Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии детского творчества заключают в себе изобразительная деятельность в сочетании с разными образовательными областями…
И. В. Буланова
Социально — экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольным учреждением, да и перед нами педагогами встает важная задача развития творческого потенциала, начиная с дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребёнка. Педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способностей к творчеству в дошкольном возрасте — это залог будущих успехов. Эстетическое воспитание — сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. В. А. Сухомлинский писал, что «Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель окружающего мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка».
Все дети изначально талантливы. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит нереализованными в будущей жизни. Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации становится чуть ли не самым главным вопросом для современного человека.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления. Ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Желание творить — внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью.
Проблема развития творческого воображения является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения. Педагог должен развить навык у детей видеть весь предмет целиком, а также его детали, характерные и индивидуальные его особенности. Таким образом, воображение — это ведущий компонент художественно-творческой деятельности в дошкольном возрасте. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия.
Рисование — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Рисование — это не только забава, но и творческий труд. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально — волевой сферы.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Мы стараемся обогащать и уточнять восприятие ребенка, а не «навязываем» готовые темы.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Желание творить — внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью.
Работая над этой темой, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками. Потому что я столкнулась с такой проблемой, как дети затрудняются рисовать, им кажется, у них ничего не получится. Это связано с тем, что навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватает уверенности и самостоятельности в себе. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Наступает время открытий, и карандаши, краски, фломастеры становятся настоящим источником чудес. Можно развивать умение у детей рисовать с помощью соли и клея, воздушных красок, на фольге, красками в пакете, познакомить детей с техникой рисования эбру. При использовании различных средств можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности. Рисование необычными способами, использование при этом средств, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывает у детей лишь радостные эмоции. Дети с большим желанием рисуют, творят и придумывают что-то новое сами.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что поднимает к еще одному уровню развития воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Для этого в нашей группе созданы все условия с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, зубные щетки, соль, фольга, пена для бритья. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на нод, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы. В уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяет дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности. Важным условием для развития изобразительных навыков и художественного развития является сотрудничество семьи и детского сада. Для родителей я предлагаю информацию, например: «У меня в руках карандаш, творящий чудеса…», «Я отправлюсь в путешествие в страну Радуги…» они помогают родителям понять важность этого вида деятельности. Проводила мастер — классы: «Весенняя фантазия», «Рисуем без кисточки», что позволило родителям наглядно увидеть, как организовать процесс рисования с детьми. Таким образом, рисование — один из важных видов детского развития. Оно помогает развитию таких качеств, как восприятие, образное мышление, воображение. Рисование доставляет детям радость, создавая положительный настрой. Все дети любят рисовать — ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром. Изобразительная деятельность помогает ребенку стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет ему проявить творческие способности. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, исследовать, а самое главное, самовыражаться.
Развивая воображение в процессе рисования у детей дошкольного возраста возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов; образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Поэтому эту работу надо продолжать и совершенствовать.
Литература:
- Вербенец. А. М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод. Пособие/научн. Ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: Детство-Пресс; М.:Сфера,2012.-352с.
- Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» Психологический очерк. Книга для учителя, Москва, «Просвещение», 1991 г.
- Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки» /И. А. Лыкова.- М.: Карапуз — дидактика, 2007. — 144с.
- Леонова, Н. Н. Художественное творчество. Опыт освоения образовательной области по программе «Детство»: планирование, конспекты. — Изд. 2-е, перераб.- Волгоград: Учитель, 2017. — 291 с.
- Комарова Т. «Детское изобразительное творчество: что под этим понимать?», ж-л «Дошкольное воспитание» 2005 г. № 2.
- Кравцова Е. «развитие воображения», ж-л «Дошкольное воспитание» 1998 г. № 12.