Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста
Автор: Тарасова Ирина Михайловна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 30.03.2017
Статья просмотрена: 803 раза
Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf)
Библиографическое описание:
Тарасова, И. М. Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста / И. М. Тарасова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2201/ (дата обращения: 16.12.2024).
В наше современное время обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и формирование такой личности необходимо уже в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно и самостоятельно овладеть разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний. Детский сад является первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе, так как современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. В связи с этим разработаны ФГОС дошкольного образования, где обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей. Среди качеств будущего школьника исследователи (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалева, А. А. Люблинская, Я. А. Каменский, Г. А. Балл, Ю. Н. Дмитриева и др.) особо выделяют самостоятельность ребенка, так как она способствует развитию его личности в целом. Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, и самостоятельность нужно воспитывать именно с раннего возраста и на протяжении всего периода дошкольного возраста. Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребенка. Самостоятельность ребенка в деятельности проявляется при ее выборе и осуществлении, при постановке целей, определений и разрешении задач, при общении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается, как творческий и самостоятельный. Только тогда мы и получаем эффект развития самостоятельности у ребенка. Чтобы помочь ребенку приобрести навыки самостоятельности, нужно учитывать возрастные особенности. Проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания, потому что самообслуживание – это выработка определенных навыков, проявление организованности, а не самостоятельности.
Надо отметить, что ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов. Теперь образование в ДОУ рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребенка. На практике – это больше игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка. «Чтобы ребенок был здоровым и счастливым надо просто удовлетворять его потребности», – говорил А. С. Выготский.
Меняются функции воспитателя. Воспитатель, в свете ФГОС, не выдает информацию, а организует интеллектуальный поиск и практические действия. В. А. Сухомлинский говорил: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать». От мастерства воспитателя, его профессиональных умений зависит многое: специфика и уровень, организация игровой среды, успешность усвоения содержания образовательной программы. В своей работе по развитию у детей самостоятельности и творческого потенциала в нашей группе особое значение в первую очередь уделяется организации предметно-развивающей среды, ведь именно с нее начинается день ребенка в детском саду. Так как наш сад работает по тематическим неделям, это и определяет мою работу по насыщению среды, которая отражает основное направление детской деятельности, а также образовательных областей и их интеграцию. Организованная по теме недели предметно-развивающая среда всегда несет информацию, которая обеспечивает каждому ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеет развивающий характер и поэтому она всегда яркая, интересная, все центры активности заполняются новым материалом, игрушками, атрибутами, детской художественной литературой. Это привлекает детей, развивает их самостоятельный поиск информации, мотивирует их к познанию окружающего мира, к действию. Очень интересно наблюдать, как дети утром рассматривают информацию по теме недели (картинки, иллюстрации, плакаты, дидактические игры и др.), обсуждают ее друг с другом, делятся информацией, задают воспитателю вопросы. Происходит саморазвитие, ребенок упражняет себя в умении наблюдать, сравнивать, действовать и имеет возможность заниматься любимым делом и это все обеспечивает творческую активность ребенка и способность наиболее полно реализовать себя. Ребенок становится непосредственным участником образовательного процесса.
Следующий шаг в воспитании самостоятельности у ребенка – это развитие умений и навыков в поисковой и исследовательской деятельности. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной поисковой и исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления об окружающем мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения своего опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. И оптимальным условием для организации этой деятельности является инновационный метод проектирования, который активно используется в работе уже несколько лет (педагогический и детский проект). Исходя из своего опыта работы по методу проектов, хочу отметить, что именно эта деятельность является исходным инструментом в развитии у детей поисковой и исследовательской деятельности, в формировании у детей самостоятельности. Основой метода проекта является его направленность на результат, который получается при решении проблемы. Грамотно построенная проблема подталкивает ребенка к «добыванию» новых знаний, побуждает ребенка к действию, к самостоятельности в поиске решения задач. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают представления о различных сферах жизни. Посредством проектной деятельности у детей развиваются умения самим находить истину, умения рассуждать, умения повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Каждый ребенок становится активным участником и имеет возможность реализовать свой творческий замысел. У каждого ребенка формируется информационный инструментарий, умение работать в команде, умение выслушать различные точки зрения, и каждый ребенок имеет возможность высказать и обосновать свое мнение. При этом педагог – партнер и помощник ребенка. Поэтому и создается обстановка общей увлеченности и творчества. Очень важна систематичность проведения проектов, ведь внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования. При проведении каждого проекта использую нетрадиционные формы работы (мозговой штурм, проблемные ситуации, системный оператор, круги Эйлера, и др.). Это технологии ТРИЗ и РТВ (теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения), разработанные Г. А. Альтшулером. С применением этих технологий работа по методу проектов становится более эффективной.
