Экологическое воспитание на основе поддержки детской инициативы
Авторы: Айвазян Арпик Гарегиновна, Маршалкина Ольга Владимировна, Панкратьева Ольга Евгениевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.11.2018
Статья просмотрена: 1020 раз
Библиографическое описание:
Айвазян, А. Г. Экологическое воспитание на основе поддержки детской инициативы / А. Г. Айвазян, О. В. Маршалкина, О. Е. Панкратьева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14634/ (дата обращения: 16.12.2024).
Данная статья посвящена теме экологического воспитания и его роли в системе дошкольного образования. В современном мире вопрос состояния природного мира достаточно актуален. В статье раскрываются следующие вопросы: «Что представляет собой система экологического воспитания в детском саду»; «Что понимается под понятием «поддержка детской инициативы»; «На что обращать внимание при организации экологической деятельности».
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экология, экологической воспитание, поддержка детской инициативы.
Развитие таких качеств как инициативность и самостоятельность всегда являлось одной из ключевых задач педагогики. Инициативность — положительное качество личности, проявляющееся как внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем. Инициатива — это всегда творчество, так как предполагает выбор: сохранить ситуацию в прежнем виде или преобразовать ее [3].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит педагогам ДОУ задачу по реализации такой образовательной программы, «освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира» [2]. Для реализации требований ФГОС необходимо создание такой социальной ситуации развития детей, которая будет способствовать поддержке индивидуальности и детской инициативы. Стандарт не только ставит перед педагогами цель, но и обозначает средства ее достижения — через создание таких условий, которые предоставляют возможность свободного выбора воспитанниками как видов деятельности и форм совместности, так и выражения своих чувств и мыслей.
Ребенок как субъект любого вида деятельности по своей инициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Взрослый выступает в качестве посредника и обязан поддержать самоопределение ребенка. Инициативность трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора [2].
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по душе, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения. Экологический контекст можно включать во все виды деятельности воспитанников ДОУ.
Какие же направления и способы поддержки детской инициативы в контексте экологического воспитания можно порекомендовать педагогам?
В первую очередь, необходимо поддерживать личность каждого ребенка, уважая его индивидуальный вкус, привычки, возможности (для определения оптимального выбора нагрузки), потребности.
Во-вторых, в любой деятельности важен личный пример воспитателя как значимого взрослого. Насыщенное информацией речевое и предметное общение с воспитателями и сверстниками – необходимое условие самообразования и самоидентификации. Через предметное общение с педагогом закладываются нравственные нормы практики общения и взаимодействия (сотрудничества) с природой.
В-третьих, очень важным является создание и ситуативная коррекция предметно-пространственной развивающей среды с учетом нарастающего жизненного и игрового опыта детей (техническое и контентное обустройство тематических зон, пополнение материалов, инвентаря, обеспечение доступа к ним и т. д.). Практика общения с живой природой подразумевает не только создание живого уголка, привычное участие в природоохранной деятельности или прогулки, но и иные виды деятельности, например:
‒ рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов. Через разнообразие изображений и образов природы ребенок получает богатую и яркую информацию об окружающем мире [5]. Также изучение иллюстративного материала необходимо для таких видов продуктивной деятельности изобразительная и конструктивная.
‒ природоведческое чтение как научной, так и художественной литературы. Чтение перед наблюдением в природе позволяет вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящему наблюдению, продумать последовательность наблюдения. Одновременно чтение природоведческой литературы может сопроводить наблюдение, позволяя воспитанникам более полно ощутить красоту природы, почувствовать и осмыслить увиденное. Кроме того, детские книги позволяют ребенку понять на конкретных примерах универсальные нормы поведения в природе.
‒ коллекционирование. Позволяет расширить познание и опыт ребенка об окружающем мире, причем не только в рамках экосистемы региона проживания, но и более широких, если, к примеру, в коллекцию включаются экземпляры, привезенные детьми или их родственниками из путешествий — это могут быть раковины, минералы, листья различных растений. Коллекционирование позволяет проявлять инициативу каждому ребенку — выбор объекта коллекционирования, отбор конкретных экземпляров, способы взаимодействия с предметами коллекционирования (сортировка, обеспечение системы хранения, игра, творчество на основе экземпляров коллекции (различная изобразительная деятельность), коммуникация, выстроенная вокруг коллекции, в которой воспитанник проявляет инициативу в выборе партнеров для общения).
‒ использование телевидения и компьютера. Замена популярных современных мультфильмов на те, которые воспевают природу и грамотного, заботливого, бережливого по отношению к природе человека [5].
‒ эколого-ориентированная двигательная активность.
