Оценка эффективности государственно-частного партнёрства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 2857 раз

Библиографическое описание:

Воронежский, И. С. Оценка эффективности государственно-частного партнёрства / И. С. Воронежский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 335-339. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70904/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрен вопрос о порядке оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Автором раскрыто понятие и сущность государственно-частного партнерства, а также порядок и методы отбора различных проектов ГЧП. В рамках статьи раскрыт вопрос об определении критериев оценки эффективности государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, эффективность государственно-частного партнерства, оценка проектов государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство представляет собой юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного в соответствии федеральным законодательством в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. Указанное определение закреплено в Федеральном законе Российской Федерации «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 13.07.2015 № 224-ФЗ.

В упрощенном виде можно сказать, что государственно-частное партнерство представляет собой форму сотрудничества между государством, а также его субъектами и муниципальными образованиями, и различными юридическими и физическими лицами, которое направлено на реализацию общественно-значимых проектов. Такие проекты могут реализовываться в социальной, экономической, инновационной и других значимых для развития государства и общества сферах.

При этом государственно-частное партнерство необходимо отличать от простого сотрудничества между государством и частными организациями. В первую очередь, необходимо учитывать, что государственно-частное партнерство рассчитано на долгосрочную или среднесрочную перспективу.

Во-вторых, оно требует обязательного юридического оформления в виде соглашения о государственно-частном партнерстве, форма которого закреплена в федеральном законодательстве Российской Федерации.

В-третьих, государственно-частное партнерство направлено на реализацию только тех проектов, которые имеют общественно важное значение.

Именно грамотная реализация проектов государственно-частного партнерства позволяет судить о его эффективности, поэтому ключевым этапом государственно-частного партнерства выступает оценка таких проектов. Однако, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению вопроса о порядке оценки проектов государственно-частного партнерства, необходимо раскрыть их определение.

Согласно федеральному законодательству Российской Федерации, проект государственно-частного партнерства представляет собой проект взаимодействия публичного (государства) и частного (юридические и физические лица) партнеров, которое построено на общих принципах государственно-частного партнерства. Анализ указанного определения дает основания полагать, что оценка эффективности проекта государственно-частного партнерства представляет собой процесс оценки соответствия такого проекта принципам государственно-частного партнёрства, а также оценки потенциальных результатов такого проекта.

К числу общих принципов государственно-частного партнерства необходимо отнести следующие:

1) Общественная значимость проекта;

2) Свобода заключения соглашения;

3) Равенство сторон соглашения;

4) Доступность информации о государственно-частном партнерстве;

5) Распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения.

Стоит отметить, что вопрос о порядке оценки эффективности государственно-частного партнерства остается достаточно дискуссионным. Так, ключевым элементом оценки эффективности должны служить ее критерии, выделение которых создает определенные трудности в современной науке. В первую очередь, необходимо ответить на вопрос о том, какие именно критерии должны быть положены в основу оценки эффективности государственно-частного партнерства.

В данном случае существуют два основных подхода. Первый подход предполагает оценку эффективности осуществлять на основании исключительно материальных показателей, то есть тех, которые возможно подсчитать в точных цифровых значениях (к примеру, количество оказанных услуг или реализованных товаров). Второй подход наряду с количественными критериями эффективности предлагает использовать более субъективные, связанные с психологической оценкой достигнутых результатов (например, измерение уровня довольства населения в связи с реализацией проекта государственно-частного партнерства) [3].

На наш взгляд, второй подход предполагается более целесообразным, так как позволяет подойти к государственно-частному партнерству не только с точки зрения его экономической природы, но и с позиции его социальной и общественной значимости. Таким образом, при определении критериев оценки эффективности государственно-частного партнерства, на наш взгляд, необходимо выделять несколько уровней:

– экономический, связанный с оценкой реальных количественных результатов такого партнерства;

– социальный, связанный с достижением общественных целей.

Отметим, что указанный подход также был положен в основу методики оценки эффективности государственно-частного партнерства, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества», от 30.11.2015 № 894. В рамках указанного Приказа в основу оценки эффективности проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства положены два критерия:

– финансовая эффективность;

– социально-экономический эффект.

Согласно отечественному законодательству финансовая эффективность проекта государственно-частного или муниципально-частного партнерства осуществляется на основе чистой приведенной стоимости проекта, которая должна быть больше или равна нулю.