Целью использования ТРИЗ в работе с детьми является развитие, с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой – поисковая активность, стремление к новизне, речевое творчество и творческое воображение. В. А. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он запущенный цветок». Очень интересно наблюдать, слышать, когда ребенок выдает нестандартное решение проблемы, анализирует, делает выводы, а другие дети дополняют своими ответами его рассуждения. Создается общая ситуация успеха, когда решение одного ребенка активизирует мысль другого, стимулирует развитие и предоставляет каждому ребенку возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. А также открывает в окружающем мире свойства, отношения, формирует умение «конструировать» эти свойства словами, предметами, знаками.
Еще одним из составляющей в формировании у детей самостоятельности в нашей группе является творчество (продуктивная деятельность). Именно в увлекательной творческой деятельности перед ребенком возникает проблема самореализации – это и определение замысла, способов и форм воплощения задуманного. Чем больше ребенок владеет навыками и приемами в продуктивной деятельности, тем больше он приобретает уверенность в себе и своих действиях, приобретает самостоятельность. Для этого организуются «творческие мастерские», посредством которых дети знакомятся со всеми техниками и приемами в изобразительной деятельности. Это традиционное и нетрадиционное рисование, все виды аппликации, лепка из всех видов материала (пластилин, глина, лепка из соленого теста), конструирование из бумаги, оригами. Чаще всего в процессе самостоятельной творческой деятельности у ребенка и происходит саморазвитие, самообучение – через подражание другим, умения которых поразило его воображение и вызвало желание действовать подобным образом. Очень важно дать возможность ребенку самостоятельно выбрать для творческой деятельности материал (Например: цвет, фон.), то есть дать возможность проявить инициативу. Ребенок не просто выполняет задание, следуя инструкциям, а самостоятельно решает проблему, итог, который ему интересен. А это и есть развитие самостоятельности, развитие личности. Ведь самостоятельность нужно не только поощрять, к ней надо готовить: заниматься с ребенком, помогать ему на первых порах во всем, постепенно доверяя ему все больше и больше.
Предпосылки развития самостоятельности складываются постепенно, и с возрастом приобретают системность и может рассматриваться как особое личностное качество. Но это при условии всех составляющих, которые применяются в работе с детьми, изложенных выше, то есть тематика недели (проекта) определяет предметно-развивающую среду, усиливается инновационными технологиями (ТРИЗ и РТВ), дополняется «творческими мастерскими». Получается хороший результат: развитие самостоятельности, творческого потенциала, способность ребенка к школьному обучению, так как вырабатывается усидчивость, умение работать по инструкции взрослого, умение удерживать внимание, умение ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, умение слушать собеседника, активно участвовать в совместной деятельности, умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Но эта работа очень кропотливая, методичная, трудная. С. А. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Поэтому нужно не останавливаться на достигнутом опыте в своей педагогической практике, а стараться искать новые инновационные методы и приемы и применять их в работе, чтобы способствовать более эффективному развитию и воспитанию детей.
Литература:
- Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский государственный Университет имени Герцена, Детство – Пресс 2002.
- Избранные педагогические сочинения (текст). Сухомлинский В. А.
- Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации под редакцией О. В. Дыбиной. Центр педагогического образования, 2008.
- Основы общей психологии (текст). Рубенштейн С. Л., 2001.
- Предметно-пространственная среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации. Нищева Н. В.: Детство – Пресс, 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).