В статье поднимаются проблемы и анализируются современные тенденции террористических угроз на объектах транспортной инфраструктуры, затрагиваются пути и механизмы противодействия такого рода угрозам со стороны органов внутренних дел. Террористические акты на транспорте, в метрополитене, и на железной дороге стали очень громкими событиями.
Ключевые слова: транспортная безопасность, обеспечение безопасности движения, транспортная инфраструктура, терроризм, транспортные преступления.
В классическом подходе угрозы безопасности, включая транспортную, разбивают на три категории: природные, техногенные, социальные.
В категории угроз транспортной безопасности различают несколько видов: внешние, внутренние, специфичные для отдельных разновидностей транспортных средств. Их социальные особенности связаны с незаконным вторжением в стандартную деятельность транспортного комплекса, включая терроризм. В категорию социальных угроз входит эффективность госуправления в сфере транспорта, включая вопросы обеспечения безопасности. Категория техногенных угроз охватывает плохое состояние транспорта, благоустройства, значительный уровень показателей их амортизации и устаревания. Природные явления, сопряженные с антропогенным влиянием, формируют категорию природных угроз [1].
Степень безопасности определяется коммуницированием благоприятных и неблагоприятных влияний в нескольких, относительно независимых, секторах поддержания безопасности в секторе транспорта.
К наиболее часто встречающимся угрозам в транспортной среде относят техногенные сбои, а не террористические акции. Именно из-за технических неисправностей случается приблизительно шестьдесят четыре процента аварийных ситуаций. С бедствиями и стихийными случаями связано приблизительно тридцать два процента транспортных катастроф, а с антропогенным влиянием — около четырех процентов [5]. Теракты влекут гораздо меньшее количество потерь, чем катастрофы на транспорте, в связи с чем, необходимо учитывать все элементы безопасности в данной сфере. Законодательные нормы, в свою очередь, должны действовать таким образом, чтобы поддерживалась охрану транспортного комплекса.
В подотраслях различают собственные конкретные угрозы. К примеру, в автомобильной среде ключевым фактором, приводящим к летальным исходам и авариям, выступает антропогенное воздействие. Именно на него приходится восемьдесят пять процентов автотранспортных катастроф, остальная часть отводится влиянию угроз техногенного и природного характера [2].
В других транспортных сферах антропогенное воздействие не встречается настолько часто. Данное обстоятельство обосновано более высокой квалификацией кадров, осуществляющих управление транспортом, высоким уровнем коррупции при оформлении водительских прав, что не практикуется среди машинистов железной дороги, летчиков и работников водного транспорта [4]. Можно предположить, что именно на данной стадии следует ужесточить нормы и условия федерального значения допуска граждан к управлению транспортом.
Основным минусом Федерального закона считается отсутствие градации и регулирования полномочий между исполнительными органами, государственными органами и предприятиями в сфере защиты и поддержки транспортной безопасности. В установлениях следует закрепить конкретные права, обязанности и ответственность предприятия в сфере поддержания транспортной безопасности. Большую роль играет взаимодействие госорганов с различными учреждениями в период формирования кризисных явлений (чрезвычайных случаях, транспортных катастрофах), при этом следует сочетано проработать способы профилактики и плановую готовность. На сегодняшний день в РФ отсутствует госаппарат по управлению транспортной безопасностью не трех уровнях; государственном, уровне субъектов и муниципальном.
Госуправление в сфере транспортной безопасности регулируется МЧС РФ, МВД России, отраслевыми и территориальными органами Министерства транспорта РФ, службами федерального уровня. Исполнительные органы федерального значения, решающие задачи в указанной сфере, ранжируют на ведомства надзорного, силового и гражданского характера. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является основным элементом первой группы, вторую составляют Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности и прочие, в третью группу входит Федеральная служба по тарифам, Министерство промышленности и торговли, Министерство экономического развития, Министерство финансов, Министерство транспорта. Законодательные нормы достаточно эффективны в управленческих вопросах, однако, требуется конкретно распределить и уточнить полномочия каждого органа и принципы их кооперации [6]. Данные нормы необходимо закрепить в основном законе «О транспортной безопасности». Вопросы ответственности регулируются единственным положением закона об ответственности транспортировщиков и субъектов в системе транспорта, наряду с тем, что обязанности по обеспечению безопасности в транспортной сфере должно принимать на себя государство.
Установления, закрепляющие принципы проведения расследования транспортных случаев, не отражены в положениях данного закона.
Также его сегодняшняя форма не охватывает субъекты и объекты транспортного звена, его пользователей, функционирующих в пределах районов, акватории и воздушного пространства России, отечественные суда для воздушного и водного перемещения, которые располагаются за пределами государства. Не конкретизированы условия законодательного управления, перечня его объектов, лишь в двенадцатой статье обозначены права и обязанности субъектов транспортной системы и транспортировщиков по соблюдению и поддержанию действий по безопасности.
