Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей
Автор: Родина Наталия Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 29.11.2018
Статья просмотрена: 446 раз
Библиографическое описание:
Родина, Н. Н. Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей / Н. Н. Родина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3763/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Творчество является постоянным спутником детского развития. Лучшим средством для развития способности к творчеству является деятельность».
Л. С. Выготский.
Дошкольное образование — первая, уникальная ступень в единой непрерывной системе образования (Закон «Об образовании» от 01.09.2013г.). Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребенка, раскрывается его творческий потенциал, формируются базовые представления детей.
Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
Многие ученые, педагоги, психологи пробуют по-новому оценить традиционные подходы к развитию творчества у детей дошкольного возраста. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают» и обогащают. В результате поисков и открытий детская деятельность становится все более свободной, радостной и успешной.
Что же включают в себя творческие способности? Они включают в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д.
Творчество — высшая форма психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. Масштаб творчества может быть различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового (А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская).
А. Н. Леонтьев, изучая сущность детского творчества, отмечал, что творчество — один из существенных показателей развития личности, а воображение — основа творческой деятельности. «Воображение — это начало творения. Вы воображаете себе желаемое, внушаете себе то, что вообразили и, наконец, творите то, что внушили» Джордж Бернард Шоу. Все великие люди достигли успеха в своей жизни благодаря силе воображения. Они стали великими, потому что дерзнули вообразить себе свои грандиозные достижения. Если ваш ребенок активно использует свое воображение, то он потенциальный гений, поскольку все творческие люди одарены богатым воображением. Показатель творчества — оригинальность.
С. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерство в детской руке, тем умнее ребенок». Он также подчеркивал, что в детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.
Могу с уверенностью сказать, что наше дошкольное учреждение шагает в ногу со временем. Действительно, наш детский сад — это целая научная лаборатория по поддержке и развитию воспитанников, их творческого потенциала и первая ступень непрерывного образования. Опишу лишь небольшую часть работы по этому направлению.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий:
- Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
- Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
- Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка " своих возможностей.
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д.
- Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
- Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Кроме создания благоприятных условий для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями, в нашем детском саду, ведется целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.
Для этого мы используем авторские программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок по данной теме. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс «Развитие Творческого Воображения» (РТВ), в основе которого лежит теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей.
В современном мире при нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Высокопрофессиональный педагог должен идти в ногу со временем и владеть всеми новыми информационными методами и приемами, осваивать технологии интерактивного пространства, активно применять в работе с детьми. «Высокий профессионализм — обращенное в профессию творчество» Гинсбург Л.
Воспитание молодого поколения требует от воспитателей и педагогов соответствовать новому времени, профессионально расти. Наше образовательное учреждение активно участвует во многих проектах, в том числе и в городском сетевом проекте «Организация и применение интерактивного пространства ДОУ как средство реализации ФГОС ДО».
Дошкольное учреждение имеет ресурсы для применения ИКТ в образовательной деятельности (интерактивная доска, веб-камера, проектор, ноутбуки и т. д.). Для работы в интерактивном кабинете составлено расписание. Воспитатели всех групп активно используют кабинет для проведения занятий с детьми. Интерактивное пространство расширяется с каждым годом. Педагогами нашего детского сада, и мною в том числе, была разработана база дидактических интерактивных игр, направленных на развитие дошкольников по всем видам детской деятельности, которые позволяют развивать компетентности, творческий потенциал воспитанников, повышают уровень познавательной активности.
Образовательная деятельность в интерактивном кабинете особенно нравится моим воспитанникам. Многие темы ООД по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» я провожу с использованием интерактивной доски: «Художники пейзажисты», «Что такое натюрморт», «Художники анималисты, кто они?», «Поющая птица» и т. д.
Мультимедийные ресурсы позволяют мне доступно и интересно проводить образовательную деятельность с детьми по познавательному развитию: «Подводный мир», «Обитатели леса», «Пернатые друзья», «Грибное царство», «9 мая — день Победы!» и т. д. С огромным удовольствием ребята играют в интерактивные дидактические игры, которые способствуют развитию их мышления. Творческая деятельность развивает память, мышление, мелкую моторику рук. Ребенок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает.
Творческие способности своих воспитанников я развиваю не только в специально организованной, но и в свободной деятельности. «Творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов» Л. С. Выготский.
Нетрадиционные техники рисования, проводимые мною, вносят разнообразие в изобразительную деятельность и предоставляют ребенку большешансов длясамовыражения:«Рисование пальчиками и ладошкой», «Набрызг», «Кляксография», «Печатка», «Тампонирование», «Монотипия», «Рисунок жесткой кистью», «Цветные ниточки», «Рисование восковыми мелками», «Граттаж», «Рисунок на ткани», «Знакомая форма — новый образ» и многое другое. В целях развития воображения и творчества предлагаю детям изобразить: свое настроение, свою мечту, музыку, запах, себя, семью, друзей, что-то загадочное и волшебное (несуществующее животное, фантастическое растение и т. д.).
Использование разных способов рисования дарят ребенку радость творчества,осознание авторского голоса. При этом дети могут быть не только разного возраста, но и иметь разные стартовые возможности.
С учетом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Игровая деятельность — поистине удивительный феномен детского периода жизни. Она является средством познания окружающего мира, обучения, развития творчества и отдыха детей.
