Правовые основы оказания гуманитарной помощи пострадавшим от чрезвычайной ситуации силами и средствами МЧС России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (536) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 17.09.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Сизякина, Е. Ю. Правовые основы оказания гуманитарной помощи пострадавшим от чрезвычайной ситуации силами и средствами МЧС России / Е. Ю. Сизякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117546/ (дата обращения: 27.09.2024).



Оказание гуманитарной помощи пострадавшим от ЧС силами и средствами МЧС заключается в предоставлении помощи, то есть взаимодействии сторон. Таким образом для общественных отношений, связанных с оказанием гуманитарной помощи, имеют правовую природу и законодательную регламентацию. Правовое регулирование данного вида деятельности осуществляется на международном, федеральном и территориальном уровне субъектов РФ.

Ключевые слова: гуманитарная помощь, МЧС, чрезвычайная ситуация.

The provision of humanitarian assistance to victims of emergencies by the forces and means of the Ministry of Emergency Situations consists in providing assistance, that is, the interaction of the parties. Thus, for public relations related to the provision of humanitarian assistance, they have a legal nature and legislative regulation. Legal regulation of this type of activity is carried out at the international, federal and territorial levels of the subjects of the Russian Federation.

Keywords: humanitarian aid, the Ministry of Emergency Situations, an emergency situation.

Правовое регулирование оказания гуманитарной помощи осуществляется посредством Устава ООН и резолюций Организации Объединенных Наций. Основными актами, регулирующими международное взаимодействие по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим от ЧС являются акты МККК — Международного Красного Креста.

Мировые суверенные государства регламентируются при оказании гуманитарной помощи пострадавших от ЧС общепризнанными принципами международного права. Основными актами международно-правовой защиты человека, являются:

– Всеобщая декларация прав человека, пакты о правах человека;

– Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;

– Конвенции, запрещающие геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, пытки, жестокое и бесчеловечное обращение;

– Конвенции, специально ограждающие права женщин и детей;

– Конвенции Международной организации труда, регламентирующие все стороны и виды трудовой деятельности мужчин, женщин и подростков;

– Конвенции о защите жертв войны.

Данные акты являются правовой основой для международной деятельности при оказании гуманитарной помощи. Посредством данных актов установлены нормы, предусматриваемые при международном взаимодействии в области противодействия бедствиям и выживания сообщества при условии его наличия.

Как международная, так и внутренняя гуманитарная помощь оказываются в целях обеспечения прав, свобод и иных интересов человека. Международная гуманитарная помощь оказывается, как при бедствиях, так и посредством миротворческих операций. Оказание такой помощи при наличии ЧС осуществляется на добровольной основе. Она оказывается безвозмездно в соответствии с порядком содействия.

Гуманность, беспристрастность и независимость отнесены к основным принципам гуманитарной помощи, которая целенаправленна на спасение и сохранение здоровья наибольшего количества населения, восстановление экономической самостоятельности и территориальной инфраструктуры.

Стоит отметить, что в зависимости от характера ЧС, отношений субъектов и объектов порядок организации международной и внутренней гуманитарной помощи различается. При этом, они имеют общие направления, включая безвозмездное снабжение медикаментами, продовольствием, материальными ресурсами и предоставление необходимых услуг для нуждающихся. В рамках оказания гуманитарной помощи предусмотрены: предоставление временного жилья, обеспечение питанием, аварийно-спасательные, медицинские, коммунальные, транспортные, информационные и иные услуги.

Взаимодействие осуществляется между субъектами и объектами. Организации системы ООН и иные международные организации, а также страны — доноры выступают в качестве субъекта в данном случае. Объектом являются граждане, пострадавшие от ЧС, а также органы местного самоуправления и организации, обеспечивающие жизнеобеспечение населения на территории ликвидации ЧС. Международная деятельность по противодействию ЧС оказывается на двухсторонней или многосторонней основе. В целях реализации гуманитарной деятельности и оказания гуманитарной помощи ООН создает специальные органы, комитеты, комиссии, организации. К ним относятся такие, как: Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Департамента чрезвычайного гражданского планирования (ДЧГП); Международный Комитет Красного Креста; Международная организация гражданской обороны (МОГО); Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и некоторые другие [1].

МЧС России при оказании гуманитарной помощи основывается на международные правовые акты и законодательство РФ, включая конституционные нормы, федеральное законодательство и иными нормативно-правовыми актами, предусмотренными для регулирования деятельности в области природной и техногенной безопасности.

Оказывая гуманитарную помощь иностранным гражданам, МЧС России формирует номенклатуру объема грузов, производит его закупку из федерального бюджета. При необходимости производится выпуск материальных ценностей. В этой связи российские нормативно-правовые акты подлежат дополнениям, так как ими соблюдается соответствие договорно-правовой базы международного сотрудничества. В области нормотворчества по гуманитарному реагированию необходимы изменения актов в соответствии с развитием научно-технической информации, а также дополнения в связи с положительным опытом деятельности, связанным с ликвидацией ЧС и оказанием гуманитарной помощи.

Приоритетными в правовом регулировании оказания международной гуманитарной помощи является договорные соглашения с другими странами. Также МЧС России учитывает нормы российского законодательства. 11 ноября 1994 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2], обеспечивающий правовые основы защиты населения, земель и территорий России от катастроф природного и техногенного характера. Закон устанавливает общие правила обеспечения безопасности граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в пределах границ страны, а также обеспечивает защиту промышленных и социальных объектов, воздушного пространства, водных ресурсов и природной среды.

