Проблемы правового регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 03.11.2022

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Алексеева, Е. А. Проблемы правового регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий / Е. А. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95956/ (дата обращения: 16.12.2024).



В рамках данной статьи исследуются основы законодательного регулирования вопросов, связанных с предотвращением ЧС и их последствий, изучаются основы политики, проводимой со стороны государства относительно осуществления превентивных мер относительно аварий и катастроф разнообразного характера. Также в статье раскрываются основы государственной политики в данном направлении, с разных сторон исследован механизм ликвидации негативных последствий, возникших после наступления ЧС, рассмотрены мнения специалистов по данной теме.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, предупреждение и ликвидация ЧС, превентивные меры, государственная политика, нормативно-правовой акт.

В современных реалиях повышается значимость вопроса поддержания правового порядка и обеспечения защиты граждан и территорий. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гласит о том, что лица, нарушившие законодательные нормы, касающиеся осуществления превентивных мер в области ЧС, ликвидации последствий данных негативных явлений, привлекаются к ответственности административного характера. Как верно подмечает Вершило Н. Д. — доктор юридических наук: для того, чтобы государство развивалось и преобразовывалось на должном уровне, для этого следует направлять эффективные меры по улучшению в разные направления.

Сегодня с каждым днем растет число случаев наступления чрезвычайных ситуаций, последствия которых крайне негативно сказываются на всех областях жизнедеятельности общества. Финансовые затраты на ликвидацию и сведению к минимуму последствий прямо отражают такое положение вещей, при котором в ближайшей перспективе государство не сможет полноценным образом возмещать ущерб, нанесенные стране авариями и катастрофами разнообразного характера. В таком случае стабильное развитие страны не представляется возможным без проработки вопроса увеличения эффективности превентивных мероприятий, направленных на снижение уровня опасности от чрезвычайных ситуаций.

Федеральное законодательство устанавливает требования о защите граждан и территорий от ЧС, что находит свое отражение в ФЗ от 21.12.1994.

Россия является государством с федеративным строем, под чем понимается факт того, что регионы наделены правом на ведение собственной законодательной базы в пределах их компетенции.

Все регионы страны используют данное право, устанавливая, изменяя и отменяя правовые нормы. Стоит отметить, что в последнее время значительным образом возросло количество законов и подзаконных актов, разработанных и принятых на региональном уровне. Здесь также речь идет и о правовом регулировании рассматриваемой нами области правовых отношений [7].

В рамках данного исследования представляется целесообразным сделать акцент на направления законодательного регулирования относительно защиты граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изначально нужно обратить внимание на систематизация нормативно-правовых актов на всех уровнях, если они касаются превентивных мер и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Также необходимо проработать вопрос искоренения законодательных неточностей и отсутствия согласованности между нормативно-правовыми актами. При этом нельзя забывать и о том, что на данный момент некоторые регионы отстают в законодательном плане от относительно защиты граждан и территории от чрезвычайных ситуаций.

Разногласия в области регулирования компетенций органов власти, которые наделены функциями по разрешению вопросов, связанных с ЧС, также требуют проработки. Не разработан федеральный закон, который бы регулировал вопрос выявления противоречий между законами и подзаконными актами, утверждающихся на разных уровнях; в большей части эти функции принимают на себя именно подзаконные акты.

Нужно создать единый алгоритм формирования, принятия, реализации нормативно-правовых актов в сфере предупреждения и устранения последствий ЧС.

Требуется выстроить баланс между отечественным и зарубежным законодательством с целью обмена опытом и результатами практической деятельности в данном направлении, для налаживания порядка оказания гуманитарной помощи.

Изучив нормы федерального законодательства, регулирующие вопрос осуществления превентивных мер и ликвидации последствий ЧС, защиты граждан и территорий от данных негативных явлений, можно прийти к умозаключению, что на данный момент направления, перечисленные выше, имеют место быть в нормативно-правовых актах.

Исследование сферы законодательного регулирования рассматриваемой в рамках данного исследования области показывает, что действующий правовой механизм принимает имеющиеся проблемы и имеет вектор на их устранение.

Учитывая все сказанное ранее, можно смело заявлять о том, что действующая законодательная система касательно области чрезвычайных ситуаций на сегодняшний день имеет неоконченный вид и нуждается в дальнейшем исследовании, по результатам которого необходимо устранить имеющиеся недочеты.

Ранее уже было сказано, что нормативно-правовое регулирование сферы осуществления превентивных мер и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, область защиты граждан от негативных последствий ЧС нуждается в доработке, и государство должно уделить данной проблеме достаточно внимания.

