Статья посвящена актуальной теме поддержки инициативности детей дошкольного возраста. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено данному вопросу. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «инициативность», ее признаки, компоненты и условия поддержки детской инициативности.
Ключевые слова: инициатива, инициативность, субъектность, психолого-педагогические условия, темперамент, технология поддержки детской инициативы.
Вызовы XXI века, такие как высокая скорость совершенствования технологий, большое количество разнообразной информации в открытом доступе и быстрое ее устаревание, волатильность и неточная прогнозируемость современного мира, неопределенность рынка профессий, требуют от педагогов пересмотра педагогической парадигмы. Мы должны заложить внутренний стержень, который обеспечит ребенку устойчивость сегодня, завтра, годы спустя. Среди ведущих компетенций, определяющих успешность и результативность личности, современные психологи называют самостоятельность, способность к адаптации, критическое и творческое мышление, коммуникация, умение работать в команде, самообучаемость, нестандартный подход к решению трудных задач. При этом базисом для развития этих качеств может стать инициативность, являющаяся, на взгляд автора, врожденным качеством личности. Инициативность — тот механизм, который обеспечивает прогресс как отдельной личности, так и человечества в целом.
В работах ученых существуют различные подходы к трактовке понятия «инициативность». В рамках системного подхода инициативность понимается как система компонентов, обеспечивающих процесс инициации (В. В. Алексеева, А. С. Жарикова, А. И. Крупнов, Я. Линь и др.). Согласно личностному подходу инициативность рассматривается как личностное качество, обеспечивающее способность, предрасположенность к инициативным действиям (Е. Н. Бичерова, Т. С. Борисова, Л. В. Даровских и др.). ряд ученых (А. М. Лесин, М. И. Лисина, С. И. Слободчикова и др.) в рамках деятельностного подхода трактуют понятия инициативность как проявление активности личности, которая позволяет менять человеку окружающую его действительность согласно своим интересам, взглядам, целям и потребностям. На наш взгляд, именно деятельностный подход при определении инициативности детей дошкольного возраста наиболее полно раскрывает особенности ее проявления. Ведь проявлять инициативу для дошкольника означает самостоятельно обнаружить, что что-то не устраивает в конкретной ситуации, поставить цель как это исправить, спланировать свою деятельность, начать действовать, мотивируя себя на результат, проявляя при этом произвольность, волевые усилия, коммуникативные способности и умение довести дело до завершения.
Таким образом, инициативность детей старшего дошкольного возраста определяется нами как самостоятельность в принятии решения, целеполагании, планировании и организации собственной деятельности. В этом смысле «инициативность» близка понятию «субъектность», которое Л. С. Выготский определял как порождение человеком формы своего поведения [4, стр.9].
В ходе анализа научной литературы выявлены компоненты инициативности, к которым целесообразно отнести заинтересованность, креативность, планирование, коммуникабельность, волю, произвольность поведения, адекватную самооценку (таблица 1).
Таблица 1
Компоненты инициативности иих проявление вдеятельности дошкольника
Компонент |
Показатели |
Заинтересованность |
Способность оценить обстановку, осознать неудовлетворенность и потребность ее устранить; желание реализовать что-то новое |
Творческое мышление, креативность |
Способность к воображению и видению ситуации с условием внесенных изменений входе деятельности, умение находить нестандартные решения к проблеме |
Самостоятельность принятия решений |
Способность самостоятельно составить план действий для достижения цели, определить необходимые ресурсы |
Коммуникабельность |
Способность вступить в контакт со взрослыми и сверстниками в процессе достижения поставленной цели, бесконфликтно решать возникающие противоречия |
Воля, произвольность |
Способность довести начатое до конца |
Адекватная самооценка |
Способность адекватно оценивать свои силы и воспринимать критику, не бояться принимать решения, совершать поступки, действовать и проявлять активную позицию, быть уверенным в правильности своей точки зрения |
Инициативность базируется на природной активности ребенка. Именно она заставляет младенца поднять голову, перевернуться, сделать первые шаги, вступить в контакт с окружающими, начать познавать мир вокруг. Поэтому задача родителей и педагогов состоит главным образом в том, чтобы не дать инициативности угаснуть. Для этого ребенок необходимо создать психологически комфортные условия, обеспечивающие признание личности и интересов ребенка, следование его стремлениям и поддержку его активности и любознательности, адекватную реакцию взрослого на инициативы, создание ситуации успеха. Компоненты развивающей предметно-пространственной среды должны провоцировать активную познавательную и самостоятельную игровую деятельность. Многофункциональные игры и игрушки, различные материалы для творчества призваны обеспечивать разнообразные игровые действия и простор для фантазий ребенка, находясь при этом в легкой доступности, на расстоянии вытянутой руки ребенка.
