Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи
Авторы: Агеева Наталья Викторовна, Крамная Ирина Алексеевна, Новикова Людмила Алексеевна, Пьянова Маргарита Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 05.11.2019
Статья просмотрена: 195 раз
Библиографическое описание:
Агеева, Н. В. Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи / Н. В. Агеева, И. А. Крамная, Л. А. Новикова, М. Н. Пьянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4566/ (дата обращения: 24.11.2024).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (от 17.10.2013 г. № 1155) обозначены основополагающие качества, которые необходимо формировать у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений — «уметь проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности — игре, продуктивной деятельности, общении». Что же такое самостоятельность, и когда ее начинать развивать?
Проблема развития и воспитания самостоятельности и инициативы у дошкольников является актуальной. В ФГОС ДО особое внимание уделено поддержке и развитию самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста
Что же такое самостоятельность? Самостоятельность — это умение делать разные вещи, без посторонней помощи, полагаясь только на собственные силы, умение ставить перед собой цели и достигать их самостоятельно.
Самостоятельность для дошкольников — способность занять себя самому, без помощи взрослого. Большое внимание педагоги в своей работе уделяют развитию и воспитанию самостоятельности и инициативы у дошкольников. Самостоятельность всегда является продуктом подчинения требованиям взрослых и в то же время собственной инициативой ребенка. Считается, что самостоятельность формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, целесообразно научить его быть самостоятельным. Поэтому, с самого раннего возраста воспитатели начинают учить детей с самого простого — самостоятельно одеваться, есть, мыть руки, убирать игрушки, выполнять несложные поручения взрослых. У детей формируются культурно-гигиенические навыки. Именно через эти навыки у ребенка вырабатывается самостоятельность. Когда ребенок учиться мыть руки, сам себя обслуживать он узнает много нового о вещах и предметах. Так формируются навыки самообслуживания, которые в старшем дошкольном возрасте доводятся до автоматизма.
Чтобы воспитать самостоятельного и инициативного дошкольника педагоги используют разнообразные методы и приемы:
− Личный пример;
− Дидактические и сюжетно — ролевые игры;
− Проблемные и игровые ситуации:
− Алгоритмы действий;
− Проектный метод;
− Занятие;
Активно воздействует на маленьких детей пример взрослых, которым они стараются подражать. Поэтому, приучая детей убирать за собой игрушки, какие — то вещи, воспитатель может начать, уборку, сопровождая свои действия словами: «Давайте игрушки уберем на место» или же «Марина уберет пирамидку, Данил уберет кубики». Тогда все дети включатся в процесс уборки. Таким образом, дети постепенно приучатся убирать за собой игрушки и коллективно наводить порядок. Поощряя активных детей, воспитатель предлагает им выполнить то или иное поручение: «Принесите, пожалуйста, книжку — я вам почитаю». Или же просит детей помочь младшему воспитателю накрыть на стол. Так дети постепенно учатся, накрывать на стол, самостоятельно одеваться после сна. Ребенок проявляет большой интерес ко всему новому, учится пользоваться вещами, предметами, но если ему не давать возможность самостоятельно пользоваться посудой (бояться, что разобьет), то он становится пассивным. Наряду с инициативными детьми, есть и пассивные дети. И, чтобы развивать самостоятельность, инициативу у таких детей, необходимо нацеливать их на положительный результат: «Ты молодец Аня, у тебя все получится». Ребенку важно услышать похвалу в кругу детей: «Умница, как красиво ты все расставил». Такие слова придают уверенности ребенку.
В среднем дошкольном возрасте ребенок может сам придумывать себе занятие, может нести ответственность за свои поступки. Ребенку можно давать поручения, которые будут касаться не только его самого, но и других детей или членов семьи. Например: накрыть на стол, ухаживать за растением. Родителям и педагогам не стоит вмешиваться в эти процессы. Пусть ребенок доведет дело до конца и увидит результат своего труда. Взрослому стоит лишь помочь сделать выводы.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется право распоряжаться некоторыми аспектами своей жизни, а также помогать друг другу в группе или членам своей семьи. Например, маме помочь вытереть пыль, вынести мусор. Старших детей можно привлекать к планированию деятельности группы на день или более, например, в реализации проектов, в совместных, самостоятельных деятельностях. Чтобы развивались дети, росли активными, педагоги должны поощрять самостоятельность и инициативу у дошкольников.
