Статья посвящена пробелам международного гуманитарного права в вооруженных конфликтах, рассматривается понятие и историческое становление международного гуманитарного права, система норм правовой регламентации поведения участников вооруженного конфликта, причины нарушения и способы решения проблем в рамках международного гуманитарного права.
Ключевые слова: международное гуманитарное право, преступление в международном уголовном праве, вооруженный конфликт, Международный Комитет Красного Креста, война.
The article is devoted to the gaps in international humanitarian law in armed conflicts, examines the concept and historical formation of international humanitarian law, the system of norms of legal regulation of the behavior of participants in an armed conflict, the causes of violations and ways to solve problems within the framework of international humanitarian law.
Keywords: international humanitarian law, crime in international criminal law, armed conflict, International Committee of the Red Cross, war.
На протяжении многих веков, проблемой любого времени для человечества остаются вооруженные конфликты. Автор М. А. Мишкуро в своей научной статье дает понятие вооруженного конфликта, как «вооруженное противоборство между государствами или социальными общностями внутри отдельных государств, имеющее целью разрешение экономических, национально-этнических и иных противоречий через ограниченное применение военной силы» [2, С.763].
Научный прогресс не стоит на месте, меняются технологии, появляются и совершенствуются новые науки, но как показывает история, военная наука развивается и совершенствуется гораздо быстрее, это можно наглядно заметить в связи с ростом вооруженных конфликтов и числом роста горячих точек, где ведутся боевые действия на политической карте мира. Вооруженные конфликты современности, примечательны тем, что в них усовершенствованы средства и способы борьбы, огромный размах их распространения и тяжесть последствий, которые ведут не только к уничтожению противника, но к страданиям гражданского мирного населения, и масштабным разрушениям культурных ценностей и окружающей среды.
Если подвергнуть анализу историю становления законодательных норм в области международного гуманитарного права (далее по тексту ‒ МГП), то закрепленные документально нормы относительно гуманного обращения с раненными и больными воюющих сторон и защиты мирного населения отсылают нас к XVII веку, когда они представляли отдельной отрасли права или же официально закрепленных договоров.
Ключевыми этапами в становлении современного МГП являются:
- Битва при Сольферино 1859 года, очевидцем которой стал Анри Дюнан (в последствии именно он станет основателем Международного Комитета Красного Креста),
- Женевская конвенция о защите раненных и больных во время войны принятая в 1864 г.
- Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль, принятая в 1868 г.
- Гаагские конвенции и декларации от 1899, 1907 гг. о законах и обычаях войны.
Вышеуказанные акты стали началом становления современного МГП в рамках регулирования отношений участников вооруженных конфликтов и оказания гуманитарной помощи мирному населению.
Параллельно в эти же исторические периоды Анри Дюнаном создается международная гуманитарная организация ‒ Международный Комитет Красного Креста, которая взяла на себя в своей деятельности функцию распространения правил и норм МГП на территориях любых стран и контролирования соблюдения и защиты жизни и достоинства жертв войны в ситуации насилия внутри страны путем предоставления им необходимой помощи, а в случаях нарушения установленных правил — преследования и содействия наказанию ответственных за это лиц [3, C.14].
Согласно МГП большую ответственность за обеспечение следования международным нормам несут государства, включая в себя внедрение норм МГП в законодательство на национальном уровне. Государство должно ратифицировать и принимать к национальному законодательству нормы МГП, отвечать за их соблюдение и реализацию, а также проводить контроль за их исполнением включая уголовную ответственность за их нарушение. Важную роль в данном процессе будут нести оптимизированные действия правительственных органов и вооруженных сил государства. Деятельность каждого государства открывает уникальные возможности для продвижения проблематики несоблюдения норм МГП, смягчения последствий вооруженных конфликтов для народов.
На сегодняшний день, к сожалению, одного существования норм, принятых МГП никак не предотвращает возникновение и проведение вооруженных конфликтов, а также гуманного поведения участников. Следует отметить, что актуальной задачей в современное время является объединение всего мирового сообщества, для соблюдения норм МГП и его стабильного эффективного развития [1, C.59].