В свою очередь, социально-экономическая значимость проекта государственно-частного и муниципально-частного партнерства оценивается на основе двух факторов. Во-первых, цели и задачи такого проекта должны соответствовать хотя бы одной цели или задачи действующих государственных программ.

Во-вторых, показатели проекта должны соответствовать не менее чем двум значением показателей действующих государственных программ.

В рамках экономического уровня оценки эффективности государственно-частного партнёрства должны учитываться следующие параметры:

1) Ресурсная затратность проекта государственно-частного партнерства. С точки зрения экономики эффективный проект должен приносить наибольший результат при наименьшей трате ресурсов. То есть, если проект, предложенный в рамках государственно-частного партнерства, требует слишком много ресурсов, при этом принося небольшие результаты, то такой проект нельзя назвать экономически выгодным, а следственно эффективным. При этом необходимо отметить, что речь в данном случае идет не только о материальных затратах, но и о временных и трудовых ресурсах, используемых для реализации проекта.

Одним из эффективных способов оценки ресурсной затратности проекта выступает проведение комплексного анализа предполагаемой цели государственно-частного партнерства на предмет необходимых затрат как в рамках государственно-частного партнерства, так и без привлечения подобных соглашений.

2) Институциональная эффективность, которая связана с минимализацией рисков при реализации соглашения государственно-частного партнерства. В данном случае все просто: чем меньше экономических рисков приносит проект — тем он эффективнее.

3) Целевая эффективность, которая выражается в реальных количественных результатах, а именно в сопоставлении поставленной цели и достигнутых результатов.

Социальная оценка эффективности государственно-частного партнерства носит более сложный характер, так методика такой оценки является более субъективной и не имеет реального материального выражения. Наиболее целесообразным в данном случае представляется подход, согласно которому оценка социальной значимости государственно-частного партнерства заключается в оценке его вклада в реализацию текущих социальных целей государства и его субъектов. В данном случае речь может идти и об улучшении уровня трудовой занятости населения (к примеру, создании дополнительных рабочих мест), и о повышении среднего уровня дохода, и об общем вкладе в валовый национальный продукт [4].

При этом, как уже отмечалось ранее, не существует единого подхода к оценке социально-экономической значимости государственно-частного партнерства. В рамках изучения научной литературы также можно выделить иные критерии такой оценки, включая:

1) Бюджетную эффективность, которая связана с привлечением дополнительных источников дохода в федеральный, региональные или муниципальные бюджеты.

2) Коммерческую или предпринимателю эффективность, которая непосредственно связана с прибыльностью реализованного проекта как для государства, так и для частного партнера;

3) Финансовую эффективность и т. д. [6].

Представляется, что оптимальный подход к оценке эффективности государственно-частного партнерства в указанном случае лежит в грамотном сочетании указанных критериев. Таким образом, предлагаем выделить следующую систему оценки эффективности государственно-частного партнерства (рис. 1).

Отметим, однако, что подобный целевой подход к определению эффективности государственно-частного партнерства не является единственным. Так, оценка эффективности государственно-частного партнерства может осуществляться на основе ее субъектного состава. В данном случае, оценка эффективности делится на несколько уровней, которые зависят от степени получаемой выгоды для конкретного участника такого соглашения. К таким уровням можно отнести:

1) Государство;

2) Частного партнера (физическое или юридическое лицо);

3) Население (общество).

Рис. 1. Критерии оценки эффективности государственно-частного партнерства

Государство в рамках государственно-частного партнерства получает возможность реализовать социально-значимые цели по средствам взаимодействия с частными структурами. Эффективность такого взаимодействия в данном случае выражается в достигнутых социально-значимых целях (например, уменьшении безработицы). В то же время государство также может получать финансовую выгоду от государственно-частного партнерства, которая, в свою очередь, выражается по средствам оценки ее бюджетной эффективности, а именно дополнительных финансовых поступлений в бюджет.

Для частных партнеров значение, в первую очередь, имеет коммерческая успешность проекта, то есть его экономическая эффективность, о которой мы говорили в начале проекта. Отметим, что участие в государственно-частном партнерстве может быть особенно выгодным для частных организацией, так как, во-первых, всегда связано с крупнобюджетными проектами, а во-вторых, гарантирует общую поддержку государства.

Что же касается населения, то несмотря на то, что само общество не выступает стороной в соглашении государственно-частного партнерства, оно может являться его непосредственным выгодоприобретателем. Напомним, что такой вид экономического сотрудничества направлен на реализацию крупных общественно-значимых проектов, а значит ставит перед собой цели, которые могут существенно улучшить жизнь населения.

