частной стороны соглашения, и жесткого ограничения форм реализации таких проектов, считаем целесообразным подойти к определению в широком понимании. Для этого необходимо выделить главные критерии приведенных выше определений (Таблица 1)

Таблица 1

Автор

Ключевые аспекты определения

1

В. Е. Сазонов

Механизмы привлечения ресурсов для исполнения публичных целей

2

Организация «Economic and social Commission of the United Nations for Asia and the Pacific»

Увеличение, улучшение инфраструктурных услуг

3

PPP Canada Inc.

Основная доля ответственности на частном секторе

4

Европейская экономическая комиссия

Финансирование, планирование, исполнение, эксплуатация объектов, произодств и услуг публичного сектора

6

Майкл Геддс

Срочное, общее устремление, распределение рисков и доходов, предоставление результатов и услуг в публичных интересах

7

Давид Д’Ог де ля Кюль

Отход от жестких отношений, тесное сотрудничество, единая цель

8

PriceWaterhouseCoopers и C’M’S’ Cameron McKenna

Совместная работа, общая цель

9

В. А. Кабашкин

Привлечение частного сектора для эффективного исполнения задач публичного сектора

10

В. Г. Варнавский

Правовое партнерство, соинвестирование, распределение рисков, направленное на объекты государственной собственности

11

А. В. Белицкая

Инвестиционная деятельность, необходимость эффективного правового регулирования

12

И. Н. Макаров

Третий сектор экономики (наряду с частным и государственным)

13

ФЗ-224

Юридическое срочное сотрудничество, общие ресурсы, распределение рисков, привлечение инвестиций, доступность высококачественных товаров, работ и услуг

Для наглядности схематично отобразим ключевые аспекты, на которых базируется государственно-частное партнерство (рис.1).

Рис. 1

Для придания полноты определению обратимся к принципам государственно-частного партнерства, которые приводит в своих трудах В. Г. Варнавский:

1) Принцип равенства и свободы;

2) Принцип стабильности контракта ГЧП;

3) Принцип изменения/адаптации;

4) Принцип непрерывности оказания услуг;

5) Принцип конкурсности;

6) Принцип прозрачности и обратной связи;

7) Принцип невмешательства;

8) Принцип гарантий;

9) Принцип возмездности;

10) Принцип равноправия.

Вышеперечисленные принципы в некоторых аспектах являются спорными и противоречат друг другу, например, принцип невмешательства и принцип изменения и адаптации со стороны публичного партнера. Также все принципы являются взаимозависимыми. В связи с этим приведем собственный перечень принципов и признаков, на которых базируется государственно-частное партнерство:

– принцип прозрачности и конкурсности — при выборе частного партнера;

– принцип добровольного правового характера отношений — соглашение ГЧП должно носить добровольный характер, но жестко исполняться в рамках правового поля;

– принцип разделения — ответственность, риски, издержки делятся между партнерами;

– принцип компетентности и доверия — каждый партнер занимается своими компетентными вопросами, не имея право влиять на хозяйственную деятельность другого;

– принцип добросовестности — исполнение обязательств сторонам партнерства.

В числе признаков государственно-частного партнерства выделим следующие:

– наличие публичного и частного сторон;

– сотрудничество оформляется в правовом поле;

– имеется общая большая цель;

– тесное сотрудничество с объединением ресурсов;

– наличие значимого объекта соглашения в рамках законодательства.

Исходя из вышеперечисленного представим новое определение ГЧП.

Государственно-частное партнерство — это добровольное, юридически оформленное срочное проектное соглашение тесного взаимодействия между основной организацией общества — государством и частным сектором экономики — бизнесом, основанное на принципах равенства, свободы, гарантий, возмездности и прозрачности, с целью организации механизма привлечения инвестиционных ресурсов, повышения эффективности деятельности объектов, качества предоставляемых услуг со стороны публичного партнера и распределения рисков, использования публичных полномочий в собственных целях и извлечения прибыли со стороны частного партнера в рамках создания третьего сектора экономики.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что сущность государственно-частного партнерства очень многогранное понятие, требующее разностороннего подхода как с экономической (в рамках научного подхода), так и с правовой (в рамках практического применения) точек зрения.

Литература:

  1. Федеральному закону от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч.1 ст.3.
  2. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. — 2011. — № 9. — C. 41–50.
  3. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. — 2004. — № 6. — С. 33.
  4. Кабашкин В. А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. — М.: Международный инновационный центр, 2010. — 576 с. — С. 16.
  5. Лобок Д. Г. Использование зарубежного опыта государственно-частного партнерства в России: Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.14. — М., 2011. — 24 с. — С. 12.
  6. Родин А. А. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в правовом регулировании государственно-частного партнерства: Автореф. дис. … канд. юридич. наук: 12.00.10 / РУДН. — М., 2010. — 22 с. — С. 3.
  7. Сазонов В. Е. Монография. Государственно-частное партнерство. Гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты. Москва, ООО «Буки-Веди», 492с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственно-частное партнерство, частный сектор, PPP, распределение рисков, США, частный бизнес, давняя история, правовое поле, публичный партнер, Российская Федерация.


Задать вопрос