Специфика законодательного регулирования в транспортной области выражается комплексом положений международного уровня, закрепленных в конвенциях и соглашениях, членом которых является РФ.
В связи с этим, Закон требуется дополнить ссылкой на обязательства международного значения государства и первостепенности этих обязательств, чего не указано в текущих нормах.
Даже в ходе беглой оценки довольно заметно, что Министерство транспорта значительно упрощает существующие в транспортном секторе трудности. Федеральные органы центрального звена проводят мероприятия, направленные на их разрешение посредством дополнительного финансирования, но данные действия не способны решить сложившиеся проблемы.
Масштаб транспортной инфраструктуры государства требует огромных затрат, поэтому наладить материальную поддержку с привлечением средств из бюджета и внебюджетных источников Минтрансу не удается, при этом основная сложность изложена ранее [1]. Участники межведомственной комиссии могут только наделяться компетенциями по распоряжению государственными ресурсами, направленными на финансирование транспортной безопасности.
Наряду с этим, процедура проверки потребления выделенных ресурсов по их назначению может осложняться, как и наложение санкций согласно существующим нормам, поскольку не определены конкретные уровни ответственности. В итоге существующие законодательные принципы будут негативно сказываться на текущем положении дел, поскольку отсутствуют рациональные инструменты управления транспортной безопасностью.
Итак, ввиду отсутствия фактической системы обеспечения транспортной безопасности в сфере финансирования, технического регулирования, управления и культуры, рано вести речь об организации безопасных условий в транспортном секторе РФ.
Минтрансом РФ вместе с Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования создана Государственная концепция транспортной безопасности России, которая так и не была утверждена, хотя получила положительный отзыв в Министерстве транспорта России. В данном документе изложены общие позиции государства по обеспечению транспортной безопасности, охватывающие государство, субъекты хозяйственной деятельности, пользователей транспортной сети, их коммуницирование, закреплены основные понятия транспортной безопасности, сопряженные с ними аспекты, формирующие необходимый объем правового регулирования. В Концепции подробно охарактеризован смысл безопасности в сфере транспорта, учтены ее тонкости, в том числе организационно-управленческие, технологические, социальные угрозы в разрезе данной правовой проблематики. В соответствии с признанием высшей ценностью жизни и здоровья человека складывается многоуровневая система главенствующих принципов, на которых, согласно их значимости, следует сосредоточить государственное внимание. Основная тенденция заключается в усилении круга компетенций Минтранса в транспортном секторе, их четком разграничении с другими государственными органами исполнительной власти федерального уровня, включая МВД. Содержание Концепции предполагает условия его корректировки в соответствии с изменением окружающей обстановки и приспособления к изменяющимся обстоятельствам [6]. По своей сути, Концепция является документом, предназначенным для реализации управленческих мероприятий в течение продолжительного времени.
Обозначенные проблемы законодательного регулирования вопросов безопасности в транспортном секторе можно выразить в форме нескольких нормативно-правовых рекомендаций:
1) дополнение Федерального закона «О транспортной безопасности» и возведение его в статус Государственной концепции обеспечения транспортной безопасности;
2) адаптирование указанных в предыдущем пункте документов между собой, устранение недочетов, преодоление несоответствий;
3) проведение необходимых правок и коррективов в различных законодательных актах федерального значения, включая Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, относительно соблюдения условий транспортной безопасности и использования транспортных ресурсов;
4) внесение правок и коррективов в сфере технического обеспечения транспортной безопасности согласно правовым нормам о регулировании технических вопросов, законодательным положениям стран-членов ЕАЭС и Таможенного Союза.
5) создание и закрепление целевых программ федерального уровня в сфере транспортной безопасности, учет затрат материального, технического и иного характера в вопросах создания проектов бюджетного финансирования федерального значения в данной сфере в текущий период.
Литература:
- Глухов Н. И., Протапопов В. А. Актуальные проблемы оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. — Иркутск, 2020.
- Землин А. И. Актуальные проблемы правового обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры: монография / А. И. Землин, И. В. Холиков, А. А. Мельникова. — Москва: Юридический институт МИИТ, 2019.
- Землин, А. И. Административно-правовые аспекты обеспечения транспортной безопасности / А. И. Землин. — Текст: электронный // Национальная безопасность и стратегическое планирование. — 2019. — № 4 (28). — С. 10–14.
- Терроризм и безопасность на транспорте: сб. материалов Х Международной научно-практической конференции — М.: Юриспруденция, 2020. — 299 с.
- Протопопов В. А. Две трактовки многокритериальной оценки уровня уязвимости объектов транспортной инфраструктуры // Моделирование, 2019, № 3. — С.55–59.
- Протопопов В. А. Оценка уровня уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: формализованный подход // Современные технологии, 2021, № 1. — С.38–40.