Большое значение для развития самостоятельности педагоги широко используют в своей работе алгоритмы действий. Педагогическая ценность их состоит в том, что ребенок в любой из режимных моментов может увидеть подсказку своих действий, как мыть руки или последовательность одевания и др.
Проявление самостоятельности мы можем наблюдать в разных видах деятельности.
Так, при проведении продуктивных видов деятельности у ребенка формируются качества личности, такие как: познавательная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива. Именно творческая деятельность способствует развитию у детей способности находить новые решения возникших проблем, умение пользоваться приобретенными навыками и умениями. Ребенок в данных видах деятельности самостоятельно может выбрать материал для аппликации, средства художественной выразительности, задумать образ, сюжет, найти композиционное решение. Надо позволить малышу самостоятельно выбрать цвет краски, пластилина или материал для творчества. Для этого вида деятельности, в центрах ИЗО деятельности, у педагогов подобраны различные схемы, подборка трафаретов, разнообразный материал для творчества и многое другое, что способствует развитию самостоятельности и инициативы.
Жизнь ребенка в детском саду постоянна, связанна с трудовой деятельностью. Общепринятые формы трудовой деятельности такие, как дежурство, коллективный труд, поручения способствуют развитию и воспитанию самостоятельности и инициативы. Самой распространенной формой трудовой деятельности младших дошкольников являются трудовые поручения. В этом возрасте малыши еще пока четко не разграничивают трудовые и игровые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Когда ребенок поймет цель и задачи данных поручений и способы их выполнения, это и будет являться задатками самостоятельности и инициативы.
Дежурства — наиболее сложная форма трудовой деятельности дошкольников. Эта форма требует от дошкольников большей самостоятельности. Дежурства имеют большую воспитательную ценность, так как несут существенную значимость для всего коллектива. Дежурство целесообразно вводить в среднем возрасте. Детям 5 лет трудно согласовывать между собой действия, поэтому и дежурства носят свой характер: за каждым столом, свой дежурный. Оценивая работу дежурных, воспитатель выделяет, насколько дежурные проявляют заботу о других.
Организуя коллективный труд с детьми всей группы, необходимо поделить детей на подгруппы, где каждая группа выполняет свое задание. Это делается для того, чтобы каждый ребенок включился в процесс работы. Известно, что основная деятельность дошкольников — игра. Дети 3–4 лет чаще всего любят играть в сюжетно- ролевые игры, берут на себя роли взрослых и проигрывают сцены из реальной жизни. Девочки любят изображать мам, качающих «своих детей» в колясках. Мальчики, подражая своим папам, ремонтируют, что — то с игрушечными инструментами. Целесообразно развивать самостоятельность в игровой форме. Так родителям можно предложить создавать для своих малышей разные игровые ситуации. При уборке игрушек предложить ситуацию: «Кто быстрее соберет игрушки». Попробовать с ребенком игру: «По водам, по морям», можно предложить ребенку роль Морского царя, где ребенок сам сможет помыть себя мочалкой. В дальнейшем ребенок сам сможет предлагать различные игровые ситуации, а позднее обходиться без них.
Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. Старшие дошкольники могут оказывать помощь друг другу, контролировать друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы.
Метод «проектов».
Именно этот метод «проектов» развивает в детях инициативу и самостоятельность. Благодаря ключевым вопросам проекта:
— Что мы узнали?
— Что мы для этого сделали?
— С какими трудностями столкнулись?
— Что нам помогло?
Отвечая на эти вопросы, дети становятся более уверенными в себе, растет их познавательная активность, расширяется кругозор, у детей возрастает умение договариваться друг с другом, умение учитывать и слышать мнение других все это способствует воспитанию и развитию самостоятельности и инициативы дошкольников.
Чтобы поддерживать в детях инициативу и самостоятельность надо следовать таким направлениям:
− Необходимо предоставлять ребенку право выбора вида деятельности, формы деятельности, т. е хочет ли ребенок играть один или подгруппой; использовании в своем виде деятельности разнообразных материалов.
