Проблематика и совершенствование нормативных правовых актов в области оказания гуманитарной помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 24.09.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Сизякина, Е. Ю. Проблематика и совершенствование нормативных правовых актов в области оказания гуманитарной помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций / Е. Ю. Сизякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — URL: https://moluch.ru/archive/538/117865/ (дата обращения: 27.09.2024).

Препринт статьи



Гуманитарная помощь предоставляется подразделениями МЧС России при ЧС оказывается нуждающимся незамедлительно. При этом необходимым является не только своевременное ее предоставление пострадавшим от ЧС, но и соблюдение законодательства. Исходя из анализа правовых норм, определяется, что отсутствует единый свод правил, в котором отражаются все определения понятий и организационно-правовые основы реализации гуманитарной помощи.

Ключевые слова: гуманитарная помощь, МЧС, чрезвычайная ситуация.

Humanitarian aid is provided by units of the Ministry of Emergency Situations of Russia and is provided to those in need immediately. At the same time, it is necessary not only to provide it in a timely manner to victims of emergencies, but also to comply with the law. Based on the analysis of legal norms, it is determined that there is no single set of rules that reflects all definitions of concepts and organizational and legal bases for the implementation of humanitarian assistance.

Keywords: humanitarian aid, the Ministry of Emergency Situations, an emergency situation.

Товары, которые относятся к гуманитарной помощи подлежат выдаче удостоверения. Перечень таких товаров подтверждается ведомственными актами Министерства труда и социальной защиты РФ и Минздравом России. Данные министерства имеют отношение к обеспечению деятельности организационно-технического характера. При этом такой перечень отсутствует в ведомственных актах Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ и иных органах, а также в актах Правительства РФ.

В соответствии с актами российского законодательства, наблюдается отсутствие определения принципов гуманитарной помощи. При наличии в ряде актов определения гуманитарная помощь, ее принципам целесообразно дать определение в законодательных нормах. В законодательстве не во всех случаях учитывается двухсторонний порядок, в основном применяется определение «гуманитарная помощь иностранным государствам».

Так, закон дает определение гуманитарной помощи, применимое только к грузам, ввозимым в Российскую Федерацию из других стран. Кроме того, существует проблема определения правового статуса помощи, отправляемой от имени российских граждан. Это создает основное препятствие для оказания гуманитарной помощи пострадавшим от ЧС.

Таможенное оформление товаров, классифицируемых как гуманитарная помощь, осуществляется в приоритетном порядке. При этом руководитель таможенного органа по заявлению вправе продлить срок подачи грузовой таможенной декларации, относящейся к этим товарам. Расходы, связанные с перевозкой, складированием и передаче гуманитарной помощи осуществляются на основании органов исполнительной власти по согласованию сторон.

Если получатель гуманитарной помощи не использует её по назначению, он обязан уплатить необходимые налоги, таможенные и другие платежи в бюджеты всех уровней. Помимо этого, им должны быть уплачены пени и штрафы, связанные с этими платежами, предусмотренные действующим законодательством. Отмечу, что установлен запрет на продажу предметов, полученных в качестве гуманитарной помощи. Кроме этого, нет определения понятий донор гуманитарной помощи, получатель гуманитарной помощи. Нет в определении гуманитарной помощи указания на ее принципы. Не определены в полном объеме пределы компетенций уполномоченных органов.

Законодатель предусмотрел цели использования гуманитарной помощи, которые охватывают расходы на ее отправку, сопровождение и хранение, медицинскую и социальную помощь в процессе ликвидации последствий ЧС: непоступление к потребителям; отказ от получения гуманитарного груза; передача гуманитарного груза не в полном объеме.

Стоит отметить, что гуманитарные грузы обычно перевозятся различными способами, включая воздушный, морской, железнодорожный, автомобильный и мультимодальный методы. Согласно практике, выбор способа транспортировки зависит от определенных факторов, таких как: географическое положение получателя, объем доставляемой помощи и тип груза. Отсутствие единой системы доставки грузов в России привело к разным проблемам, таким как задержки в доставке гуманитарной помощи, порча товаров с коротким сроком годности и т. д. Необходимо, чтобы любой груз, отправляемый в качестве гуманитарной помощи, соответствовал определенным требованиям.

Посредством Постановления Правительства РФ установлен перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи. Наличие данного перечня стало заметным улучшением российского законодательства. В данный перечень входят не только продукты питания, но и мебель, биотуалеты, строительные материалы, одежда и обувь. Оказываемые услуги при ликвидации ЧС включают в себя: эвакуацию граждан, обеспечение их жильем и питанием, развертывание активов и рабочей силы в пострадавшем районе, а также иные работы, связанные с ликвидацией последствий ЧС и оказанию помощи нуждающимся.

При наличии современных условий необходима модернизация системы защиты населения при ликвидации последствий ЧС. Внедрение организационных, правовых и экономических мер должны быть направлены на совершенствование обеспечения государственных гарантий защиты жизни и здоровья людей. Немаловажным в данном случае является совершенствование правового обеспечения. В настоящее время помимо законов и подзаконных актов имеются ведомственные акты, регулирующие деятельность МЧС при ликвидации последствий ЧС. Данные акты должны соответствовать положениям и иерархическим принципам конституционных норм и нормативно-правовым актам, предусмотренными органами исполнительной власти в субъектах РФ и муниципальных образованиях на ее территории.