Практическая деятельность дает понять, что абсолютно любое направление не даст положительных результатов, если государство со своей стороны не будет его регулировать на законодательном уровне. В некоторых ситуациях возможно даже прекращение деятельности по самым разным причинам.

Также государственное нормативно-правовое регулирование влияет и на отношение общественности к направлению деятельности. Ведь если руководство страны не придает значимости какому-либо вопросу, то тогда будет странно ожидать повышенный интерес граждан и организаций, что также кается ответственного отношения, участия и т. д.

При этом является неверной точка зрения, согласно которой работа подобного рода рассматривается только в качестве законотворчества.

Наиболее верным представляется следующий путь: новые подходы к противодействию чрезвычайным ситуациям, формирование новой государственной стратегии, направленной на снижение уровня риска от ЧС. Фундаментом в данном случае может послужить механизм системы предупреждения негативных явлений природного и техногенного характера, который будет подкреплен научными исследованиями и не вступать в противоречие с экономическим вектором развития государства.

В научных источниках соответствующей направленности можно часто встретить мнение, что на данный момент нужно незамедлительно решать вопрос о разработке нового закона на федеральном уровне о ЧС, который в своем содержании будет иметь логичные и гибкий механизм правоограничений, нежели это на данный момент регулируется ФКЗ № 3 от 30.05.2001 г. [2]. Определенный круг специалистов склоняется к позиции, согласно которой является неверным порядок, когда в одном акте присутствует указание на разные основания для объявления ЧП и разных правоограничений [9, С. 37].

Такую позицию разделяют и иные ученые, отмечая при этом, что положения ФКЗ о ЧП в обязательном порядке должны включать основы регулирования правовых отношений в случае возникновения масштабных конфликтов в социуме, сложностей во взаимоотношениях государства и т. д. [5, С. 213].

На законодательном уровне требуется закрепить возможность введения ЧП в регионах, если данное будет представляться необходимым для обеспечения защиты государственного единства страны.

Таким образом, нельзя не указать на то, что таким недостатком сопровождаются и другие области правового регулирования в нашей стране. Большинство научных деятелей указывает на необходимость переиздания таких законов, где возникает такая проблема. Например, на это неоднократно в своих трудах обращал внимание А. Р. Еремин [6].

Чтобы в дальнейшем органы государственной власти могли результативно выполнять возложенные на них функции по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, важно проработать вопрос на предмет принятия ФЗ о ЧС, в котором будут содержаться основания для введения данного режима, порядок действия, обстоятельства для отмены, ответственные лица и иные основополагающие моменты.

Основная цель данного законодательного положения заключается в повышении уровня оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации; уменьшение воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуация, когда речь идет о накопительном эффекте; снижение последствий чрезвычайных ситуаций; увеличение объема ответственности органов государственной власти разных уровней.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства РФ. — 2019. — № 4. — Ст. 445.
  2. О чрезвычайном положении: федер. конституц. закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ [с посл. изм. и доп.] // Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 23. -Ст. 2277.
  3. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ [с посл. изм. и доп.] // Собр. законодательства РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
  4. Постановление Правительства РФ от 04 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [с посл. изм. и доп.] // Собр. законодательства РФ. -2003. — № 37. — Ст. 3585.
  5. Артемьев Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (постатейный). — М.: Проспект, 2021. -210 с.
  6. Еремин А. Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / Под ред. В. Т. Кабышева — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2020. — 280 с.
  7. Еремин А. Р.,Любушкин В. А., Останков Д. Б. Проблемы организации и правового регулирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Мордовия // Современные проблемы науки и образования. — Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2019. — № 2–2. — С. 715–724.
  8. Караичев А. В. Некоторые проблемные аспекты правового регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Наука и образование. — 2019. — № 8. — С. 11–14.
  9. Ким Е. В. Правовое регулирование в области защиты граждан от чрезвычайных ситуаций: проблемы и пути совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 10. — С. 37–39.
Основные термины (генерируются автоматически): защита граждан, ликвидация последствий, ситуация, акт, законодательное регулирование, государственная власть, государственная политика, законодательный уровень, правовое регулирование, практическая деятельность.


Похожие статьи

Организационно-правовое регулирование информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера

В статье рассматривается теоретическая основа организационно-правового регулирования информирования и оповещения населения при чрезвычайных ситуациях. Дается краткая характеристика различия двух терминов: «информирование» и «оповещение» населения, а ...