Все эти практики требует создания особой среды, можно сказать, определенной материально-технической базы. Продуманная систематическая организация развивающей предметной среды в ДОУ — одно из обязательных условий успешной реализации воспитательно-образовательного процесса. При создании такой среды в группе необходимо учитывать ряд факторов, обусловленных личностными особенностями воспитанников, а также три основные потребности дошкольников — движение, общение, познание. Необходимо организовывать среду так, чтобы у ребенка был выбор — вида деятельности, партнеров, места проведения.
Организовать, направлять и контролировать выбор деятельности помогает «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону, расположенных на планшете или доске. Под каждой пиктограммой находятся кармашки, куда воспитанники помещают обозначающие их значки (фото, таблички с именами и т. п.) после того, как определились с выбором. Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» педагог должен обсудить с воспитанниками выбор деятельности, партнеров, материалов, необходимых для занятий и т. п. Также необходимо определить временной отрезок для самостоятельной деятельности и обозначить сигнал окончания этого периода. После завершения необходимо провести анализ результатов, стимулировать детей дать оценку степени продуктивности их занятий на уровне получилось ли задуманное, доволен ли ребенок результатом. Благодаря моменту рефлексии можно учить детей планировать свою деятельность, прогнозировать ожидаемые результаты.
Технология «Доска выбора» позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход в образовании, стимулирует развитие активности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе. Педагог не влияет на выбор воспитанника, он должен организовывать тематические зоны и обеспечивать их необходимыми средствами реализации деятельности.
Технология «Доска выбора» позволяет включать в повседневную жизнь в группе такие эколого-субкультурные практики как «привычное участие в природоохранной деятельности, труде в природе», «коллекционирование», «опыт экологического творчества». Для этого следует определить зоны, предназначенные для занятий этими практиками и выбрать соответствующие пиктограммы, которыми эти зоны будут обозначены на доске, вместе с детьми. Также следует обязательно проговорить, какой деятельностью можно заниматься в той или иной зоне, обозначить количество максимальных участников.
Немаловажным является создание положительного морально-психологического микроклимата в коллективе: доброжелательность со стороны педагога, система поощрений, отказ от оценочного подхода и критики, оказание косвенной помощи (подсказать приемы или способы, скорректировать направление деятельности и т. д.) и предложение альтернативы, отсутствие запретов (на выбор стратегий реализации задуманной деятельности).
Инициатива идет под руку с самостоятельностью и критическим мышлением, первой ступенью к которым является способность задавать вопросы о себе и об окружающем мире. Поэтому обязанность педагога –обеспечивать воспитанникам возможность удовлетворять познавательную потребность через вопрошание, поддерживать интерес к объекту наблюдения, поощрять инициативность в выборе темы творческой деятельности. Необходимо формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка, обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (родителям, друзьям и т. п.).
Одной из наиболее продуктивных технологий работы в ДОУ является проектная деятельность — самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод методически организованного освоения ребенком окружающей среды. Основная функция проектирования — наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Кроме того, проектная деятельность характеризуется пролонгированностью, что позволяет реализовать такое требование к образовательной программе как системность.
Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку позитивный опыт реализации собственных замыслов, стимулирует его личностный рост и самореализацию, оригинальность мышления.
Реализация проекта позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить её в виде культурно-значимого продукта.
Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.
Проектная технология предоставляет большие возможности для реализации программ экологического воспитания.
Рассмотрим, к примеру, познавательно-исследовательский проект с условным называнием «Город у моря». Цель проекта — формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с флорой и фауной региона проживания, а также привитие бережного отношения к окружающей среде. Ожидаемая цель — формирование представления воспитанников об уникальности места проживания (г. Новороссийск), его отличия от других регионов, обусловленного разными природными особенностями. В проект, расчетная продолжительность которого — квартал, включаются следующие мероприятия:
- Занятия в экспозиции Новороссийского исторического музея-заповедника «Природа Новороссийского района» — «В синем море, в белой пене», «Лебеди прилетели», «Тростниковая дудочка» для знакомства с экосистемой памятника природы Суджукская лагуна.
П. В. Аксенова, сотрудник одного из российских биосферных заповедников, в своей статье подчеркивает, что экологический подход является одним из основополагающих принципов, как в построении экспозиций, так и в научно-просветительской деятельности естественнонаучных музеев; элементы природы демонстрируются не обособленно, а в свете их восприятия человеком [1].
Как отмечает Е. В. Махеева, посещение учреждений культуры и участие в культурно-массовых мероприятиях укрепляет культурно-экологическую активность ребенка [5].
