Развитие самостоятельности детей через режимные моменты
Авторы: Корнеева Елена Вячеславовна, Кизицкая Виктория Ивановна, Колосова Лариса Николаевна, Соколова Татьяна Антоновна, Самохвалова Ксения Михайловна, Ерёмина Наталья Игоревна, Петряева Елена Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 06.02.2019
Статья просмотрена: 1505 раз
Библиографическое описание:
Развитие самостоятельности детей через режимные моменты / Е. В. Корнеева, В. И. Кизицкая, Л. Н. Колосова [и др.]. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14831/ (дата обращения: 17.12.2024).
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т. к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Самостоятельность — личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.
Самостоятельность — способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности — это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, необходимо создать условия для проявления этой самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи, закрепить эти навыки в самостоятельной детской деятельности: игровой, двигательной, самообслуживании, познавательной, изобразительной.
Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении с взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.
При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей. Ребята получают положительные эмоции от самостоятельной деятельности и приобретают новые знания о свойствах предметов и связях между ними. Эту среду организует педагог, а дети свободны, выбирать способы действия в её условиях.
В нашем ДОУ осуществляется поощрение самоконтроля дошкольников, внимание детей направлено к своему внешнему виду, стремлению быть аккуратными.
В ДОУ, созданы все условия для развития самостоятельности. Во время проведения режимных моментов, мы стремимся вызывать у ребенка только положительные эмоции:
− например, в процессе умывания ребенок с большим удовольствием будет мыть руки, если из крана течет теплая вода приятной температуры,
− лучше будет намыливать руки, если ему предложить мыло необычной формы, цвета, с приятным запахом;
− старательнее будет вытирать руки, если ему дать красивое полотенце;
− во время умывания читаем потешки о воде («ах вода, вода, вода», «водичка-водичка», «кран откройся» и т. д.), показываем сказочному персонажу или кукле как надо правильно мыть руки.
Дети с удовольствие слушают сказки К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», А.Барто «Девочка чумазая».
Формируя навыки самообслуживания (надеть и снять кофту, завязать шарф, правильно держать ложку и т. д.). Сначала мы наглядно показываем детям способы их выполнения. Дети наблюдают за показом этих действий сначала в замедленном темпе. Если у ребенка не получается сразу следовать образцу, показываем, как сделать лучше, пытаемся объяснить рациональность действий (например, чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в гармошку).
Все обучающие действия очень важно сопровождать вопросами, направляющими внимание ребенка на их необходимость и способ выполнения: почему пуговки нужно застегивать, а шнурки завязывать и т. д. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой («Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет») мы закрепляем знания о последовательности в одевании, раздевании, умывании.
Также мы используем специальные дидактические упражнения с пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания); упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами).
Развивая самостоятельность, мы стараемся как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опираемся на поощрения и похвалу. Психологи, отмечают, что чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости, поэтому по отношению к детям чаще применяем положительную оценку.
Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности
Очень важно поддерживать все попытки детей к самостоятельным действиям. Если малыш говорит: «Я сам» — и пытается снять развязанные ботинки, надо подбадривать ребенка, незаметно помогая стянуть ботинок с ноги. Дети стараются из-за всех сил: приятно самим что-то сделать, приятно услышать слова одобрения, увидеть свои возможности, почувствовать умелость.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Наши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, добиваться результата.
В своей работе мы ежедневно проводим беседы — например «Осенняя и зимняя одежда». Обговариваем сходство и различие. Загадываем про зимнюю одежду («Две сестренки, две плетенки Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять — так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять». и пр.)
− Беседа «Все мы дружим с чистотой», о необходимости убирать мусор, образующийся в процессе игры и из деятельности. Объяснить значение пословицы «Мусор — это то, что лежит не на своем месте. Развивать трудовые навыки детей позитивное отношение к ним.
− Беседа «Праздничная одежда». Расспросить детей, чем праздничная одежда отличается от повседневной. Закрепить представление о понятии «Одежда». Вызвать желание бережно относиться к одежде, быть красивым и опрятным.
Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.
В заключении хочется отметить, что режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности.
Сам по себе режим дня оказывает социализирующее влияние на дошкольника. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». № 1155 от 17.10.2013г.
- Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей — Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
- Гомозова Ю. Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», Ярославль: «Академия развития», 1999 г.;
- Козлина А. В. «Уроки ручного труда. Конспекты занятий» М: «Мозаика-Синтез» 2006;
- Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 — № 6.
- Кошелев В. М. Художественный и ручной труд в детском саду, М: «Просвещение», 2002 г.;
- Крулехт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир», Методическое пособие Санкт-Петербург: «Детство-Пресс» 2002г;
- Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ — М.: Центр педагогического образования, 2008г.
- Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
- Бабосов Е. М. Социология: Энциклопедический словарь / Предисл. Г.В.
- Осипова. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 480 с.
- Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей — Российский гос.Пед. Университет имени Герцена, СПб: Детство-пресс,2000.-192с.
- Камерина Н. Деловое построение развивающей среды//Детский сад. Управление.2003.-№ 2.-с.5.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. К 59 Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с.
- Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ — М.: Центр педагогического образования, 2008г.