Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовые механизмы возмещения вреда от неправомерных действий силовых структур

Юриспруденция
19.12.2024
10
Поделиться
Библиографическое описание
Пластинин, Д. Ю. Правовые механизмы возмещения вреда от неправомерных действий силовых структур / Д. Ю. Пластинин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 582-584. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120775/.


В статье рассматривается историческое развитие и современное состояние института гражданско-правовой ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями органов власти и должностных лиц, анализируются проблемы правового регулирования возмещения вреда и предлагаются пути совершенствования законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность государства, возмещение вреда, незаконные действия должностных лиц, правоохранительные органы, органы государственной власти, правосудие, реабилитация, государственные деликты.

Вопрос о гражданской ответственности государства за вред, причиненный его органами и должностными лицами, исторически являлся дискуссионным. Впервые на законодательном уровне эта проблема была урегулирована в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. Согласно ст. 407 ГК 1922 г., за вред от неправильных служебных действий отвечали государственные учреждения, а не государство, причем только в особо указанных законом случаях. Специального закона по данному вопросу принято не было [2].

Принцип ответственности государства за вред от актов власти впервые был установлен в 1961 г. с принятием Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик. Статья 89 Основ устанавливала ответственность государственных учреждений за вред от неправильных служебных действий в области административного управления на общих основаниях.

Значимым этапом стало принятие Конституции СССР 1977 г., статья 58 которой закрепила общее правило об обязанности возмещать гражданам ущерб от актов власти. В развитие этого положения в 1981 г. был принят Указ «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей». Указ впервые прямо установил ответственность государства за ущерб от действий властных органов [7, С. 41].

В настоящее время основной правовой гарантией является ст. 53 Конституции РФ [1], закрепляющая право каждого на возмещение вреда от незаконных действий органов власти и должностных лиц. Этот принцип развивается в ст. 16, 1069, 1070 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ, вред, причиненный незаконным осуждением, привлечением к уголовной ответственности, заключением под стражу и другими подобными действиями, возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лиц правоохранительных органов. Государство несет ответственность на началах риска, что объясняется потенциально вредоносным характером деятельности правоохранительных органов и сложностью доказывания их вины. Продолжают действовать Указ 1981 г. и утвержденное им Положение, но они применяются во взаимосвязи с положениями УПК РФ о реабилитации и нормами ГК РФ об ответственности за вред, причиненный государственными органами.

В статье анализируется проблема ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и должностных лиц. Основной акцент делается на критике исчерпывающего перечня незаконных действий, установленного в п. 1 ст. 1070 ГК РФ [3].

В ней поддерживается позиция о необходимости отказа от исчерпывающего перечня незаконных актов правоохранительных органов и суда, либо предлагает сделать такой перечень открытым. Обосновывается это тем, что вред может быть причинен не только перечисленными в законе действиями, но и, например, незаконным обыском или задержанием подозреваемого.

Отмечается нелогичность подхода законодателя: подписка о невыезде, которая может повлечь меньшие имущественные потери, включена в перечень действий с повышенной ответственностью государства, а незаконное задержание подозреваемого — нет, хотя оно часто влечет как имущественный вред, так и моральные страдания.

Важным моментом является Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 440–0, установившее, что положение задержанного подозреваемого тождественно положению лица под стражей. Следовательно, вред от незаконного задержания должен возмещаться государством в полном объеме независимо от вины должностных лиц.

Также, есть необходимость приведения п. 1 ст. 1070 ГК в соответствие со ст. 133 УПК РФ, которая предусматривает более широкий перечень оснований для реабилитации и возмещения вреда, включая все меры процессуального принуждения [4].

Отдельно рассматривается вопрос об административной ответственности. Предлагается расширить перечень оснований ответственности государства за вред от незаконного привлечения к административной ответственности, включив в него все виды административных наказаний, а не только административный арест и приостановление деятельности юридического лица. Это обосновывается тем, что любое незаконное административное наказание может причинить существенный вред, в том числе репутационный.

В целом, законодатель выступает за расширение оснований ответственности государства за незаконные действия правоохранительных органов и должностных лиц, предлагая сделать соответствующие перечни открытыми либо значительно расширить их содержание.

Для возмещения вреда, причиненного судом при отправлении правосудия, требуется установление вины судьи приговором суда, вступившим в законную силу. Однако незаконные действия судей не всегда имеют преступный характер. В результате право на возмещение вреда от многих распространенных нарушений (незаконный арест имущества, нарушение сроков разбирательства, несвоевременное вручение документов и др.) остается нереализованным.

По мнению В. А. Белова, цивилистические конструкции принципа возмещения вреда не учитывают особый характер публично-правового деликта. Ответственность государства должна наступать независимо от вины причинителя ущерба (судьи, следователя, прокурора) [6, С. 194].

Последовательное применение п. 2 ст. 1070 ГК существенно ограничивает конституционное право на возмещение государством ущерба (ст. 53 Конституции). Норма Конституции, не содержащая ограничений, оказывается нерабочей в сфере гражданского судопроизводства. Суды отклоняют иски граждан, ссылаясь на необходимость установления уголовной ответственности суда.

Важным этапом стало постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. [8]. Хотя п. 2 ст. 1070 ГК был признан конституционным, его толкование значительно расширило права на возмещение вреда. Основные положения:

  1. Наличие вины — общий принцип юридической ответственности. Исключение презумпции вины причинителя вреда допустимо.
  2. Под осуществлением правосудия понимается только принятие актов по существу дела, а не все судопроизводство.
  3. Положение о вине судьи не препятствует возмещению вреда от незаконных процессуальных действий (нарушение сроков, грубые нарушения процедуры и т. д.). В таких случаях вина может быть установлена иным судебным решением, не только приговором.

Таким образом, Конституционный Суд расширил права на возмещение вреда от незаконных актов, не связанных с осуществлением правосудия. Деятельность суда, не связанная с решениями по существу спора, не требует более жестких условий возмещения вреда. Большое количество исков о возмещении ущерба свидетельствует как о проблемах судебной системы, так и о знании гражданами своих прав. Важно повысить авторитет судебной власти, в том числе путем отказа от жестких ограничений права на возмещение ущерба. Несмотря на противоречия в регулировании ответственности государства за вред от незаконных действий должностных лиц, наблюдается прогресс в развитии законодательства — постепенный отход от абсолютного предпочтения публичных интересов частным.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда Российской Федерации. — 12-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2024. 256 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть первая) (ред. от 08.08.2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть вторая) (ред. от 08.08.2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5. Ст. 410.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.11.2024) // СЗ РФ. 24.12.2001. № 52 (Часть I). Ст. 4921.
  5. Указ Президиума ВС СССР от 18.05.1981 № 4892-X «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Белов В. А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов / В. А. Белов. — М.: Издательство Юрайт, 2024. 451 с
  7. Мельник С. В. Генезис правоотношений по возмещению ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов // Философия права. 2020. № 4 (95). С. 40–43.
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 N 1-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И. В. Богданова, А. Б. Зернова, С. И. Кальянова и Н. В. Труханова» // СПС «КонсультантПлюс»
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
гражданско-правовая ответственность государства
возмещение вреда
незаконные действия должностных лиц
правоохранительные органы
органы государственной власти
правосудие
реабилитация
государственные деликты
Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 582-584):
Часть 8 (стр. 523-603)
Расположение в файле:
стр. 523стр. 582-584стр. 603

Молодой учёный