Роль ГИБДД в обеспечении общественной безопасности и общественного порядка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 15.06.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Тюрин, И. С. Роль ГИБДД в обеспечении общественной безопасности и общественного порядка / И. С. Тюрин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115712/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассмотрена сущность общественной безопасности и роль ГИБДД в ее обеспечении. Показано, какие угрозы безопасности в сфере дорожного движения существуют и каким образом они преодолеваются.

Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, угрозы, дорожное движение.

Необходимость защиты прав граждан от угроз в сфере безопасности дорожного движения отмечается в Стратегии национальной безопасности. Стратегия национальной безопасности, утвержденная указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 представляет собой базовый документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности. В Стратегии сформулированы задачи, актуальные для государства на ближайшие годы (6 лет), а также обозначены меры, направленные на консолидацию усилий органов государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества для достижения стратегических целей развития страны и обеспечения ее национальной безопасности [1].

Одним из видов национальной безопасности является общественная безопасность, которая представляет собой деятельность государства, направленную на анализ возможных угроз и предупреждений действий, которые могут причинять вред жизни и здоровью граждан, их имуществу, общественному порядку, и которые могут оказывать разрушительное воздействие на течение общественной жизни. Одним из направлений реализации общественной безопасности является сфера дорожного движения. Дорожное движение представляет собой регулируемый процесс движения по дороге. Оно предполагает перемещение автотранспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с установленными правилами. Участниками дорожного движения, порядок движения которых регулируется российским законодательством, являются водитель, пешеход, пассажир. От соблюдения ими правил дорожного движения зависит стабильность складывающихся правоотношений.

По мнению Е. А. Пикиной дорожное движение включает в себя: — динамический процесс, в котором взаимодействуют человек, транспортное средство и дорога; — на безопасность дорожного движения влияет уровень техники, состояние окружающей среды; — общественная система с потенциально опасными источниками повышенной опасности; — характеризует активность человека, его субъективное поведение на дороге [2].

Ввиду опасностей (угроз и рисков), которые влияют на жизнь и здоровье человека, сфера дорожного движения признана одной из наиболее опасных сфер существования общества. По данным Росстата, ежегодные экономические потери от ДТП составляют около 2 % ВВП. В результате ДТП вред причиняется как жизни и здоровью людей, так и имуществу. Смертность на российских дорогах гораздо выше, чем в европейских государствах — 13,8 человек на 100 тысяч населения. За период с 2007 по 2023 год в ДТП погибло 271 тыс. человек, пострадало — 2,5 млн. человек. Причем, третья часть погибших — трудоспособное население с возрастом 26–40 лет. Примерно 20 % пострадавших остаются инвалидами.

Следует отметить, что самой многочисленной и уязвимой категорией участников дорожного движения являются пешеходы. Численность пострадавших в результате наездов и иных видов ДТП составляет 70 %. Дорожное движение имеет следующие виды рисков и угроз, которые повышают ответственность государства в сфере дорожного движения: эксплуатация транспортных средств, не отвечающих требованиям безопасности; слабый контроль технического состояния автомобилей и др. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 –2024 годы выдвигает следующие приоритеты защиты прав граждан в сфере дорожного движения — повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов; — совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения; — развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Для должной защиты прав граждан важным является создание условий безопасного дорожного движения. Основным законодательным актом, определяющим основные принципы и содержание безопасного существования государства и общества, является Федеральный закон от 28.12.2010 г. «О безопасности». В нем раскрыта цель формирования Российской Федерации как одной из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.

Понятие безопасного движения на автомагистралях раскрыто в федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В частности, в нем определены основные категории безопасного управления автомобильным транспортом, раскрыты принципы государственно-правового регулирования в этой сфере, описаны механизмы контроля и надзора, раскрыты меры ответственности за их нарушения. В словосочетании «безопасность дорожного движения» слово «безопасность» в равной степени можно отнести как к дороге, говоря о таком состоянии, при котором не угрожает опасность, так и перемещение субъекта с соблюдением установленных правил, которые создают условия передвижения по дороге без угроз и рисков.

Целью деятельности государства в сфере дорожного движения является предупреждение, предотвращение и устранение явлений и опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, имуществу граждан, предприятий, учреждений и организаций, и их последствий. Интересы безопасности дорожного движения следует признать ключевым приоритетом организации дорожного движения. Именно в этих целях устанавливаются разрешительные режимы в области безопасности дорожного движения путем предупреждения транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Интерпретируя сказанное, можно сказать, что безопасность дорожного движения как государственно значимое явление представляет собой качественное состояние среды и физического состояния субъекта, выражающееся в защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Главной охраняемой ценностью при этом выступает человеческая жизнь. Повышение безопасности дорожного движения на протяжении долгих лет является важнейшим направлением деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Увеличение числа автомобилей и повышение рисков для жизни и здоровья людей является причиной повышенного внимания к проблемам организации дорожного движения. Основными полномочиями Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся: — установление правовых обеспечения дорожного движения; — создание и координация действий федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения дорожного движения; — формирование стандартов эксплуатации дорог и участия водителей в дорожном движении; — организация надзора за состоянием дорог и дорожным движением.

Правовые основы обеспечения необходимого уровня безопасного управления дорожным движением раскрыты в ряде нормативных актов, Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» определяет государственный контроль (надзор) как «деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.

Специфика надзорной деятельности в сфере безопасности дорожного движения состоит в следующем: — отсутствие организационной подчинённости субъектов надзора и поднадзорных объектов; — возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов; — осуществляется без невмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов; — допускает возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в отношении нарушителей; — регулируется нормами права [3].

Административный надзор в сфере охраны дорожного движения предполагает осуществление исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, состоящей в следующих действиях: — проверка соблюдения общеобязательных правил поведения в сфере дорожного движения; — патрулирование дорог, на которых осуществляется дорожное движение; — предотвращение и пресечение правонарушений и преступлений, посягающих на безопасное дорожное движение; — применение к правонарушителям мер административного принуждения и др. Реализуя функцию осуществления административного надзора, сотрудники полиции уполномочены требовать от граждан и юридических лиц соблюдать российское законодательство федерального и регионального уровня. Только благодаря выполнению этого требования можно достичь поддержания правопорядка в сфере дорожного движения.

Все участники дорожного движения должны следовать установленным правилам. Но органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность с целью обеспечения должного уровня безопасности. Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения можно и нужно рассматривать в контексте обеспечения как национальной безопасности в целом, так и ряда ее самостоятельных видов, прежде всего общественной безопасности. Принятые федеральные законы и подзаконные нормативные акты определяют комплекс мер по поддержанию общественной безопасности на автомобильных дорогах. Ряд органов исполнительной власти уполномочены обеспечить конституционные требования о подержании высокого уровня защиты прав граждан от угроз некачественной организации дорожного движения.

Литература:

  1. Беспалова Т. В. Анализ основных документов стратегического планирования Российской Федерации в сферах образования, культуры, государственной национальной политики и национальной безопасности // Журнал института наследия. 2018. № 2. С. 6.
  2. Пикина Е. А. Безопасность дорожного движения как объект административно-правового регулирования // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 1(88). С. 65.
  3. Попова Н. Ф. Административное право: учебник и практикум для среднего профессионального образования. М., 2021. С. 145
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, национальная безопасность, общественная безопасность, Российская Федерация, дорога, здоровье людей, исполнительная власть, сфера, административное принуждение, административный надзор.


Похожие статьи

Задать вопрос