Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности
Авторы: Петрова Надежда Васильевна, Трандина Ольга Павловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 05.03.2017
Статья просмотрена: 2013 раз
Библиографическое описание:
Петрова, Н. В. Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности / Н. В. Петрова, О. П. Трандина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11981/ (дата обращения: 16.12.2024).
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Для привлечения окружающих необходимо обращение к ним, общение.
В дошкольном возрасте круг общения детей расширяется. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, со сверстниками, взрослыми. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе: сможет сам организовать игру и пригласить — позвать взрослого или сверстников, или спросить разрешения и присоединиться к игре других детей.
Для успешного развития полноценного общения необходимо научить детей:
− умению слушать;
− умению высказываться;
− умению сотрудничать.
Начиная с младшей группы учим детей слушать и слышать речь окружающих, формируя способность к пониманию окружающей речи. А так как внимание у малышей не устойчивое, то очень выручают инсценировки потешек, песенок, сказок показанных на фланелеграфе, с помощью настольного театра, театра-рукавичек и других видов театра. Игрушки, которые «сидят» на полках, то же могут стать «героями» любой сказки. Малыши с интересом за этим вначале наблюдают, в последствии и сами принимают участие: при рассказывании уже знакомых сказок, стихов, потешек привлекаем детей договаривать окончания предложений: «Жили-были дед…». … «…да баба», «Я, колобок … (колобок), от бабушки …. (ушёл), и от тебя зайчик …. (укачусь)». Вслушиваясь в речь говорящего, ребенок следит за смысловой линией сюжета. Задавая вопрос — мы привлекаем малыша к диалогу. В младшей группе дети часто отвечают хором, не всегда правильно. В течение года проводится большая работа по формированию у детей внимания к собственной речи (что ответил — правильность ответа на вопрос, как сказал — знание грамматического строя речи), а так же умению терпеливо выслушать и других детей группы. Разучивая с детьми стихи, песни, слова «героев» сказки, театральной сценки — мы даём возможность малышу проявить себя, самостоятельно выступая перед другими. Основная черта этого возраста — подражание. Глядя, как хорошо получается у одного ребенка выступить — начинают проявлять инициативу и другие дети. Главное поддержать это, не отодвигать в сторону. Ничего страшного, что не все слова выговаривает, не весь текст знает — это можно подсказать. Ведь в этом возрасте закладываются основы проявления инициативы, самостоятельности, желания использовать собственную речь для поддержания общения.
Большую роль в обучении навыкам общения в этом возрасте имеют «игры с куклой». В гости приходит кукла: с ней нужно и поздороваться, спросить «как зовут», пригласить попить чаю, поиграть, порисовать и т. д.. Привлекая детей произнести эти фразы, учим детей общению, чтобы потом, играя, и с куклой могли повторить эти действия, и к другому ребенку обратиться.
Обучая детей обращаться с просьбой, отвечать на вопросы, необходимо научить малышей находить повод для общения с другими людьми. Важно, чтобы ребенок научился делиться своими впечатлениями — это должно стать его потребностью. Пусть он с удовольствием рассказывает, как и во что играл, что видел по дороге в детский сад, как провел дома выходные. Такие разговоры сначала возникают по инициативе взрослого. Но если их проводить постоянно, например, в утренние часы приёма или на прогулке, — то постепенно дети сами становятся инициаторами своих рассказов.
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим, предметами ближайшего окружения дают возможность значительно пополнить словарный запас детей: существительными (кукла, яблоко, собака и т. д.), знанием обобщающих слов (игрушки, фрукты, животные и т. д.), прилагательными (обозначающими цвет, форму, качество и т. д.), глаголами. Пополняя свой запас слов, дети получают возможность отвечать на вопрос более полным предложением, учатся отгадывать загадки, самостоятельно задавать вопросы, составлять небольшой рассказ-описание предмета, природного явления, — то есть у детей появляется больше речевых возможностей в умении самостоятельно высказать свою просьбу, свое предложение, свою идею.
Организуя сюжетные игровые ситуации с куклой, инсценировки по сказкам, потешкам, всегда обращаем внимание на нравственную сторону: кукле Даше понравилось у нас, она говорит нам «спасибо», игрушки «расстроились», что случилась авария — как их утешить, как им помочь?» Читая сказки, рассказы, — задаем вопросы о «героях» этих произведений, об их поступках: хорошо это или плохо, можно так делать или говорить. Получая представление о нормах и правилах поведения, ребенок учится выстраивать отношения со сверстниками, взрослыми, ориентироваться в общественной жизни. В младшем дошкольном возрасте закладываются основы культуры общения. В сюжетно-ролевых, играх-драматизациях идет обучение, закрепление культурного общения. Пришли в «магазин», «больницу», «почту» — нужно поздороваться. «Прибежал зайчик в теремок» — постучал, спросил: «Кто в теремочке живет?», т. е. не сразу зашел в домик.