Наряду с межотраслевыми правовыми нормами имеется комплексное правовое регулирование, акты которых в совокупности составляют законодательную систему по управлению в сферах борьбы с ЧС и гражданской обороны. Стоит отметить ряд проблем, связанных с реализацией оказания гуманитарной помощи подразделениями МЧС при ликвидации ЧС различного характера.

Например, при применении аэромобильной группировке проблемами являются: несовершенство организационно-штатной структуры. Оснащение техникой и имуществом в данном случае производится посредством их перераспределения из подразделений спасательного центра, что приводит к разукомплектованию. Помимо, необходимо укомплектование полевыми кухнями, оснащения в виде ранцевых огнетушителей, спутниковыми телефонами, спасательными комбинезонами и т. д. Целесообразно в ведомственных нормах предусмотреть дополнительную комплектацию для участия в ликвидации ЧС. Кроме этого, необходимо предусмотреть дооснащение БАС, так как в последнее время наблюдаются частые эвакуации из зон затопления. При этом доукомплектование целесообразно производить в районе проведения работ, так как оно занимает объемное пространство. Необходимо в рамках внутриведомственного регулирования внести изменения по штату и нормам оснащения техникой и оборудованием для осуществления аварийно-спасательных работ.

Также стоит отметить, что в процессе программной подготовки сотрудников МЧС к оказанию гуманитарной помощи при ликвидации последствий ЧС необходимым является: пересмотр количества часов относительно физической подготовки и использованию средств связи (6 часов ежедневно исходя из количества недель обучения). Данные мероприятия будут способствовать в достижении необходимого уровня штатной подготовленности и использованию технического оснащения.

За осуществление оказания гуманитарной помощи ответственным является Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования. Он так же является ответственным за перевозку гуманитарного груза в зоны ЧС на территории РФ и зарубежные страны. Перевозка гуманитарного груза производится Центрами обеспечения ФГКУ, являющиеся структурными подразделения МЧС России. В их состав входят: группа связи; взводы технического обеспечения; автомобильный взвод; автомобильные роты эвакуации населения; автомобильная рота гуманитарного реагирования. Данные силы Центров оснащаются для проведения гуманитарной операции силами и средствами в достаточном количестве. К таким средствам относится не только сезонное вещевое обеспечение, продукты питания, медицинское обеспечение, но и снабжение горючим и смазочными материалами. Обеспечение производит начальник тыла в соответствии с установленными нормами. Помимо, формируются заявки для дополнительного подменного фонда (25 % от личного состава). В качестве питания личному составу выдаются сухие пайки. Автотранспорт в ходе следования дозаправляется посредством автотопливозаправщиков, следующих в гуманитарной колонне. Отсчет топлива осуществляется измерительным устройством топливораздачи. За медобеспечение личного состава колонн ответственным является начальник медицинской службы. Им производится сбор сведений о санитарно-эпидемическом состоянии, принятие мер по проверке воды и качественности питания, предупреждению обморожения, оказания медпомощи, передачу на стационарное лечение в близлежащих населенных пунктах. В колонне также следует санитарный автомобиль с фельдшером и водителем -санитаром, которые ответственны за профилактические мероприятия в процессе следования гуманитарной колонны.

Предварительно проводится инструктаж медработников начальником медицинской службы по оказанию медпомощи, эвакуации раненных и больных при следовании по маршруту. Кроме этого, в процессе следования осуществляются противоэпидемические и дезинфекционные мероприятия. Если имеются случаи инфекционных заболеваний, производится дезинфекция и дератизация.

За последние десять лет произошло заметное ускорение в создании подзаконных актов, национальных стандартов и сводов правил. Наряду с введением новых нормативных актов органами управления РСЧС. Эти законодательные достижения не только способствовали защите населения от возможных чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного происхождения, но и сыграли ключевую роль в развитии законодательства в области гражданской обороны.

Наличие ЧС и ликвидация их последствий требуют единой системы защиты, с одинаковыми планами действий, используемыми органами управления и силами на всех уровнях РСЧС.

Аттестация спасательных подразделений и спасателей, совершенствование технологий спасения, обучение действиям в чрезвычайных ситуациях, критерии готовности информационных и предупредительных систем оповещения населения. в совокупности данные действия способствуют в достижении эффективности оказания гуманитарной помощи при ликвидации ЧС.

Целесообразным является то, чтобы структурные подразделения МЧС предоставляли отчет своей деятельности, анализировали успехи и области улучшения как отделов, так и сотрудников. Кроме того, в целях оценки эффективности деятельности МЧС при оказании гуманитарной помощи, им целесообразно осуществлять сравнение текущего периода с предыдущими.

Таким образом, наблюдается, что на всех этапах организации оказания гуманитарной помощи имеются определенные проблемы, которые требуют соответствующей правовой регламентации, как на федеральном, муниципальном уровне, так и в законах субъектов РФ и нормативных актах ведомства.



Задать вопрос