В статье проведен анализ положений законодательства об обеспечении транспортной безопасности и полномочиях государственных органов, связанных с обеспечением безопасности на автомобильном транспорте. Сделан обзор некоторых актов законодательства о транспортной безопасности. Предлагаются некоторые меры, направленные на совершенствование правового регулирования рассматриваемой сферы.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, безопасность, безопасность на транспорте.
The article analyzes the provisions of the legislation on ensuring transport security and the powers of state bodies related to ensuring security in road transport. A review of some acts of legislation on transport security is made. Some measures aimed at improving the legal regulation of the sphere under consideration are proposed.
Keywords: road transport, safety, transport safety.
Комплексное правовое регулирование обеспечения транспортной безопасности может быть достигнуто путем выработки грамотной политики со стороны государства, которая акцентирует внимание на баланс в соотношении интересов личности, общества и государства в системе обеспечения национальной безопасности России и позволит перейти к новым стандартам в обеспечении безопасности человека.
Рассмотрим сферу регулирования безопасности личности на транспорте в действующем российском законодательстве.
На сегодняшний день вопросы обеспечения безопасности на транспорте регулируются целым рядом различных нормативных правовых актов, как общих, так и принятых по различным видам транспорта.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности термин транспортная безопасность отражается как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (далее по тексту — ФЗ «О транспортной безопасности» [1]).
Существенные изменения в ФЗ «О транспортной безопасности» внесены Федеральным законом от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» [2].
Предыдущие изменения были внесены в июле 2019 года, но они были направлены на уточнение исполнительного органа, осуществляющего государственную политику в сфере образования, связанного с подготовкой кадров, ответственных за транспортную безопасность.
Еще в 2009 году Правительство РФ приняло Постановление от 22.04.2009 года № 354 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам транспортной безопасности». В соответствии с этим постановлением на Федеральное дорожное агентство были возложены функции компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного и городского наземного электрического транспорта. О значимости этой компетенции можно судить по объему и характеру основных функций, которые на сегодняшний день выполняет Росавтодор в сфере транспортной безопасности [3]. На данный момент агентство реализует комплекс мер, направленных на обеспечение защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, от актов незаконного вмешательства; аккредитует специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности; распределяет объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства по категориям; ведет реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; утверждает планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Федеральным законом от 02.08.2019 года № 270-ФЗ введен ряд новых определений, установлено разграничение зоны безопасности и зоны транспортной безопасности. Обязанности субъектов, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, были соотнесены с уровнями безопасности, установленным для транспортных средств. Из положений Федерального закона «О транспортной безопасности» исключена обязанность проведения процедур категорирования, оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств взамен на паспорт обеспечения безопасности для транспортных средств. Было установлено, что определенные объекты на транспорте не требуют процедуры категорирования. Однако названный паспорт теперь должен разрабатываться и для этих объектов.
Одна из основных новелл — предоставление уполномоченным лицам на транспорте права задерживать граждан, которые своими действиями нарушили требования транспортной безопасности, и передавать их, имеющееся оружие и боеприпасы полиции [4, с. 40].
Одна из мер повышения транспортной безопасности выражается в государственной аккредитации юридических лиц. Она необходима не только для определения ресурсной возможности организации проводить весь комплекс работ по оценке уязвимости конкретного вида транспорта, но и для того, чтобы организация соблюдала определенную кадровую дисциплину. В целях совершенствования правового регулирования рассматриваемой области, разрабатываются программы повышения квалификации работников государственных органов и специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности на объектах автомобильного транспорта и дорожного хозяйства [5, с. 59]. Это имеет большое значение в связи с расширением сети автомобильных дорог в стране и необходимостью овладения знаниями в области специфики работы автотранспорта. Она обусловлена обширностью территории страны, масштабностью грузопотоков и необходимостью обеспечения безопасности транспортировки грузов, а также перевозки пассажиров.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определил задачи собственного регулирования, к которым относятся охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов. Безопасность дорожного движения понимается в законе как «состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий». При этом участник дорожного движения — это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Следует отметить перспективный подход данного понятия в плане теоретико-правовых основ безопасности личности. Во-первых, в законе учтены такие жизненно важные интересы личности, как жизнь, здоровье и имущество граждан, их права и законных интересы. Во-вторых, четко расписаны категории участников дорожного движения, безопасность которых необходимо обеспечить.
К основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения закон относит приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Несмотря на то, что речь идет только о гражданах, здравый смысл не позволяет оставить за скобками иностранных граждан и лиц без гражданства, и это требует расширительного толкования соответствующей нормы.
Большое значение в реализации правовой политики в сфере обеспечения безопасности на транспорте сыграл изданный в 2010 г. Указ Президента Российской Федерации «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» [6] и утвержденная в развитии данного Указа Правительством Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте [7]. Согласно программе безопасность населения на транспорте понимается как состояние защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К важнейшим нормативным правовым актом в рассматриваемой сфере правового регулирования относится Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Постановление содержит перечень объектов, на которые не распространяются изложенные в нем требования. Вместе с тем в соответствии с ФЗ «О транспортной безопасности» требования транспортной безопасности теперь должны выполнять и иностранные перевозчики. Для субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, в том числе иностранных, обязательно выполнение вышеуказанных требований.
Распределение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по категориям — одна из важных мер по обеспечению транспортной безопасности [8, с. 209]. В этой связи важно методически обеспечить разработки в области оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного строительства; по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта; по составу и порядку разработки, утверждения, внесения изменений и дополнений в планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и транспортных средств.
Несмотря на разностороннюю правовую регламентацию обеспечения безопасности на транспорте, некоторые ученые отмечают не доработку теоретико-правовых основ безопасности личности, закрепленные в транспортном законодательстве, переходят по цепочке в уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях, становятся основой для законодательной конструкции соответствующих транспортных правонарушений и преступлений, направленных против безопасности личности, и уже на этом этапе могут привести к негативным последствиям при применении данных норм [10]
В этой связи сегодня необходимо отразить в действующем транспортном законодательстве комплексную научно обоснованную теорию безопасности на транспорте. Особую актуальность этому придают активная разработка и перспективы внедрения в России беспилотного транспорта, нормативной основе функционирования которого только предстоит сформироваться.
Оценивая правовые механизмы обеспечения безопасности на транспорте, приходится констатировать, что на сегодняшний день, к сожалению, в действующем законодательстве не сложилась единая теоретико-правовая концепция механизма обеспечения данного вида безопасности, включающая в себя, прежде всего отражение научного понимания безопасности личности, круга лиц, безопасность которых должна быть обеспечена, а также перечня основных видов угроз их жизненно важным интересам. Данный вопрос требует дальнейшего осмысления и должен стать предметом научных разработок.
Литература:
- Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О транспортной безопасности» // Российская газета, № 31, 14.02.2007.
- Федеральный закон от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности»
- Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 374 (ред. от 29.09.2022) «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» // Российская газета, № 160, 29.07.2004
- Диканова Т. А. К вопросу об обеспечении безопасности на автомобильном транспорте // Современная наука. 2021. № 3. С.40.
- Тухватуллин Б. Т., Корсаков А. С., Леонтьев В. В. Повышение безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта // IJAS. 2020. № 2. С.59.
- Указ Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»// Российская газета, № 70, 05.04.2010.
- Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р (ред. от 04.07.2019) // Собрание законодательства РФ», 09.08.2010, № 32, ст. 4359.
- <Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте>
- Суворов Б. Б. Проблемы обеспечения транспортной безопасности в России в современных условиях // Социология власти. 2010. № 7. С. 209.
- Смоляков А. И. Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения: шаг вперед, два назад // Сибирское юридическое обозрение. 2020. № 1; Верзилин С. В. Зарубежный опыт по совершенствованию системы юридической ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения и порядка привлечения к ней // РСЭУ. 2021. № 1 (52).