В основе любого инициированного ребенком действия должны лежать четкие нравственные ценности, с тем чтобы инициатива не превращалась в нарушение границ окружающих и авантюризм. Не менее важно развивать произвольность действий, чтобы дошкольник научился доводить начатое до конца и реализовывать задуманное полностью [3, стр. 24].
Поддержка инициативности должна иметь четко выраженную индивидуальную направленность, с опорой на сильные и слабые стороны темперамента ребенка. Таким образом, для педагога важно определить именно те свойства личности, которые особенно нуждаются во внимании и работать с ними. Например, для того, чтобы ребенок-меланхолик чувствовал в себе силы на принятие инициативных решений, ему важно быть уверенным в себе, таким образом педагог должен работать на повышении его самооценки. Дети-сангвиники могут быть недостаточно настойчивы и не доводить дело до конца. Поэтому, педагог работает над волевой стороной личности и формирует настойчивость, ведь инициативы, брошенные на полпути, во взрослой жизни являются синонимом неудачи. Флегматики — отличные исполнители, но мыслить надситуативно им сложно. Поэтому важно поставить акцент на развитии креативности и творческого потенциала ребенка. Импульсивным холерикам важно лучше себя контролировать, чтобы их инициативные действия не имели негативного оттенка и учитывали интересы окружающих [2, стр. 5–8].
Таблица 2
Индивидуальный подход при поддержке инициативности
Темперамент |
Характеристика |
Слабые стороны |
Направление работы педагога |
Меланхолик |
|
Низкая самооценка, неуверенность |
Повышение самооценки |
Сангвиник |
|
Недостаточная настойчивость, не доводит дело до конца |
Развитие воли, произвольности поведения |
Флегматик |
|
Консервативность |
Развитие творческого мышления и креативности |
Холерик |
|
Импульсивность, завышенная самооценка |
Формирование чуткости, умения работать в команде |
Анализ научной литературы показал, что в целях поддержки инициативы рекомендуется использование современных технологий, предоставляющих ребенку возможность предложить, попробовать, проанализировать различные варианты решения задачи или проблемы [1]. Эффективными в данной работе будут сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия, кейс-технология, экспериментирование с применением коучинг-подхода.
Как отмечают педагоги дошкольных образовательных организаций, существует ряд противоречий, затрудняющих работу по поддержке инициативности у детей. Ряд факторов сужают границы, в которых дети могут проявлять свою инициативу. К ним относятся, во-первых, соображения безопасности; во-вторых, необходимости организации деятельности воспитанников в соответствии с режимом и распорядком дня; в-третьих, высокая наполняемость групп, которая увеличивает конкуренцию среди детей; в-четвертых, гиперопека со стороны родителей затрудняет поддержку инициативности и развитие самостоятельности у дошкольников. С целью совершенствования механизмов поддержки инициативы детей дошкольного возраста в ходе нашего исследования проводится работа по разработке технологии, призванной обеспечить создание необходимых психолого-педагогических условий и подбор эффективных методик взаимодействия с дошкольниками. Следствием проведенного исследования будет формирование стратегии по совершенствованию качества дошкольного образования в части поддержки детской инициативности и самостоятельности.
Литература:
- Маликова Т. Н. Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат // Молодой ученый. — 2016. — № 17. — С. 132–134. — URL https://moluch.ru/archive/121/33354/ (дата обращения: 06.12.2018).
- Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум для студентов, обуч. по спец. 1–86 01 01–02 «Социальная работа» и 1–23 01 04 «Психология» / cост. О. В. Конькова. — Минск: БГУ, 2012. — 56 с.
- Субъектность как образовательный результат (Ключевые понятия, маркеры образовательного результата, практические кейсы и системные решения по разворачиванию практики субъектности). Коллектив авторов под редакцией Марии Миркес. — М.: Издательский дом «НооГен», 2018–195 с.
- Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.