- Игровое занятие «Ветер-ветер, ты могуч», целью которого является знакомство с такими явлениями местной природы как норд-ост и бора.
- Опытно-экспериментальная работа «Речная или морская», в рамках которой воспитанники формируют представления о водоемах с пресной или соленой водой.
- Создание экологической тропы. Экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дети получают информацию о них.
Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать так называемые ловушки, чтобы у воспитанников появлялась потребность в получении новой информации для реализации в каком-то возможно даже привычном виде деятельности. Самостоятельный, но курируемый, педагогом поиск средств решения поставленных задач развивает самостоятельность и креативность, при этом дети получают большее удовольствие от процесса деятельности, чем в случае получения готового алгоритма действий.
Как справедливо отмечают исследователи Т. Алиева, Г. Урадовских, разные способы поддержки детской инициативы эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций на основе образовательных ситуаций в жизни группы; увлеченности педагогов; интереса родителей к детским инициативам; открытости образовательного процесса к происходящему за стенами образовательной организации.[1]
Литература:
- Аксенова, П. В. Музейная экскурсия как форма экологического воспитания дошкольников [Текст] / П. В. Аксенова // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2013. — Т. 22, № 4. — С. 171–178.
- Алиева, Т., Урадовских, Г. Детская инициатива — основа развития познания, деятельности, коммуникации [Текст] / Т. Алиева, Г. Урадовских // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 9. — С. 119.
- Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В. С. Безрукова. — Екатеринбург, 2000. — 937 с.
- Жиенбаева, С.Н., Сыздыкбаева, А. Д. Проектная деятельность — как инновационный феномен в дошкольном образовании [Текст] / С. Н. Жиенбаева, А. Д. Сыздыкбаева // Сибирский педагогический журнал, 2013. — № 2. — С. 189–193.
- Михеева, Е. В. Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Михеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009. — С. 148–149.
[1] Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 119.
Ключевые слова
Экология, дети дошкольного возраста, экологической воспитание, поддержка детской инициативыПохожие статьи
Использование проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников
Данная статья посвящена теме экологического воспитания и его роли в системе дошкольного образования. В современном мире вопрос состояния природного мира достаточно актуален. В статье раскрываются следующие вопросы: «Что такое проблемные ситуации и ка...
Особенности дистанционного обучения в системе образования
В данной статье рассмотрены особенности дистанционного образования, его место и роль в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования.
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий
В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...
Экологическое проектирование как инструмент формирования патриотических качеств личности
В данной статье рассматривается экологическое проектирование школьников и его возможности в формировании патриотических качеств личности. Значительное внимание уделяется организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Обобще...
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка
В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...
Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности
В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Представлен опыт одного дошкольного образовательного учреждения.
Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры через региональный компонент. Значение педагогического содействия в регионализации образования и воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается разность понятий «экологич...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...
Народная сказка как средство нравственного воспитания младшего школьника
В данной статье рассматривается роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников. Обращаясь к богатству народного фольклора, авторы анализируют, какие ценности и уроки морали могут быть извлечены из сказочных сюжетов и персонажей. Ра...
Особенности формирования основ финансовой грамотности младших школьников
В статье обоснована необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. Проанализировав понятие «финансовая грамотность» в отечественной литературе, можно утверждать, что до сих пор нет однозначного понимания ...
Похожие статьи
Использование проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников
Данная статья посвящена теме экологического воспитания и его роли в системе дошкольного образования. В современном мире вопрос состояния природного мира достаточно актуален. В статье раскрываются следующие вопросы: «Что такое проблемные ситуации и ка...
Особенности дистанционного обучения в системе образования
В данной статье рассмотрены особенности дистанционного образования, его место и роль в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования.
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий
В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...
Экологическое проектирование как инструмент формирования патриотических качеств личности
В данной статье рассматривается экологическое проектирование школьников и его возможности в формировании патриотических качеств личности. Значительное внимание уделяется организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Обобще...
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка
В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...
Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности
В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Представлен опыт одного дошкольного образовательного учреждения.
Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры через региональный компонент. Значение педагогического содействия в регионализации образования и воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается разность понятий «экологич...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...
Народная сказка как средство нравственного воспитания младшего школьника
В данной статье рассматривается роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников. Обращаясь к богатству народного фольклора, авторы анализируют, какие ценности и уроки морали могут быть извлечены из сказочных сюжетов и персонажей. Ра...
Особенности формирования основ финансовой грамотности младших школьников
В статье обоснована необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. Проанализировав понятие «финансовая грамотность» в отечественной литературе, можно утверждать, что до сих пор нет однозначного понимания ...