В младшем дошкольном возрасте дети играют в основном по одиночке, сосредоточившись на своих игрушках. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка. Поэтому очень помогают хороводные игры, где дети действуют одновременно и одинаково, им приходится брать друг друга за руки (иначе «карусель» не получается, «пузырь» лопается). Общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения. В таких играх дети запоминают имена друг друга («Кто позвал тебя, узнай»), хвалят («Кто у нас хороший»), обращают внимание на действие («дружно вместе делаем вот так!»). Участвуя в таких совместных играх, дети пробуют строить общение и в свободной деятельности. Играя с детьми в настольно-печатные игры, учим детей договариваться о правилах игры, принимать цель, соблюдать очередность действий, вступать в общение. Совместная игра формирует у ребенка такие качества, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение, т. е. учит сотрудничеству.
Предлагаем вашему вниманию проект: «Что за прелесть эти сказки!», целью которого является: формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, посредством народных сказок. Что же послужило актуальностью данного проекта? Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится воспринимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Ни для кого не секрет, что в современном обществе снижается статус чтения. На смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Можно увидеть, что родители окружают детей вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и возможностями. Однако традиционным в действиях взрослых является лишь говорение с малышом на родном языке, родители все реже поют колыбельные песни, читают детям народные сказки. В такой ситуации детский сад становится местом, где через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Именно через народную сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка — это педагогический опыт и творческий гений народа.
Определив, актуальность выбранной темы проекта выделили следующие задачи:
− формировать у детей запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию, как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;
− развивать инициативность, самостоятельность и творчество детей, а так же прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;
− пробудить у детей интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей.
Тип проекта: творческо-информационный, групповой, кратковременный
Этапы работы над проектом:
Ориентировочный:
− аналитический обзор литературы по проблемам развития детей посредством русских народных сказок;
− анализ предметно-развивающей среды в группе;
− выявление понимания и оценки детьми образов народных сказок.
Моделирующий:
− создание творческой группы родителей и планирование ее работы;
− ознакомление с проектной идеей родителей и их детей;
− составление совместного детско-родительского проекта на тему: «Что за прелесть эти сказки!»
Деятельностный:
− знакомство родителей воспитанников со спецификой работы по ознакомлению детей с национальной культурой посредством ознакомления детей с народными сказками;
− обеспечение материальной части проекта (привлечение родителей к совместному с детьми изготовлению атрибутов, костюмов к народным сказкам);
− создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, включающей в себя:
Музей сказочных предметов «Бабушкин сундучок» (сказочные экспонаты: поделки изготовленные в сотворчестве взрослых и детей по мотивам народных сказок).
Театрально-игровой уголок пополнился новыми видами кукольного театра.
Организован уголок по социально-коммуникативному развитию: «Хочу все знать и все уметь».
В мини-музей кукол народов мира вошли пособия по краеведению.
Мини-библиотека «Наши любимые книжки».
Весь материал, используется в непосредственной образовательной деятельности, совместной, в самостоятельной деятельности детей, что позволило в течение года организовать разные виды деятельности с детьми.
Во время реализации проекта: «Что за прелесть эти сказки» осуществлялось взаимодействия с семьями воспитанников.
Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуре;
«В мастерской сказок» встреча детско-родительского клуба с целью изготовления атрибутов к театральной деятельности детей;
Наглядная информация: «Читаем вместе с детьми», «Театр и ребёнок», с целью вызвать у родителей интерес, приобщения детей к художественной литературе,
Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей на тему: «Мир сказок глазами детей».
Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют формированию инициативности, самостоятельности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для дошкольного возраста личностных качеств.
Литература:
- Андреев Н. П. Русский фольклор [Текст] / Н. П. Андреев. М., 1938.
- Аникин В. П. Русская народная сказка [Текст] / В. П. Аникин. М., 1977.
- Афанасьев А. Н. Народные русские сказки [Текст] / А. Н. Афанасьев. – В 3-х т., т. 1. М., 1957.
- Ведерникова Н. М. Русская народная сказка [Текст] / Н. М. Ведерникова. М., 1975.
- Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности [Текст] / А. А. Гусейнов. М., 1974.
- Запорожец А. В. Неверович, Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. М., 1986.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психологическое развитие дошкольника [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. М., 1998.
- Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А. Д. Кошелева. М., 1985.