Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Автор: Кирпач Александра Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 15.11.2017
Статья просмотрена: 3321 раз
Библиографическое описание:
Кирпач, А. А. Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности / А. А. Кирпач. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13297/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современном мире в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям XXI века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения. Именно дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующий самовыражению, самоутверждению личности. [6]
В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетных. [1]
В последнее время дети ограничены в получении собственного опыта, так как взрослые лишают детей свободы выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Задержка в развитии самостоятельности приводит к появлению детского непослушания, для которого нет видимых мотивов, а также вредной привычки ждать помощи от окружающих.
Что означает понятие инициативность и самостоятельность?
Самостоятельность — это положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. [5]
Инициатива — проявление творчества в деятельности, внутреннее побуждение к ее новым формам. [5]
Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки. [7]
Одна из распространенных точек зрения заключается в том, что самостоятельность рассматривается как высший уровень развития мышления, который характеризуется умением видеть объективно важную проблему и умением решить ее (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, М. И. Заболотнев и др.). [4]
Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев). [2]
По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. [3,9]
Исследователи отмечают, что детская творческая деятельность универсальна, пластична (В. В. Давыдов), инициативна, «бескорыстна» (Н. Н. Поддьяков), «избыточна» (В. А. Петровский) синкретична (Н. А. Ветлугина, Л. А. Парамонова, О. С. Ушакова). В раннем дошкольном возрасте принципиальное значение для развития деятельности имеет практическое экспериментирование (Е. А. Флерина, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова и др.). [3, 10]
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом высшей формой самостоятельности детей является творчество. [3, с. 104]
Итак, в настоящее время в методике изобразительной деятельности сложилась определенная система методов и приемов. Главная направленность этой системы — на развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать интерес к изобразительной деятельности, к овладению средствами и способами выразительных образов. [3, с. 105]
Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность, стремиться к достижению цели без помощи взрослых.
За годы своей работы в детском саду я обратила внимание, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Через систематические наблюдения строю свою деятельность на развитие инициативности и творчества детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие инициативной личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
В процессе творческой деятельности моя роль, как педагога, создать условия для самостоятельного экспериментирования с материалами, освоения новых способов рисования, создания образов, где делают «открытия», стремятся получить новые знания.
Развиться самостоятельной изобразительной деятельности помогает собранная мною огромная тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и других настольных игр, многообразие изобразительного материала, которые находятся в доступном для детей месте.
Большую роль в моей работе играет применение нетрадиционных техник рисования. Также помогает детям проявлять инициативу доска выбора, на которой они самостоятельно выбирают, каким материалом они будут осуществлять свой замысел.
С целью совершенствования процесса умственного развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников. Мною созданы различные тематические презентаций для детей, которые помогли мне интереснее сообщать детям новые знания об объектах или явлениях — «Времена года», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Наш поселок», «Зимние забавы», «Зимушка-зима», а также интерактивное пособие «В гостях у веселого карандаша», компьютерная игра «Смешивание красок».
Специфика моей работы с детьми — не направлять ребенка шаг за шагом, а помочь ему почувствовать, поразмыслить сделать для себя открытие. При умелой помощи взрослого дети учатся самостоятельно видеть красоту в жизни, придумывать тему предстоящего изображения, выбирать материал для создания образа. Организовываю изобразительную деятельность так, чтобы занятия у детей вызывали позитивный настрой, желание творить, экспериментировать.
Развивая инициативу и самостоятельность у детей, мы развиваем воображение, фантазию, интеллектуальные способности, творческую активность.
Конкретно навыки самостоятельных действий заключаются в том, чтобы, уметь без посторонней помощи продумывать замысел и уметь его самостоятельно его осуществить, находить изобразительно-выразительные средства для его создания, последовательно воплощать задуманное, управлять своими действия в различных видах художественной деятельности, действовать в новых ситуациях, находить для передачи образа приемы и средства изображения. Чем богаче впечатления, получаемые ребенком, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность. [8]
Я считаю, что моя роль в развитии детской самостоятельности существенна, так как моя деятельность наполнена новым содержанием, принципом, методическими идеями, направленными на развитие творческой устремленности, инициативы, вдохновения.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
- Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей — Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
- Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология»/ Т. Г. Казакова. — М.Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
- http://www.dslib.net/
- Основы Духовной Культуры (Энциклопедический Словарь Педагога) http://didacts.ru/slovari/osnovy-duhovnoi-kultury-enciklopedicheskii-slovar-pedagoga-.html
- http://studbooks.net/1861227/pedagogika/vvedenie
- http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie
- https://infourok.ru/samostoyatelnaya-izobrazitelnaya