Условия развития инициативы у детей дошкольного возраста
Авторы: Степанова Ирина Владимировна, Александрова Ирина Витальевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 03.11.2024
Статья просмотрена: 3 раза
Библиографическое описание:
Степанова, И. В. Условия развития инициативы у детей дошкольного возраста / И. В. Степанова, И. В. Александрова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9547/ (дата обращения: 16.11.2024).
Авторы, практикующие специалисты ДОУ рассказывают о том, как они работают по развитию детской инициативы, поддержка которой необходимой для развития современной личности ребенка.
Ключевые слова: детская инициатива, личность, ДОУ, дошкольное учреждение.
В большом потоке сменяющейся информации как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников, об этом нам напоминает и Закон «Об образовании РФ» и, конечно, ФГОС ДО. Если обратится к словарю Ожегова, то вспомним, что инициатива — это почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, первый шаг в каком-либо деле; руководящая роль в каком-либо действии.
Один из принципов современного дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, который чаще выражается в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве. Н. А. Короткова, в свое время, выделила несколько сфер детской инициативы:
- творческая инициатива — включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, в ходе которой развиваются воображение, образное мышление;
- инициатива продуктивной деятельности — рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развивается произвольность и планирующие функции речи;
- коммуникативная инициатива — тесное общение ребенка со сверстниками, взрослыми, в ходе которого развивается эмпатия, коммуникативные функции речи;
- познавательная инициатива — включение в экспериментирование, элементарную познавательно-исследовательскую деятельность, установление пространственно-временных, причинно-следственных и родовидовых отношений. Инициативный ребенок самостоятельно старается играть, может найти себе занятие, по желанию; включиться и продолжать разговор, предлагает занимательное дело другим, проявляет активность в творческих видах деятельности, отличается разносторонностью интересов.
Зарождается вопрос: «Как же развивать инициативность в детях с раннего возраста?» Инициатива ярко проявляется в детской свободной деятельности, поэтому, важно создать условия для активного проявления самостоятельности детей. Так, например, группа делится центры выбора или инициативы ребёнка: «Уголок перевоплощения», «Мастерская талантов», «Хочу все знать» и т. д. Утро начинается с «Утреннего круга», дети обсуждают вместе и выбирают, чем бы они хотели заниматься, мнения меняются в зависимости от интересов и потребностей, иногда даже от сезонных изменений.
Дети активно используют предметы развивающей среды, и самостоятельно поддерживают порядок в различных центрах. Придя утром в группу, воспитанники берут «Коробочку хлопот». Каждый выбирает бейджик с указанием той деятельности, которую он выбрал в этот день.
Основные направления поддержки детской инициативы в детском саду:
– Создание предметно-пространственной среды (условное «зонирование», мобильные уголки, «Центры инициатив» и т. д.);
– Организация практической деятельности детей и взрослых (мастер-классы с папой «Папина мастерская»; «Мамины уроки», клубы по интересам т. д.);
– Творческое сотрудничество педагогов, детей и родителей (выходной день в театре; совестное изготовление атрибутов к утренникам; участие в проектах «Академия профессий», «Волшебный мир театра» т.д.);
– Социокультурное окружение (экскурсии к родителям на работу; мастер-класс родителя перед детьми «Мастерславль») и т. д.
Детская инициатива как нельзя лучше проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Поэтому мы создаём условия для активной самостоятельной деятельности детей.
Для осуществления выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей созданы центры выбора или инициативы ребёнка: «Домик желаний», «Калейдоскоп интересов». Дети нацеливают сделать выбор в начале дня, чем бы они хотели заниматься и следовать задуманному, активно пользуясь необходимым в развивающей среды.
Как способ стимулирования и развития инициативы в подготовительной группе поселилась «умная» Сова, которая выдает наклейки детям за проявленные знания, смекалку, и выполненные задания.
Детская инициатива проявляется не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать, педагогам необходимо как чаще создавать для ребенка такие ситуации, где предстоит сделать самостоятельный выбор, принять какое-то решение. Такие моменты важно создавать в ходе НОД, и в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах. Самое сложное — поймать детский интерес и определиться, что с ним делать. Например, как-то у детей старшей группы возник интерес к детским мультикам и сказкам своих родителей, которые они смотрели в детстве, и решено было устроить семейный просмотр «В гостях у сказки». У выпускной группы прошла выставка «Любимая игрушка в моей семье», многим детям было любопытно узнать, чем и как играли их родители и бабушки в детстве. Педагоги, поддержали эту инициативу, и вместе с родителями организовали выставку, многие семьи с удовольствием принесли ценные экспонаты и рассказывали, как появилась в семье игрушка, как играли.
Часто творческие мастерские неожиданно «разгораются» в старших группах, в различных направлениях. Как-то, одна из девочек, принесла квилинговые полоски бумаги и свою готовую поделку с мастер-класса, в детский сад и «заразила» остальных сверстников этим занятием. В группе детская фантазия пошла дальше, в скором времени большая часть детей сидела и самостоятельно резала заготовки для работы, крутили детали из подручного материала, для своих работ.
Одним из важнейших психолого-педагогических условий проявления детской инициативы — это психологически комфортная и дружелюбная атмосфера в группе. Активное участие инициативных родителей в жизни детского сада, не только сплачивает семью (многие задания выполняются совместно), по и позволяет ребенку раскрыться, понять, что он многое сможет и его всегда поддержат взрослые.
Взаимодействие с родителями, в нашем учреждении проявляется в:
– в обогащении развивающей среды группы (обвязывают кукол или шьют одежду, придумывая вместе с ребенком; помогают сделать декорации к сказкам или костюм, для персонажа);
– мастер-классах («Вместе с папой», где папа учит делать кормушку или складывать самолет из бумаги, завязывать морской узел; «Мамины вечера» в ходе которых мамы рассказывают, о своей профессии, читают сказки за чашкой чая и т. д.).
– проектной деятельности (совместно с детьми рисуют, делают стенгазеты «Путешествуем всей семьей», участвуют в мероприятиях детского сада: «Зимний десант, когда все вместе лепят горки и фигуры из снега, «По родному краю с рюкзаком шагаю», «Академия профессий», и др.);
– в конкурсной деятельности (спортивных соревнованиях «Спортивная 7я», «Осенний урожай», «Зимние забавы» и др.).
Важно дать ребенку потенциал для самостоятельного познания мир, например, походы в библиотеку или музеев, театр, прогулки по городу или к памятникам архитектуры — вроде незначительные моменты, но они дают толчок для новых детских открытий, желания запомнить событие, запечатлеть его. Взрослому важно не показывать всё сразу, не преподносить готовые знания, а с помощью неожиданных сюрпризов, каких-либо эффектов подавать материал небольшими порциями и т. п., для того, чтоб будоражить детский ум, и желание узнать больше.
Инициативная личность формируется только в деятельности, у дошкольника — это игра, и, чем разнообразнее игровая деятельность, тем, соответственно, динамичнее развитие детской личности. Постоянно «подогревая» интерес и поддерживая детскую инициативу к самостоятельному познанию мы постепенно видим, как «созревает» ребенок-дошкольник, ему важно найти свое место в будущем, понять, чего он хочет и свои возможности.
Литература:
- Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении. — Питер; СПб.; 2019.
- Лобанок, Т.С Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — 2-е изд. — Мозырь: 2013.
- Волкова, И.А., Мумладзе, С.Н., Толочек, Н. А. Организация работы детско-родительского клуба в ДОУ // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2. — С. 28–30. — URL https://moluch.ru/archive/232/54077/