Благодаря нормативно-правовой базе МЧС России обеспечило возможность практической международной деятельности по ликвидации последствий стихийных бедствий и решению гуманитарных задач [3]. В нормативно-правовой базе Министерство объединило как национальный, так и международный опыт. Стоит отметить, что МЧС является службой помощи, которая занимает одно из ведущих мест в международной системе экстренного гуманитарного реагирования на техногенные катастрофы и иные ЧС природного характера.

МЧС России приоритетным направлением определяет взаимодействие и кооперирование гуманитарных сил. Также в этой сфере МЧС России взаимодействует с государствами-участниками СНГ на основании Указа Президента РФ от 14.09.1995 года [4]. Этот Указ был взят за основу большого количества заключаемых международных договоров, как двухсторонних, так и многосторонних.

Определение видов услуг оказания помощи и порядок ее предоставления регулируется ведомственными нормативно-правовыми актами. Контроль за реализацией и соответствием оказания действий, связанных с ликвидацией ЧС и оказанием помощи гуманитарными силами осуществляет Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности. Данное положение регламентировано приказом МЧС России от 28.01.2013 № 52 [5].

Помимо этого, регламентация вопросов оказания гуманитарной помощи осуществляется посредством Приказа МЧС от 14.08.2019 года № 425 «Об организации управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации» [6].

Согласно положению данного Приказа, Департамент надзорной деятельности и профилактической работы в рамках своей деятельности контролирует проведение противопожарных мероприятий в местах дислокации сил и средств, которые участвуют в ликвидации ЧС, пунктах временного размещения населения и пунктах размещения и выдачи гуманитарной помощи нуждающимся, которые пострадали от чрезвычайной ситуации. Департамент тылового и технического обеспечения принимает участие в разработке предложений по выпуску из государственного резерва материальных ценностей, которые предназначены для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС и оказания гуманитарной помощи. Департамент международной деятельности по решению руководства МЧС России осуществляет подготовку проектов докладов Президенту РФ и/или Правительству РФ о целесообразности запроса к мировому сообществу или к определенным иностранным государствам в содействии осуществления аварийно-спасательных работ на территории РФ или в предоставлении грузов гуманитарной помощи.

Доставка гуманитарной помощи осуществляется посредством российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования МЧС России. Решение организационных вопросов обеспечивает Департамент международной деятельности МЧС России. Закупка товаров гуманитарной помощи осуществляется согласно ст. 82 Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Отсутствующие в перечне закупок товары, необходимые в качестве гуманитарной помощи при необходимости и ускорении процедуры закупаются посредством размещения закупки у единственного поставщика данного товара. В Распоряжении Правительства РФ от 30.09.2013 года № 1765-р [7] имеется перечень товаров и услуг для оказания гуманитарной помощи при ликвидации ЧС. Считаем целесообразным перечень товаров объединить по группам. Обуславливается данное положение тем, что при ЧС на практике наблюдается идентичная потребность в определенных товарах и услугах.

Перечень содержит классификацию товаров по Общероссийскому классификатору продукции по экономической деятельности.

В основном же реальные потребности нуждающихся свидетельствуют о необходимости предоставления в виде гуманитарной помощи: баночного детского питания, каши, сока, сухарей, печенья, сахара, джема, орехов, сухофруктов, средств санитарии, мыла, шампуня, туалетной бумаги, бумажных салфеток, зубной пасты, подгузников, фонариков, тетрадей и т. д. То есть такие группы товаров, как: детское питание; питание для взрослых; средства ухода за детьми; средства гигиены; канцелярские принадлежности; предметы быта.

Стоит выделить тот аспект, что анализ нормативно-правового регулирования свидетельствует том, что законодательство РФ не имеет единого закона, в содержании которого были бы в совокупности представлены цели, принципы, понятия и правовые основы относительно организации оказания гуманитарной помощи нуждающимся, пострадавшим от ЧС.

Некоторые регламентирующие акты относятся к Министерству труда РФ, некоторые к Министерству здравоохранения и т. д. При этом они занимаются организационно-техническим обеспечением.

Литература:

  1. Сидоренко Н. М. Сидоренко Д. А. Некоторые практические аспекты оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Право. 2000. С.181–191.
  2. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68 — ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/7c4b1048bf6b8378a01c17d30c922cf334fcf5ee/
  3. Овчинникова А. В., Костылев Д. Н., Разводов М. А. Основные задачи деятельности ЦУКС МЧС России // Мировая наука. — 2019. — №. 9. — С. 176–179.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. «Об утверждении стратегического курса развития отношений Российской Федерации с государствами — участниками СНГ» // https://muswars.ru/gumanitarnaya-pomoshch-zakonodatelnaya-baza-rossiiskoi-federacii-i-osnovnye/
  5. Приказ МЧС РФ от 28 января 2013 г. N 52 «Об утверждении ведомственного Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности» // https://base.garant.ru/58058177/
  6. Приказ МЧС от 14.08.2019 года № 425 «Об организации управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации» // https://legalacts.ru/doc/prikaz-mchs-rossii-ot-14082019-n-425-ob-organizatsii/
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 1765-р «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера» // https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_152669/
Основные термины (генерируются автоматически): гуманитарная помощь, МЧС России, оказание, акт, ликвидация последствий, международная деятельность, внутренняя гуманитарная помощь, гражданская оборона, Красный Крест, международная гуманитарная помощь.


Похожие статьи

Задать вопрос