− Формировать умение самостоятельно находить занятие по интересам. А для этого педагогам необходимо предоставлять ребенку соответствующую предметно-пространственную развивающую среду, которую необходимо постоянно пополнять и изменять.
− Очень важно хвалить ребенка во всех его проявлениях, обеспечение доброжелательной обстановки со стороны взрослого, не высказывать критики в адрес малыша.
− недириктивная помощь со стороны взрослого, т. е где — то подсказать, направить или «незаметно» помочь;
− положительно реагировать даже на минимальные успехи малыша;
− проявление внимания и интереса к занятию ребенка.
Дошкольный возраст — сензитивный период для формирования инициативы. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. В дошкольном возрасте инициатива связана с проявлением любопытства, пытливости ума, сообразительности. Инициативная активность ребенка проявляется в различных формах его активности и общения, часто выходящих за рамки правил поведения, установленных взрослыми. Одна из своеобразных форм детской активности — шалости. Способность проявлять инициативу, изобретать, переделывать что-то по-своему, играть необычную роль заставляет детей испытывать огромную радость. Поэтому шалость всегда радостна; это приносит большое, бурное удовольствие детям.. В большинстве случаев шалости являются новой, необычной формой общения между ребенком и взрослыми или с другими детьми. В шалости ребенок чаще всего выступает инициатором такого общения. Таким образом, инициатива является одной из характеристик личности ребенка, обеспечивающей его взаимодействие с окружающей средой. Учитывая психологические исследования, можно составить портрет самостоятельной и инициативной личности старшего дошкольника. Для него характерно: произвольное поведение; стремление и желание участвовать в разных видах деятельности; развитая эмоционально-волевая сфера; стремления к самореализации; общительность; творческий подхода к деятельности; познавательная активность.
Весь образовательный процесс проходит в тесном сотрудничестве с родителями, поэтому развитие и воспитание самостоятельности и инициативы эта общая проблема. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности и инициативности. Они становятся для родителей обременительными.
Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное отстранение от поддержки его действий. Родителям, прежде всего надо понять, что самостоятельность у ребенка связана со свободой выбора и независимостью. Чаще всего родители допускают следующие ошибки мешающие расти детям самостоятельными. Одно из оправданий родителей: «Нам некогда». Чаще всего родители в будничной спешке делают все за ребенка сами: сами его кормят, одевают, убирают за ним разбросанные вещи и не дают возможности сделать это ребенку самому. Но при такой позиции разве можно воспитать самостоятельного и уверенного человека? Надо быть терпеливее к своим детям.
Многие родители считаю своих детей «маленькими» и хотят оградить своих детей от любых трудностей. Но малышу, чтобы развиваться, необходимо с ними сталкиваться. Взрослые должны познакомить малыша с правилами и неукоснительно их соблюдать самим. Так малыш в состоянии сам снять и сложить свернутые вещи в шкаф. Нельзя идти на провокацию, когда ребенок говорит: «Убери сам» Еще одной из видимых ошибок у родителей при воспитании самостоятельности и инициативы является чрезмерная боязнь за безопасность своих детей. Родители боятся, что их малыш упадет, порежется, поранится и многое другое. Поэтому родителям необходимо организовать детское пространство так, чтобы оно было безопасным и в то же время развивающим способствующим в реализации своих потребностей в самостоятельности.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что самостоятельностью дошкольника является желание и способность ребенка настойчиво решать задачи деятельности, независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, поисковые действия. Самостоятельность и инициативность являются показателем социального и личностного развития и готовности к обучению в школе.
Литература:
- Акулова Е. И. Формируем у детей самостоятельность и ответственность Дошкольное воспитание. 2009. № 9. С 52–58.
- 2. Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника Детский сад от А до Я. 2008. № 1. С. 124–132.
- Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребенок Дошкольное воспитание. 1988. № 11. С.60–64.
- Дуброва В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации. М.:Просвещение, 2001. С. 25
- Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности Детский сад от А до Я. 2008. № 1. С. 17–23.
- Теплюк С. Истоки самостоятельности дошкольника. Дошкольное воспитание. 1991. № 7. С.67–71.
- Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни. 2002 № 8. С. 28–29.