Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.

Дата публикации: 08.07.2020

Статья просмотрена: 656 раз

Библиографическое описание:

Лазарева, М. А. Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ / М. А. Лазарева, С. Б. Погудо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72490/ (дата обращения: 22.12.2024).



Большое внимание со стороны государства уделяется детской инициативности. В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе дошкольных одним из принципов дошкольного образования является: «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности», где построение образовательной деятельности осуществляется на основе индивидуальных способностей каждого ребенка. Таким образом ребенок становится полноценным участником образовательных отношений.

В п. 3.2.5 ФГОС ДО отмечены способы поддержки детской инициативы:

− Создание условий для свободного выбора детьми действительности, участников совместной деятельности;

− Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

− недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать конструировать в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность обычно протекает в утренней и во второй половине дня. Все виды игровой, познавательной деятельности ребенка в детском саду осуществляются через самостоятельную деятельность.

Процесс развития инициативности дошкольников не может происходить от случая к случаю, поэтому работа в ДОУ проводится целенаправленно с начала первой младшей группы и до выпуска из детского сада.

Ведь именно в этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности, так как образы детей очень ярки и остаются в его памяти надолго, может быть и на всю жизнь. Эта работа достаточно трудоемкая и займет не один месяц, а годы.

Для реализации этой работы в группе создана развивающая среда и условия для самостоятельного выбора действий детей. Проводим интересные тематические дни, соответствующие возрасту детей: «День Хакасских игр», «День театра», «День матери», «День мультфильмов», «День безопасности», «День патриота», «День победы». В группе разработала «Ритуал празднования дня рождения». Помимо вождения хоровода, каждый ребенок делает, в свободное от занятий время, имениннику открытку с рисунком и поздравлениями, которые я оформляю в красивый альбом и говорит слова пожелания виновнику торжества.

Для комфортного проведения образовательной деятельности стараюсь, чтобы дети принимали участие в делении группы на микро группы (рассчитываются на 1 и 2, деление по цвету, мальчики-девочки, по карточкам). Таким образом, каждый ребенок в микро группе почувствует себя полноценным участником образовательного процесса.

Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Так в группе практикуется дежурство каждого воспитанника. В день дежурства ребёнок чувствует свою значимость. Самостоятельно раскладывает столовые приборы на стол, изучает меню и проговаривает его всем детям. Трудовая деятельность имеет благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

Для улучшения взаимоотношения в группе и выхода из конфликтных ситуаций используем различные дидактические приемы: «Покажи настроение», «Улыбка», «Покажи на себе», «Комплименты», «Угадай настроение», «Изобрази настроение». В процессе таких приемов активизируется словарь и речь дошкольников, развивается самостоятельность и инициативность детей.

Детская инициативность развивается в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Поручения педагогов не остаются без внимания. Родители с желанием приходят на помощь как воспитателям, так и детям. На Новый год, 8 марта дети вместе с родителями украшают группу своими поделками и украшениями и, конечно, каждый ребенок, принимавший участие в оформлении, чувствует себя незаменимым, полноценным участником процесса. Оформляем в приемной выставки различной тематики: «Осенние именины», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Дети и родители с охотой и личной заинтересованностью принимают участие в этих мероприятиях. Такая работа с родителями очень эффективна. Родители стали активными помощниками и участниками образовательного процесса и развития детской инициативности.

Для творческого самовыражения личности на календарные праздники дети делают своими руками поделки. Это имеет воспитательное воздействие на детей и развитие инициативности, самостоятельности каждого ребенка.

В группе оформлены центры, в которых дети с интересом играют, занимаются, проявляют инициативу: познавательный «Галилейка», где детям предлагается соприкоснуться с многогранным миром природы, ежедневно взаимодействуя, ухаживая и заботясь о нем. В центре «Юный художник» дети самостоятельно выбирают себе род деятельности: рисование, лепка, вырезание. А в центре «Художественной литературы» оформляю выставки книг разной направленности: сказки А. С. Пушкина, рассказы о природе авторы: Чарушин Е. И., Бианки В., Мамин — Сибиряк Д. Н. и т. д. В группе имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Дети легко включаются в игровые ситуации и инициирует их сами, творчески развивают игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников.

Игра способствует развитию активности и инициативы; дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей, развития логического мышления. В таких видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Таким образом, все эти компоненты способствуют развитию инициативности. К концу старшего возраста инициативность детей проявляется значительно дифференцированнее и разнообразнее. Дети способны самостоятельно организовывать различные игры, творческую деятельность, самостоятельно оценивать свою деятельность и сверстников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, группа, день, детская инициатива, детская инициативность, детский сад, развитие инициативности, образовательная деятельность, образовательный процесс, полноценный участник.


Похожие статьи

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Задать вопрос