В статье рассмотрена существующая политическая ситуация в Сирийской Арабской Республике, и ее влияние на защиту личности в ситуации вооруженного конфликта.
Проведен анализ нарушений норм международного гуманитарного права, а также причин их возникновения.
Сделан вывод о том, что политика сторонних государств не должна приводить к нарушению прав гражданских лиц, гарантированных нормами международного гуманитарного права.
Ключевые слова: международное гуманитарное право, принципы гуманности, гражданское население
Вопросы международно-правовой защиты личности в ситуации вооруженного конфликта вызывают повышенный интерес ученых уже достаточно длительный период времени. Необходимость регламентации принципов и правил, регулирующих средства и методы ведения войны, гуманитарную защиту гражданского населения, больных и раненых военнослужащих, а также военнопленных было вызвано объективной реальностью. Таким правом, находящим свое применение во время ведения войны и регулирующим состояние войны, является международное гуманитарное право. Данное право, Ж. Пикте, автор знаменитых комментариев к Женевским конвенциям, определял как важную часть международного публичного права, которая черпает вдохновение в идеях человечности и сосредоточивается на защите индивидов во время войны [1]. Нормы международного гуманитарного права нашли отражение в четырех Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года и в Дополнительных протоколах к ним от 8 июня 1977 года, которые являются основным сводом правил, которыми должны руководствоваться государства при возникновении международных конфликтов [2]. Таким образом, международное гуманитарное право представляет собой свод основополагающих принципов гуманности в период трудных ситуаций. По справедливому замечанию Э. Давида, международное гуманитарное право в основном содержит нормы, отклонения от которых недопустимы. Данные нормы являются творением самих государств, которые, заключая международные соглашения, придают им императивный характер, признавая тем самым обязательность их соблюдения всеми государствами и то, что на них не распространяется принцип взаимности [3]. Данное право применимо в полном объеме и в любом государстве, таким образом, оно не может зависеть от ратификации его тем или иным государством или от квалификации той или иной ситуации [4]. Так, в статье 1 п. 2 Дополнительного протокола I со всей определенностью говорится: «В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания» [5].
Особый раздел международного гуманитарного права связан с защитой одного из фундаментальных прав ‒ с защитой права людей на гуманитарную помощь, а в связи с этим и с защитой права на питание. Так, согласно 23 статьеЖеневской конвенции о защите гражданского населения, во время войны (четвертая Женевская конвенция) каждая Договаривающаяся Сторона будет предоставлять свободный пропуск всех посылок с медицинскими и санитарными материалами, а также предметами, необходимыми для религиозных культов, предназначаемых только для гражданского населения другой Договаривающейся Стороны, даже если последняя является неприятелем. Она также обязана разрешить свободный пропуск всех посылок с необходимыми продуктами питания, носильными вещами и укрепляющими средствами, предназначенными для детей до 15 лет, беременных женщин и рожениц [6]. О необходимости устойчивого соблюдения норм международного гуманитарного права и оказания гуманитарной помощи Сирии также не раз высказывалось министром иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавровым: «Гуманитарную помощь и необходимость ее оказания нужно демонстрировать не словом, а делом» [7]. Так, 21 октября 2016 года самолет военно-транспортной авиации ВКС России доставил из Сербии в Сирию первую партию гуманитарного груза для оказания помощи нуждающимся жителям. Речь идет о более чем 40 тоннах консервированных продуктов питания, муки, растительного масла, одежды, медикаментов [8].
Однако, на пути реализации права на гуманитарную помощь возникают определенные трудности. Ситуация, происходящая в Сирии, все чаще именуется «гуманитарной катастрофой», поскольку оказываемая гуманитарная помощь, например, распределяется между боевиками, при этом лишь небольшая ее часть «перепадает» мирным жителям [9]. Наряду с этим происходят систематические нападения на гуманитарные автоколонны. Например, в ночь на 20 сентября 2016 года автоколонна ООН и Сирийского общества Красного Полумесяца, состоявшая из 31 грузовой машины, подверглась обстрелу. По заявлению официального представителя Генерального секретаря всемирной Организации Объединённых Наций Стефана Дюжаррика, были атакованы 18 грузовиков, доставлявших помощь ООН и Сирийского общества Красного Полумесяца для 78 тыс. жителей города Уремэль-Кубра, который расположен к западу от Алеппо. Данное нападение на гуманитарный конвой ООН / Сирийского Арабского Красного Полумесяца, всемирная организация Amnesty International определила как вопиющее нарушение основополагающих принципов международного гуманитарного права [10].
