В данной статье указываются принципы осуществления прокурорского надзора за соблюдением экологического законодательства. Выявляются основные факторы, пагубно влияющие на текущее состояние окружающей среды. Описываются задачи, стоящие перед органами прокуратуры в сфере обеспечения экологической безопасности, а также указываются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Рассматриваются приоритетные направления деятельности и обязанности органов прокуратуры за исполнением экологического законодательства.
Ключевые слова: задачи прокурорского надзора, экологическое законодательство, конституционные права, окружающая среда, приоритетные направления деятельности органов прокуратуры, социальная среда.
Соблюдение экологического законодательства, охрана природных богатств и улучшение состояния окружающей среды, обеспечение экологической безопасности страны являются приоритетными направлениями деятельности общества и государства в соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31. 08. 2002 № 1225-р г. Москва. Можно выделить несколько негативных основных факторов, которые пагубно влияют на состояние окружающей среды в масштабах всей планеты: [3, с. 1]
– Многочисленные террористические акты и военные действия
– Стремительное увеличение численности людей всей планеты при том, что территорий, действительно пригодных для комфортного проживания остаётся не так много;
– Разрушение озонового слоя;
– Возрастает потребность у людей в природных ресурсах, при том что количество этих ресурсов с каждым годом сокращается
В целях обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, сохранения окружающей среды, Генеральный прокурор Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции Краснов Игорь Викторович, приказывает: Заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов РФ и иным сотрудникам прокуратуры считать надзор за соблюдением экологического законодательства одним из наиболее приоритетных направлений деятельности прокуратуры; а также осуществлять надзор комплексно, гласно, с максимальным использованием возможностей института гражданского общества. Важнейшая задача надзора за соблюдением экологического законодательства состоит в воплощении в действительность конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. [4, ч. 1]
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. [1, ст. 42]
В целях обеспечения верховенства закона и укрепления единства законности следует отметить несколько задач прокурорского надзора в сфере обеспечения экологической безопасности, сохранения и охраны окружающей среды, выполнение которых будет способствовать успешному воздействию на правоотношения в сфере экологии: [5, с. 109]
Во-первых, это своевременное вынесение представлений об устранении нарушений закона в сфере экологического законодательства;
Во-вторых, выявление лиц, признанных виновными в совершении экологических правонарушений, в том числе и экологических преступлений: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, загрязнение морской среды, порча земли, незаконная охота, незаконная рубка лесных насаждений, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и другие преступления, указанные в главе 26 УК РФ «Экологические преступления». [2, ст. 246–262]
В-третьих, обеспечение качественного соблюдения экологического законодательства;
В-четвертых, принятие мер по привлечению к установленной законом юридической ответственности лиц, признанных виновными с совершением правонарушений в сфере экологии;
В-пятых, предупреждение нарушений в области экологического законодательства
Также приоритетными направлениями по обеспечению экологической безопасности можно отметить: [3, ч. 4]
– Своевременное выявление и прогнозирование экологических угроз;
– Обучение гражданского населения основам безопасности жизнедеятельности, определенным правилам, способам защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– Осуществление контроля за обеспечением населения безопасными продуктами питания;
– Осуществление контроля за обеспечением экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода;
– Предотвращение актов терроризма и диверсий, которые способны повлечь негативные последствия для окружающей среды.
Cоциальная среда является одним из основных направлений прокурорской деятельности. Сущность прокурорского надзора за соблюдением экологического законодательства заключается в своевременном реагировании прокуроров за исполнением законодательства об охране окружающей среды юридическими и физическими лицами. Актуальность данного направления деятельности органов прокуратуры обуславливается точным и своевременным их исполнением органами исполнительной власти, индивидуальными предпринимателями, физическими и юридическими лицами, общественными, правовыми организациями, что крайне важно для успешного решения проблем и задач, стоящих перед обществом и государством. Осуществление прокурорского надзора за соблюдение экологического законодательства активно способствует развитию рыночных отношений в Российской Федерации, повышению уровня жизни среди населения нашей стране. [6, с. 80]
Органы прокуратуры также в соответствии с законом обязаны: [5, с. 111]
– осуществлять координацию деятельности правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота природных ресурсов;
– при установлении факта совершения экологического преступления направлять материалы в органы предварительного следствия с целью дальнейшего привлечения лиц, признанных виновными в совершении правонарушения, к уголовной ответственности;
– через средства массовой информации доводить до населения сведения о результатах деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением экологического законодательства;
– принятие мер по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами, предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
– решение вопроса о привлечении к юридической ответственности должностных лиц, которые уполномочены осуществлять государственный экологический надзор, но в тоже время намеренно уклоняются от выполнения возложенных на них законом определенных обязанностей.
Таким образом, нужно отметить, что органы прокуратуры РФ всех уровней постоянно осуществляют надзор за соблюдением экологического законодательства. Ежегодно совершается около 300 тысяч правонарушений в сфере экологии. Именно поэтому сотрудники органов прокуратуры должны обеспечивать взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, принимать активное участие в разработке нормативно правовых актов органами государственной власти и органов местного самоуправления, совместно осуществлять профилактические меры по предотвращению нарушений законодательства об охране окружающей среды.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ, от 30.12.2018. № 7 ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2020.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года) (ред. от 24.02.2021) // Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954, в «Российской газете» от 18 (ст.ст. 1–96), 19 (ст.ст. 97–200), 20 (ст.ст. 201–265), 25 (ст.ст. 266–360) июня 1996 г. N 113, 114, 115, 118
- Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р «об одобрении Экологической доктрины РФ» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 36. Ст. 3510
- Приказ Генпрокуратуры России от 15. 04. 2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере»
- Марихова Н. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2016. № 1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-za-ispolneniem-ekologicheskogo-zakonodatelstva
- Тюльпанов Ф. М. Некоторые вопросы прокурорского надзора в сфере экологии // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 4 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-prokurorskogo-nadzora-v-sfere-ekologii