Отметим наиболее актуальные проблемы и факторы соблюдения норм МГП в рамках вооруженных конфликтов:
- Нарушение прав человека и принципов МГП: в период проведения вооруженного конфликта, со стороны участников могут совершаться действия насильственного характера (сексуальные преступления, гендерные насилия, пытки, убийства), а также запреты на свободу перемещения. На фоне вооруженных конфликтов может нарушаться право на судебную защиту и законное и справедливое судопроизводство, что создает сложности в соблюдении законов и принципов, установленных МГП. Также вследствие вооруженных конфликтов происходит разрушение гражданских объектов, убийство большего числа мирного населения, что требует больших ресурсов по их восстановлению. Стороны участвующие в вооруженном конфликте должны гуманно и с уважением обращаться с захваченными гражданскими лицами и военнопленными, если они будут уверены, что противостоящая сторона будет действовать так же. На практике этого не случается, так как обычно воюющими сторонами становятся профессиональные военные (с хорошей организацией, техникой, вооружением) и лица, которые имеют не устоявшую систему как руководства, так и состава. В связи с чем они не могут или не желают следовать установкам МГП.
- Проблема с доступом гуманитарных организаций на территории, где идут боевые действия в рамках вооруженного конфликта: МГП требует обеспечить безопасность и доступ гражданскому населению к гуманитарной помощи, включая пищу, воду, медицинскую помощь и защиту. Однако, вооруженные конфликты часто создают преграды, ограничивая доступ гуманитарных организаций.
- Проблема с соблюдением правил прекращения огня: соблюдение правил прекращения огня является одним из самых важных аспектов вооруженных конфликтов, однако во многих случаях стороны конфликта продолжают нарушать ограничения, установленные в закрепленных договорах о прекращении огня. Это может включать продолжение военных действий, использование запрещенных оружейных систем или нарушение правил о защите невооруженных гражданских лиц. Эти нарушения могут привести к продолжению насилия и дестабилизации во время конфликта.
- Проблемы с обеспечением справедливости и привлечения виновных лиц к международно-правовой ответственности: вооруженные конфликты могут оставить огромное количество жертв и повреждений, и очень важно, чтобы осуществлялось справедливое правосудие, чтобы те, кто совершал преступления, были привлечены к ответственности. Однако, неразвитые и нестабильные правовые и судебные системы, наличие коррупции или препятствия со стороны вооруженных групп могут создавать проблемы при проведении расследований и судебных процессов. Это может привести к недостаточной ответственности и отсутствию справедливости для жертв.
Перечисленные факторы и пробелы МГП в части вооруженных конфликтов, могут повлиять как в лучшую, так и в худшую сторону на развитие отношений между государствами, но я считаю при их соблюдении можно было бы добиться более политического и менее разрушительного разрешения конфликтов, с учетом следования конвенциям и положениям МГП, и близкого сотрудничества с международными-гуманитарными организациями, которые в своей деятельности ставят целью помощь нуждающимся, то можно было бы минимизировать последствия вооруженных конфликтов или же совсем избежать их.
На сегодняшний день, можно наблюдать что активно проводятся миротворческие операции, используются частные военные компании, что вызывает разногласия между государствами, политическими деятелями, учебными относительно актуальности и толкования действующих норм МГП.
Можно заметить, что несоблюдение норм МГП, безнаказанность нарушителей, очень остро воспринимается общественностью и придается огласке в СМИ, как неэффективность и недейственность самого МГП, но это не так.
Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что существующих норм МГП достаточно для эффективного решения задач по защите жертв вооруженных конфликтов. Существует потребность в их соблюдении участниками вооруженных конфликтов, а также международно-правовая ответственность за их нарушение. Я считаю, что нужно эвакуировать мирное гражданское населения с мест ведения боевых действий, и его разграничение от участников вооруженных конфликтов. Необходимо разработать и утвердить ответственность государств и отдельных лиц за нарушение норм МГП. Очевидно, что проблемы, рассмотренные в данной статье, будут актуальными для всего мирового сообщества еще долгое время, что ставит государства в условия совершенствования и соблюдения норм МГП.
Литература:
- Желтов В. В. Гуманитарное действие: дефиниция и современная трактовка / В. В. Желтов. — Текст: непосредственный // Сибирский социологический вестник. — Новосибирск, 2007. −№ 6.− С. 59.
- Мишкуро М. А. Соотношение понятий «война» и «вооруженный конфликт» в международном гуманитарном праве // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С. 763–765.
- Мельцер Н. Международное гуманитарное право. Общий курс: учебно-справочное издание. Режим доступа: https://firstaid-rrc.ru/sites/default/files/books/mezhdunarodnoe_gumanitarnoe_pravo_obshchiy_kurs.pdf.
- IRC.ORG: сайт.− URL: https://www.icrc.org/en (дата обращения: 10.12.2023). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.