К вопросу о совершенствовании применения административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

В настоящей статье автор исследует особенности применения административной ответственности за правонарушения в области должного движения, рассматривает статистические данные о количестве дорожно-транспортных происшествий, погибших и пострадавших лиц ...

Пути обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера в Республике Узбекистан

В статье предложен аналитический метод решения задачи выбора пути обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера. Систематизированы возможные на территории республики чрезвычайные ситуации по их характеру и предложены меры, ...

Актуальные проблемы законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности

В статье приведены объективные факты, указывающие на необходимость реализуемых в настоящее время преобразований нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорную деятельность в сфере промышленной безопасности, показана необходимость дальней...

Поддержка лиц, пострадавших в результате несчастного случая

Данная статья посвящена исследованию эффективности правового регулирования государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая. Особое внимание уделено оценке результатов реализации государственных программ и проектов по оказа...

Незаконная торговля людьми. Предупреждение, пресечения и профилактика

В данной статье рассматривается проблема толкование норм уголовного права и законодательства, статья в уголовном кодексе Республики Казахстан, состав преступления и сроков наказания, дать понятие преступления, выделяются и описываются характерные осо...

Административно-правовая защита прав и законных интересов участников дорожного движения

В статье рассматриваются основные вопросы административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения; проводится основной обзор законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, определено понятие адми...

Особенности подготовки сотрудников МВД к профессиональной деятельности в особых условиях

Целью данного исследования является рассмотрение специфики обучения сотрудников органов внутренних дел к их деятельности в особых условиях. Авторами выделены три группы обстоятельств, которые являются основаниями для введения чрезвычайной ситуации (п...

Прокурорский надзор за соблюдением экологического законодательства

В данной статье указываются принципы осуществления прокурорского надзора за соблюдением экологического законодательства. Выявляются основные факторы, пагубно влияющие на текущее состояние окружающей среды. Описываются задачи, стоящие перед органами п...

Проблемы уголовного наказания в современных условиях

В статье рассматриваются особенности гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики России, направленной на сокращение количества судебных приговоров, предусматривающих наказание, связанное с лишением свободы. Рассмотрены проблемные вопросы...

Похожие статьи

Организационно-правовое регулирование информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера

В статье рассматривается теоретическая основа организационно-правового регулирования информирования и оповещения населения при чрезвычайных ситуациях. Дается краткая характеристика различия двух терминов: «информирование» и «оповещение» населения, а ...

К вопросу о совершенствовании применения административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

В настоящей статье автор исследует особенности применения административной ответственности за правонарушения в области должного движения, рассматривает статистические данные о количестве дорожно-транспортных происшествий, погибших и пострадавших лиц ...

Пути обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера в Республике Узбекистан

В статье предложен аналитический метод решения задачи выбора пути обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера. Систематизированы возможные на территории республики чрезвычайные ситуации по их характеру и предложены меры, ...

Актуальные проблемы законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности

В статье приведены объективные факты, указывающие на необходимость реализуемых в настоящее время преобразований нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорную деятельность в сфере промышленной безопасности, показана необходимость дальней...

Поддержка лиц, пострадавших в результате несчастного случая

Данная статья посвящена исследованию эффективности правового регулирования государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая. Особое внимание уделено оценке результатов реализации государственных программ и проектов по оказа...

Незаконная торговля людьми. Предупреждение, пресечения и профилактика

В данной статье рассматривается проблема толкование норм уголовного права и законодательства, статья в уголовном кодексе Республики Казахстан, состав преступления и сроков наказания, дать понятие преступления, выделяются и описываются характерные осо...

Административно-правовая защита прав и законных интересов участников дорожного движения

В статье рассматриваются основные вопросы административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения; проводится основной обзор законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, определено понятие адми...

Особенности подготовки сотрудников МВД к профессиональной деятельности в особых условиях

Целью данного исследования является рассмотрение специфики обучения сотрудников органов внутренних дел к их деятельности в особых условиях. Авторами выделены три группы обстоятельств, которые являются основаниями для введения чрезвычайной ситуации (п...

Прокурорский надзор за соблюдением экологического законодательства

В данной статье указываются принципы осуществления прокурорского надзора за соблюдением экологического законодательства. Выявляются основные факторы, пагубно влияющие на текущее состояние окружающей среды. Описываются задачи, стоящие перед органами п...

Проблемы уголовного наказания в современных условиях

В статье рассматриваются особенности гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики России, направленной на сокращение количества судебных приговоров, предусматривающих наказание, связанное с лишением свободы. Рассмотрены проблемные вопросы...

Задать вопрос