В статье рассматриваются основные вопросы административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения; проводится основной обзор законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, определено понятие административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, рассмотрен механизм защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, а также выделены основные способы регулирования общественных отношений в сфере дорожного движения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, административное право, защита, права человека, дорожно-транспортное происшествие, общественные отношения, нормативно-правовое регулирование.
The article deals with the main issues of administrative and legal protection of the rights and legitimate interests of road users; the main review of legislation in the field of road safety is carried out, the concept of administrative and legal protection of the rights and legitimate interests of road users is defined, the mechanism of protection of the rights and legitimate interests of road users is considered, and the main ways of regulating public relations in the field of traffic.
Keywords: traffic safety, administrative law, protection, human rights, traffic accident, public relations, regulatory regulation.
Одним из существенных достижений цивилизации является справедливая правовая система, которая невозможна без комплексной системы защиты прав и законных интересов каждого человека и гражданина. Поэтому признание прав и свобод человека и гражданина стало одним из главных приоритетов современного общества, двигателем прогресса, а также причиной развития всего человечества по пути справедливых, основанных на праве отношений между людьми.
Обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина в сфере дорожного движения по сей день остается одной из наиболее острых проблем в российском обществе. Так, согласно статистическим данным, на территории Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года произошло 91225 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 10078 и получили ранения 115139 человек [7, с.1]. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество аварий сократилось на 6 процентов, однако уровень дорожно-транспортной аварийности в стране остается достаточно высоким — 8 591 ДТП привело к смертельному исходу.
Масштабы потерь в сфере дорожного движения и другие негативные явления в указанной сфере свидетельствуют, о низкой правовой защищенности участников дорожного движения, в том числе таких естественных, неотъемлемых прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, как право на жизнь, на охрану здоровья, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности.
Государство легализует эти права, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры его реализации, устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих принимать в определенные сроки меры по защите прав и свобод граждан, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом. Государственные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения возложены на органы Министерства внутренних дел, в которых выделено структурное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Помимо прямого предназначения, которое выражается в предупреждении дорожно-транспортных происшествий, с целью недопущения гибели и травматизма на дорогах, сотрудники Госавтоинспекции, при выполнении государственных функций, обязаны обеспечивать права человека, обеспечивая его право на безопасность [6, с.5].
Правовая основа защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, состоит из множества нормативно-правовых актов. Данные акты можно классифицировать по различным критериям и основаниям, однако основными являются правовые нормы, закрепленные в таких нормативно-правовых актах, как КоАП РФ; Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ; Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 и т. д. Существование специфических правовых норм, регулирующих вопросы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, позволяет говорить о наличии института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.
Под административно-правовой защитой прав и законных интересов участников дорожного движения, следует понимать деятельность, регулируемую нормами административного права, направленную на предупреждение, пресечение нарушений прав и законных интересов участников дорожного движения, восстановление нарушенных прав и законных интересов участников дорожного движения, привлечение виновных лиц к ответственности. Механизм защиты прав и законных интересов участников дорожного движения представляет собой систему средств и способов защиты, направленную на пресечение, предупреждение нарушения прав и законных интересов участников дорожного движения, восстановление нарушенных прав и законных интересов участников дорожного движения, а также привлечение виновных лиц к установленной ответственности [4, с.223].
Для того, чтобы применение того или иного административно-правового средства или способа защиты прав и законных интересов участников дорожного движения было возможно, необходимо выделить ряд требований, при которых защита прав и законных интересов участников дорожного движения будет наиболее результативно использоваться. К ним можно отнести такие требования как допустимость, системность, эффективность.
Допустимость применения тех или иных административно-правовых средств и способов защиты прав и законных интересов участников дорожного движения определяется тем, что используемые средства должны быть законодательно закреплены, то есть полностью соответствовать закону.
Защита прав и законных интересов участников дорожного движения должна быть эффективной. Выбор применения определенного способа и средства защиты прав участников дорожного движения должен быть основан на том, что достижение целей защиты или каких-либо определенных результатов осуществлялось с минимальными издержками для получения максимально возможного результата.
Системность предполагает то, что средства и способы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения находятся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Они тем самым образуют определенное единство, основной целью которого является защита прав и законных интересов участников дорожного движения.
Общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения, регулируемые нормами административного права, чрезвычайно широки. Данные отношения могут быть различными по своему характеру и содержанию. Основными критериями разграничения общественных отношений является то, что их субъектами выступают, с одной стороны, органы публичной власти, а с другой стороны, участники дорожного движения права и законные интересы которых нарушены, то есть общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления в области дорожного движения [5, с.3]. Выделяют следующие группы отношений, которые нуждаются в административно-правовой защите в области дорожного движения:
1) общественные отношения по защите прав и законных интересов участников дорожного движения;
2) общественные отношения по поводу обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, нарушающих права и законные интересы участников дорожного движения;
3) общественные отношения по регулированию дорожного движения;
4) общественные отношения, связанные с формированием безопасной дорожной сети для участников дорожного движения, ее ремонтом и реконструкцией.
Для регулирования общественных отношений в области дорожного движения в административном праве выделяют три способа, которые используются в механизме административно-правового регулирования, к ним относятся: дозволение, разрешение и запрет. В зависимости от того какой способ регулирования общественных отношений был выбран органами власти, будет зависеть жесткость применяемого юридического средства [4, с.225]. Например, административно-правовая норма в рамках запретительного способа регулирования является по своей сущности более жесткой в сравнении с административно-правовой нормой, в рамках дозволительного способа регулирования общественных отношений.
Административный запрет является наиболее строгим способом регулирования общественных отношений. Так, под запретом принято понимать элемент механизма административно-правового регулирования, имеющий своим назначением защиту публичных интересов посредством установления в административно-правовой норме обязанности воздержаться от совершения определенных действий под угрозой применения мер административной, дисциплинарной, иной ответственности.
Применение административного запрета направлено на защиту публичных отношений, но использование запрета в качестве основного способа регулирования общественных отношений является неоправданным. Для демократически развитого государства необходимо искать альтернативу запретительному способу регулирования общественных отношений. И здесь необходимо расширять применение таких способов регулирования общественных отношений как дозволение и разрешение.
Так, дозволение в своей сущности предполагает предоставление возможности субъекту выбора одного из нескольких вариантов должного поведения, которое предусмотрено административно-правовыми нормами. В условиях формирования правового государства, отечественными учеными не раз подчеркивалось приоритетное значение данного способа регулирования общественных отношений.
В сфере дорожного движения дозволение, как способ механизма административно-правового регулирования используется, однако не так широко, как запрет. Например, согласно положениям, ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, приведенный пример наглядно демонстрирует важность дозволительного способа регулирования общественных отношений, так как он дает возможность гражданам реализовывать свои субъективные права.
Особую роль в административно-правовом регулировании имеет разрешительный способ. Данный способ является «золотой серединой» среди других способов механизма административно-правового регулирования, так как является менее жестким по сравнению с запретом, но более жестким по сравнению с дозволением. В своей сущности разрешение предполагает то, что граждане в случае соблюдения ими установленных нормативными правовыми актами требований, получат разрешение на совершение тех или иных действий.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно определить что под административно-правовой защитой прав и законных интересов участников дорожного движения следует понимать деятельность регулируемую нормами административного права, направленную на предупреждение, пресечение нарушений прав и законных интересов участников дорожного движения, восстановление нарушенных прав и законных интересов участников дорожного движения, привлечение виновных лиц к установленной ответственности, осуществляемой способами и средствами, не запрещенными законом. Необходимо также выделить, что в настоящее время деятельность по защите прав и законных интересов участников дорожного движения имеет положительный результат, так как в сравнении с предыдущими годами в Российской Федерации значительно снизилось количество дорожно-транспортных происшествий, но несмотря на это, аварийность в стране остается на высоком уровне, поэтому необходимо продолжить совершенствование законодательства в данной отрасли.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 04.07.2020.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Сборник законодательства РФ. — 2019. — № 388. — Ст.3.5
- Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021, с изм. от 27.10.2022) «О безопасности дорожного движения» // «Российская газета», N 245, 26.12.1995.
- Амеличкин Алексей Викторович Защита прав и законных интересов участников дорожного движения — институт административного права // Общество и право. 2013. № 2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-i-zakonnyh-interesov-uchastnikov-dorozhnogo-dvizheniya-institut-administrativnogo-prava (дата обращения: 03.12.2022).
- Калюжный Юрий Николаевич Идеологические основы обеспечения безопасности дорожного движения // Национальная безопасность / nota bene. 2020. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologicheskie-osnovy-obespecheniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya (дата обращения: 02.12.2022).
- Капранова Ю. В., Овсепян Г. М. Деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России как субъекта обеспечения национальной безопасности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-gosudarstvennoy-inspektsii-bezopasnostidorozhnogo-dvizheniya-mvd-rossii-kaksubekta-obespecheniyanatsionalnoy (дата обращения: 01.12.2022).
- Сотрудниками ФКУ «Научный центр БДД МВД России» подготовлен обзор о дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года//URL: https://нцбдд.мвд.рф/news/item/33500916 (дата обращения 02.12.2022г.).