Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 29.06.2020

Статья просмотрена: 938 раз

Библиографическое описание:

Рябцова, В. В. Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста / В. В. Рябцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5419/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: игровой материал, познавательная инициатива, дошкольный возраст, пособие, ребенок.

Дошкольный возраст — важный и ответственный период, который предоставляет огромные возможности для поддержки и развития у детей познавательной инициативы. Познавательная инициатива проявляется в стремлении узнавать новое, на её основе развивается творческая инициатива, самостоятельность, активное отношение к окружающему. Но существует проблема — познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере, ее нужно развивать. А ведь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра.

Ребёнок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями и трудностями, которые требуют от него мыслительной деятельности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Согласно новым стандартам дошкольного образования, необходимо обеспечить воспитанников разнообразием материалов и средств обучения, что в свою очередь должно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, развитие моторики, возможность самовыражения детей. Таким образом, перед педагогами возникает вопрос об использовании в работе с дошкольниками необычных игр и пособий.

С целью более успешного освоения образовательной программы, я в своей повседневной работе использую разнообразные дидактические игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками.

Пособие «Волшебный фартук» рекомендуется для детей среднего, старшего дошкольного возраста. Данное пособие состоит из фетра. Основа сшита в виде фартука с кармашками. В комплект пособия входят фигурки животных (домашние и дикие), муляжи продуктов, атрибуты к сказкам, герои сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Курочка Ряба». В комплект пособия также входит фартук для педагога. Фигурки персонажей одеваются на пальчики или с помощью липучки прикладываются на фартук. Пособие создано из экологически чистого материала — фетра.

Главный герой здесь ребенок. Он одевает на себя фартук, примеряя на себя любой образ любимого героя, придумывая сказку или поучительный рассказ. Примеряя на себя главную роль, роль рассказчика, дает возможность повысить самооценку, уверенность в себе. Неожиданным моментом в процессе постановки могут стать потайные кармашки. В них можно легко спрятать атрибуты или героя. Главные персонажи прячутся в больших карманах до той поры, пока не понадобятся для инсценировки сказки или для игры. Яркость и новизна пособия привлекает внимание детей. Использовать данное пособие можно педагогами в индивидуальной и в групповой работе с детьми. Тот, кто примеряет фартук, использует не только атрибуты, но и, перевоплощаясь, имеет возможность мимикой, жестами, интонацией передать выбранного героя.

Главными особенностями данного пособия являются: мобильность, вариативность, доступность, безопасность, возможность использования пособия в игровой деятельности самостоятельно, без помощи взрослого. Данное авторское пособие имеет рецензию и призовые места в муниципальных и республиканских конкурсах.

Целью данного пособия является развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, их познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий, развития творческого потенциала в игровой деятельности.

Данное пособие имеет больше 8 вариантов игры. Ниже представлены самые интересные.

Игра «Сказки на фартучке»

Цель: учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).

Игровой материал: фартук, фетровые фигурки персонажей сказок, атрибутика.

Ход игры: педагог предлагает ребенку инсценировать сказку или отрывок из нее. Ребенок может разыграть сказку один, выполняя роли всех персонажей или пригласить кого-либо для совместной игры.

Игра «Придумай сказку, рассказ»

Цель: побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения.

Игровой материал: фартук и все фигуры из фетра.

Ход игры: Рассмотрев фартук ребенок выбирает понравившийся персонаж и придумывает сюжет самостоятельно.

Игра «Что изменилось»

Цель: развивать наблюдательность и внимание.

Игровой материал: фартук, фигурки из фетра.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку запомнить, что и в каком количестве находится на фартуке. Ребенок закрывает глаза (или отворачивается). Педагог производит необходимое количество изменений (меняет количество, цвет, предметы и т. п.). Ребенок, открыв глаза, перечисляет все замеченные им изменения.

Основные термины (генерируются автоматически): игровой материал, ребенок, дошкольный возраст, игра, познавательная инициатива, пособие, фартук, ход игры, игровая деятельность, комплект пособия.

Ключевые слова

ребёнок, дошкольный возраст, пособие, игровой материал, познавательная инициатива

Похожие статьи

Применение дидактического пособия «Всегда с тобой!» в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста

Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»

В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Игровая позиция педагога дошкольного образования

В статье автор рассматривает значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. На основе раскрытия понятия «педагогическое сопровождение» рассмотрены варианты игровой позиции воспитателя дошкольного образования как условие развит...

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Организация центров активности детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Статья посвящена вопросам организации современной образовательной среды в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В статье представлен опыт работы педагогов по организации...

Похожие статьи

Применение дидактического пособия «Всегда с тобой!» в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста

Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»

В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Игровая позиция педагога дошкольного образования

В статье автор рассматривает значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. На основе раскрытия понятия «педагогическое сопровождение» рассмотрены варианты игровой позиции воспитателя дошкольного образования как условие развит...

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Организация центров активности детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Статья посвящена вопросам организации современной образовательной среды в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В статье представлен опыт работы педагогов по организации...

Задать вопрос