Авторское настенное панно «Игровое ассорти» для коррекционных и развивающих занятий с детьми-дошкольниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 25.09.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Щербакова, Т. С. Авторское настенное панно «Игровое ассорти» для коррекционных и развивающих занятий с детьми-дошкольниками / Т. С. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — URL: https://moluch.ru/archive/538/117800/ (дата обращения: 27.09.2024).

Препринт статьи



В статье представлены игры с использованием настенного панно для сенсорного и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова : игра, сенсорное развитие, познавательное развитие

Развивающее настенное панно для коррекционных и развивающих занятий с детьми дошкольниками

С самого рождения ребенок начинает контактировать и познавать окружающий его мир. Малыш видит, чувствует, пробует и осязает. Именно тактильные ощущения являются той путеводной нитью, с помощью которой ребенок познает мир. Предметы и явления окружающего мира обладают комплексом свойств (форма, цвет, величина, конструкция, звучание, запах и т. п.).

Работая педагогом-психологом в детском саду, чтобы привлечь внимание ребенка на занятиях, я стараюсь создавать новые яркие игры, которые привлекли бы не только внимание дошкольника, но и удовлетворили бы его познавательный интерес.

Размышляя над тем, как заинтересовать и одновременно развить тактильные ощущения, сенсорные умения, познавательный интерес, речь, мелкую моторику, а также закрепить знания о цвете предмета, форме, свойствах, положении предметов в пространстве, в кабинете было создано специальное тактильное настенное панно.

Это панно — универсальное средство, которое может помочь решить много образовательных задач.

Главная цель игры с панно — развитие познавательного интереса ребенка. Игры и задания с использованием разных деталей панно формируют ловкость и согласованность движений пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука». В итоге повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, одновременно происходит стимуляция интеллекта дошкольника и его творческой деятельности. Застегни-расстегни пуговицу, завяжи-развяжи бантик — кропотливая работа для рук ребенка, которая развивает внимание, логическое мышление, усидчивость.

Настенное панно представляет собой панно из ковролина и различных съемных деталей. Размер пособия 90х80 см. Детали отличаются по цвету, форме, материалу. Это фигурки из фетра, меха, камешки, кофейные зерна, целлофан, горох, вата, фасоль, ткань разной фактуры (шерсть, драп, шелк, кожа), помпоны основных цветов, перышки, наждачная и бархатная бумага, вязаные элементы из различной пряжи; разнообразные термонаклейки, фигурки мальчика и девочки (основы для игры «Шнуровка»). Все разнообразные фигурки-детали крепятся к панно с помощью крючков или лент-липучек.

Одним из основных предметов на панно являются «волшебные подушечки-мешочки». Семь непрозрачных мешочков с петелькой, сшитых из яркой атласной ткани. Каждый мешочек ассоциируется с цветом радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), в которых находятся разные наполнители (горох, кофейные зерна, рис, гречка, кусочки шуршащего целлофана, вата, фасоль). Каждый такой мешочек подходит к одной из бабочек, которые также подобраны по цветам радуги. Под каждой бабочкой находится небольшой крючок.

Примеры игр, которые можно проводить с настенным панно.

«Помоги Незнайке»

Цель: Работа с цветными бабочками и мешочками посвящена сличению по цвету двух предметов.

Оборудование: панно, разноцветные бабочки и мешочки.

Ход игры: Ребенок и педагог располагаются около панно. Психолог демонстрирует игрушку сказочного героя, объясняя, что его зовут Незнайка, он пришел к нам на занятие. Психолог объясняет, что Незнайке надо помочь найти, мешочек (например: как цвет бабочки) показывает отдельные предметы из набора и просит найти такой же по цвету. Ребенок выполняет задание, ориентируясь только на цвет предметов. Затем можно сравнить два мешочка, чем похожи, чем отличаются (вес, запах, цвет).Играя с такими мешочками, дошкольник получает новые зрительные и тактильные ощущения. Учится выбирать предметы на ощупь по образцу, при этом, опираясь на зрительный образец, уточнять и закреплять названия цвета, величин, форм.

Важно поддерживать интерес и положительные эмоции ребенка, подбадривая ребенка: «Ты отлично справился. Ты — молодец!" и т. п.

В дополнение к игре, можно ребенку предложить подумать, и назвать, что бывает такого же цвета, как эта бабочка, или наоборот, чего не бывает такого цвета. Можно попросить ребенка закрыть глаза и поменять местами мешочки или бабочек, и спросить: «Что изменилось?», или убрать одну или две бабочки или мешочка «Чего не хватает?».

Такой вариант игры: Ребенку предлагаю определить, какой мешочек тяжелее, легче; какой мешочек пахнет, а какой «шуршит», какой больше по размеру, а какой меньше. Перебирая мешочки, ребенок определяет наполнитель и описывает его.

В центре данного пособия расположена «дорожка» из наждачной бумаги. На дорожке фигурки мальчика и девочки, которые одеты в одежду, связанную и сшитую из разных по качеству и составу материалов (гладкий, шершавый, мягкий, жесткий, пушистый, шуршащий, легкий и т. п.). Можно придумывать разные сюжетные композиции: дети играют в мячики (помпоны основных цветов), играют с собачками (одна фигурка из мягкого фетра с ушками из натурального меха, вторая объемная маленькая игрушка со звуком), собирают цветы: ландыши (из цветных пёрышек). Здесь же «озеро» с лягушкой и стрекозами (жесткий фетр), а если «озеро» превратить в «облако», тогда это будет уже другая история.

Составляя разные сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, ребенок испытывает разнообразные тактильные ощущения, при этом одновременно познавая качества различных материалов и упражняясь в моделировании пространственных отношений по заданию педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу. Такие игры дают возможность получить разнообразные ощущения и способствуют развитию тактильной чувствительности, учат различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию, развивают восприятие, речь, и воображение.



Задать вопрос