Отметим, что указанный подход к методике оценки проектов государственно-частного партнерства был предложен в работе Гордновой Н. В., Пешковой А. А., Воронова Д. С. и Емельянова А. А., в рамках которой были предложены следующие критерии оценки государственно-частного партнерства:

  1. Государственный критерий, в рамка которого оценивалось степень подготовленности государства к реализации проекта государственно-частного партнерства (муниципально-частного партнерства);
  2. Частный предпринимательский критерий, который основывался на степени подготовленности частных партнеров к реализации проекта;
  3. Общественный критерий, в рамках которого оценивалась общественная поддержка проекта;
  4. Экологический критерий, в рамках которого оценивалась степень благоприятствования окружающей среды реализации проекта;
  5. Интеграционный критерий, который оценивал возможности реальной интеграции проекта в социально-экономическую сферу жизни общества [5].

Здесь необходимо отметить, что в последние несколько лет оценка социально-экономической значимости проекта стала включать в себя не только общие социальные (к примеру, удовлетворение интересов общества) и экономические (к примеру, увеличение инвестиций в российскую экономику) критерии, но и экологический критерий, а именно влияние реализации проекта государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства на экологию. Подобная модернизация оценки эффективности государственно-частного партнерства может свидетельствовать о развитии в современном российском обществе институтов, направленных на поддержание благоприятной окружающей среды.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что оценка эффективности государственно-частного партнерства должна выражаться в комплексной оценке его социальных, экономических и финансовых результатов для всех категорий участников такого соглашения. При этом их оценка должна осуществляться в совокупности друг с другом, исходя из существующих между ними взаимосвязей.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем представить схему оценки эффективности государственно-частного партнерства следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Оценка эффективности государственно-частного партнерства.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 13.07.2015, № 224-ФЗ. (в ред. от 29.07.2018)// Российская газета, № 156, 17.07.2015.
  2. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества», от 30.11.2015 № 894 // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_894_ot_30_noyabrya_2015_.html (дата обращения: 22.05.2020).
  3. Шульгин, А. В. Оценка эффективности государственно — частного партнерства в развитии инновационных систем / А. В. Шульгин. — Текст: непосредственный // Вестник ВГУИТ. — 2012. — № 2. — С. 197–200.
  4. Бахматова, А. К. Проблемы оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства / А. К. Бахматова. — Текст: электронный // CyberLeninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-effektivnosti-proekta-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (дата обращения: 22.05.2020).
  5. Городнова, Н. В. Разработка методики оценки эффективности реализации проектов государственно-частных партнерств / Н. В. Городнова. — Текст: электронный // CyberLeninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-metodiki-otsenki-effektivnosti-realizatsii-proektov-gosudarstvenno-chastnyh-partnerstv (дата обращения: 22.05.2020).
  6. Ткаченко, И. Н. Методология отбора и оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства с учетом интересов стейкхолдеров / И. Н. Ткаченко, Я. В. Савченко, М. В. Евсеева. — Текст: непосредственный // Дискуссия. — 2014. — № 8. — С. 81–89.
Основные термины (генерируются автоматически): государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, оценка эффективности, проект, Российская Федерация, реализация проекта, государство, критерий оценки эффективности, федеральное законодательство, Частный партнер.


Ключевые слова

государственно-частное партнерство, эффективность государственно-частного партнерства, оценка проектов государственно-частного партнерства

Похожие статьи

Перспективы реализации государственно-частного партнерства в сфере здравоохранении субъектов в РФ

В статье рассмотрены основные формы государственно-частного партнерства, предложены базовые модели государственно-частного партнерства в здравоохранении.

Перспективы развития проектов государственно-частного партнерства в сфере топливно-энергетического комплекса РФ

В статье дана характеристика государственно-частного партнерства как особой формы взаимодействия бизнеса и государства. В работе определена правовая основа партнерства, определена специфика партнерства в России, его особенности цели, принципы. В стат...

Перспективы механизмов государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов

В статье рассматриваются инструменты финансирования инновационной деятельности, а также механизмы государственно-частного партнерства и возможность применения данного инструмента для реализации инновационных и научно-технических проектов. Установлено...