Несмотря на то, что Россия практически отказалась от бомбардировок и ввела гуманитарную паузу, которая должна помочь вывести из городов раненых и гражданских жителей, боевики в Сирии ее не соблюдают и постоянно обстреливают гуманитарные коридоры и конвои. В итоге, Министерство обороны Российской Федерации заявило о том, что такие паузы не будут объявляться до того времени, пока ООН не добьется того же от боевиков [11]. К сожалению, гуманитарные паузы не дали практически никакого результата: в Алеппо и других крупных городах Сирии сейчас ощущается острая нехватка питьевой воды, еды и медикаментов.
Таким образом, в Сирийской Арабской Республике сложилась кризисная ситуация, подоплёкой которой стали политические игры государств, каждая из которых преследует собственные цели. В современном мире практически невозможно решить проблему обеспечения безопасности в границах лишь одной отдельно взятой страны. Глобальные и региональные интеграционные процессы, логичным следствием которых является всё более возрастающая взаимозависимость государств, с необходимостью требуют большего углубления сотрудничества стран по широкому спектру вопросов. Особое внимание в этом контексте следует уделить гуманитарному сотрудничеству, которое создает благоприятную почву для укрепления взаимного доверия между странами, а значит — эффективного международного взаимодействия.
Сложившаяся политическая нестабильность в зоне Сирийского конфликта, а также гуманитарный кризис демонстрируют грубое игнорирование и нарушение международного гуманитарного права, что может повлечь затягивание принятия решительных действий по деэскалации конфликта. Однако все же остается надеяться, что гуманитарные вопросы перестанут становиться инструментом политического давления или, тем более, элементом заигрывания с террористами и их прикрытия [12].
Литература:
- Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М., 2001. С. 11.
- Женевские конвенции и протоколы к ним // Официальный сайт Организаций Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml (дата обращения: 18.12.2016).
- Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: Курс лекций, прочитанных на юридическом факультета Открытого Брюссельского университета. М.: Международный комитет Красного Креста. 2011. 1114 с.
- Малахов И. С. Международного гуманитарное право: дефиниция и содержание (политологический аспект) // Вестник КемГУ. 2012. № 3(51). С.163.
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г.(Протокол I) [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540377/chapter/1/#block_100 (дата обращения: 18.12.2016).
- Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (четвертая Женевская конвенция) (Женева, 12 августа 1949 года) // Права человека: Cборник международных договоров, том I (часть вторая): Универсальные договоры. Женева. 1994.
- Из ответов на вопросы средств массовой информации Министра иностранных дел России С. В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом. Москва. 6 декабря 2016 года // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/web/guest/obstanovka-v-sirii-i-perspektivy-vnutrisirijskogo-dialoga(дата обращения: 18.12.2016).
- Брифинг официального представителя МИД России М. В. Захаровой. Москва. 27 октября 2016 года // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2507489 (дата обращения: 18.12.2016).
- Брифинг официального представителя МИД России М. В. Захаровой. Москва. 17 ноября 2016 года // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2529854 (дата обращения: 18.12.2016).
- Сирия: Ужасающее нападение на гуманитарный конвой ООН является грубым нарушением норм международного права // Официальный сайт AmnestyInternational в России [Электронный ресурс]. URL: https://amnesty.org.ru/ru/2016–09–21-sirija-konvoj/(дата обращения: 18.12.2016).
- Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил о прекращении воздушных ударов в районе Алеппо // Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12100053@egNews (дата обращения: 18.12.2016).
12. Брифинг официального представителя МИД России М. В. Захаровой. Москва. 30 ноября 2016 года// Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2540954 (дата обращения: 19.12.2016).