Контракты жизненного цикла как новый механизм государственно-частного партнерства

Данная статья представляет собой анализ правовой среды и перспектив применения в России контрактов жизненного цикла как нового механизма государственно-частного партнерства. Автор статьи выделяет основные преимущества данного вида договорной формы, е...

Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнёрства в горнодобывающей отрасли Забайкальского края

В статье рассматриваются проблемы развития государственно-частного партнерства в горнодобывающей промышленности Забайкальского края. Значимость данного исследования состоит в том, что в настоящее время существует множество проблем государственно-част...

Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления

В статье поднимается вопрос рассмотрения «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатор формирования информационного общества и системы «электронного правительства» — государство, где электронное правит...

Объектный состав правоотношений и проблемы его применения в сфере государственно-частного партнерства

В статье анализируются существующие позиции об объектном составе правоотношений в сфере государственно-частного партнерства; даны предложения по синхронизации инвестиционного законодательства с иными отраслями права с целью предотвращения возникновен...

Факторы и условия, сдерживающие развитие института государственно-частного и муниципально-частного партнерства в России

В данной статье рассматриваются проблемы, которые, по мнению автора, препятствуют наиболее частотному применению практики государственно-частного партнерства в России, положение современного института ГЧП, с какими трудностями приходится сталкиваться...

Определение концепции государственно-частного партнерства с учетом мирового опыта

В статье осуществлен анализ концепции государственно-частного партнерства на основе определений в мировой практике, которая трактуется в двух аспектах: во-первых, как инструмент экономического и социального развития на международных, национальных, ре...

К вопросу о государственно-частном партнерстве, его формах и видах

В данной статье автор проводит исследование основных признаков феномена государственно-частного партнерства, а также его историко-правовой генезис. Впоследствии, данный анализ позволяет сформулировать определение понятия ГЧП и классифицировать его фо...

Похожие статьи

Перспективы реализации государственно-частного партнерства в сфере здравоохранении субъектов в РФ

В статье рассмотрены основные формы государственно-частного партнерства, предложены базовые модели государственно-частного партнерства в здравоохранении.

Перспективы развития проектов государственно-частного партнерства в сфере топливно-энергетического комплекса РФ

В статье дана характеристика государственно-частного партнерства как особой формы взаимодействия бизнеса и государства. В работе определена правовая основа партнерства, определена специфика партнерства в России, его особенности цели, принципы. В стат...

Перспективы механизмов государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов

В статье рассматриваются инструменты финансирования инновационной деятельности, а также механизмы государственно-частного партнерства и возможность применения данного инструмента для реализации инновационных и научно-технических проектов. Установлено...

Контракты жизненного цикла как новый механизм государственно-частного партнерства

Данная статья представляет собой анализ правовой среды и перспектив применения в России контрактов жизненного цикла как нового механизма государственно-частного партнерства. Автор статьи выделяет основные преимущества данного вида договорной формы, е...

Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнёрства в горнодобывающей отрасли Забайкальского края

В статье рассматриваются проблемы развития государственно-частного партнерства в горнодобывающей промышленности Забайкальского края. Значимость данного исследования состоит в том, что в настоящее время существует множество проблем государственно-част...

Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления

В статье поднимается вопрос рассмотрения «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатор формирования информационного общества и системы «электронного правительства» — государство, где электронное правит...

Объектный состав правоотношений и проблемы его применения в сфере государственно-частного партнерства

В статье анализируются существующие позиции об объектном составе правоотношений в сфере государственно-частного партнерства; даны предложения по синхронизации инвестиционного законодательства с иными отраслями права с целью предотвращения возникновен...

Факторы и условия, сдерживающие развитие института государственно-частного и муниципально-частного партнерства в России

В данной статье рассматриваются проблемы, которые, по мнению автора, препятствуют наиболее частотному применению практики государственно-частного партнерства в России, положение современного института ГЧП, с какими трудностями приходится сталкиваться...

Определение концепции государственно-частного партнерства с учетом мирового опыта

В статье осуществлен анализ концепции государственно-частного партнерства на основе определений в мировой практике, которая трактуется в двух аспектах: во-первых, как инструмент экономического и социального развития на международных, национальных, ре...

К вопросу о государственно-частном партнерстве, его формах и видах

В данной статье автор проводит исследование основных признаков феномена государственно-частного партнерства, а также его историко-правовой генезис. Впоследствии, данный анализ позволяет сформулировать определение понятия ГЧП и классифицировать его фо...

Задать вопрос