Игровые технологии позволяют реализовать принцип активного участия детей, который даёт дошкольникам возможность мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и механизмы саморазвития. Игра рождает переживания, связанные с пробой собственных сил и самоутверждением, поэтому, несмотря на условность игровой ситуации, она является эффективным средством обогащения жизненного опыта. Мои воспитанники играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно–ролевые, строительные, музыкальные, игры — драматизации, игры — пантомимы и т. д. А играть можно не только в группе, но и на участке во время прогулки, где дети проявляют наибольшую самостоятельность. И главной задачей педагога является стимулирование творческой активности воспитанников. Я предлагаю детям ситуации: путешествия, «превращения» в кого-либо или во что-либо (например: в птицу, лисичку, берёзку, облачко). Можно предложить детям поиграть в игру пантомиму «В царстве цветов», где каждый ребенок берет на себя роль любимого цветка. Используя мимику, жесты, пластику собственного тела я предлагаю детям передать образ цветка: весёлого, печального, задумчивого....
Летняя пора не обходится без традиционных и любимых игр детей с влажным и жидким песком — строительства сложных и крупных построек: городов, дворцов, бассейнов и многого другого. Очень любят играть дети с водой на участке, ветряными вертушками, в подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Экспериментирование — основа творческой фантазии детей. Для этого создаются условия работы с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. В процессе деятельности используются самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, зубные щетки, расчески, поролон, парафиновые свечи, ватные палочки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Родители моей группы принимают активное участие в организации интересного отдыха детей. Вот и пригодились старые обои. И на участке появилась дорожка из отпечатков рук и ног детей. Добавим фантазии и наши отпечатки стали превращаться в деревья, животных, птиц, бабочек, рыбок и т. д. В своей деятельности дети используют ватные палочки, поролон, пластилин, остатки самоклеющейся бумаги, фигурки для печатания и вот получилась интересная необычная страна. Затем дети обыгрывают то, что нарисовали. Получилась интересная сказка! Движениями дети изображают животных и птиц, мимикой — добро и зло. Получилась необычная игра — импровизация, которую мы придумали с детьми вместе. Такие игры развивают фантазию и творчество детей, их артистические способности, пластику.
А вы пробовали рисовать водой? Фантазия детей безгранична. Брызгались водой из пластиковых бутылочек и вдруг… дети стали рисовать круги, овалы, простые формы, которые перешли в более сложные изображения: птиц, зверей, людей, машин и т. д. Но вода на асфальте быстро высыхает и рисунок исчезает. Решили в воду добавить краску. В одну бутылочку — красную, в другую — желтую и так далее. И вот рисунок стал разноцветным и дольше сохранился.
Играем на асфальте, а солнце отбрасывает тени. Они особенно хорошо видны в солнечный летний день. Мы не обращаем на тень внимания, она серая и незаметная, всегда рядом с тобой, то впереди, то сзади, то сбоку. Но ведь и с ней можно играть! Сделать её яркой, веселой, озорной!
Попробуем, пофантазируем?! И мы решили, попробовали и тени «ожили»! Сначала двое детей обрисовали тени друг друга, в смешных позах, мелом. Один из них разукрасил тени цветными мелками, а другой подкрашенной водой из пластиковой бутылочки. Получились две цветные тени — клоуны. Дети начали играть в клоунов. Затем к их игре присоединились другие ребята. Появились тени акробатов, силачей, гимнастов, танцовщиц на канате и т. д. Закончив веселое, необычное рисование, дети с интересом обыгрывают свои изображения, и получается целое цирковое представление, сопровождаемое музыкой. При этом дети меняются ролями. Детям очень интересно обрисовывать тени и придумывать разные позы. А что, если соединить две разные тени? Ух, ты…получилась коллективная работа, а если добавить несколько деталей, то получится целая картина. Предлагаем вам перечень некоторых игр на участке с детьми: «Танцоры», «Клоуны», «Фантастические животные», «Сказочный дворец» (две команды), «Спортсмены» и т. д.
Такие игры и развлечения способствуют развитию творчества и фантазии детей. Дошкольник — прирожденный исследователь. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что творчество влияет на формирование личности ребенка и тесно связано с развитием таких психических процессов, как воображение, восприятие, мышление. В основе самостоятельного творчества ребенка лежит экспериментирование и поисковая деятельность, которые направлены на преодоление проблемных ситуаций.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, необходимо подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. В заключение предлагаю несколько полезных советов для родителей, которые помогут развивать фантазию, воображение и творчество детей; сделают их воспоминания о детстве яркими и счастливыми:
– Пускать солнечные зайчики.
– Наблюдать, как прорастают семена.
– Вместе скатиться с высокой ледяной горы.
– Принести с мороза и поставить в воду ветку.
– Смотреть на звезды.
– Заштриховывать монеты и листья, спрятанные под бумагой.
– Дырявить льдинки под струей воды.
– Приготовить жженый сахар в ложке.
– Вырезать различные бумажные гирлянды.
– Плести венки.
– Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
– Сделать брызгалку из бутылки и устроить сражение.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Сухомлинский В. А. Помните, что развитее творчества обеспечивает успех вашего ребенка по жизни.
Литература:
- Аллаярова И. Е. Симфония красок. — М., 2007.
- Асмолкова В., Чернова Т. Рисуем песком. Для старшего дошкольного возраста// Дошкольное воспитание.- 2013 — № 5 — с. 79.
- Белоскова С. Коллективные композиции с использованием разных техник// Дошкольное воспитание.- 2013 — № 6 — с.65.
- Бондарева Н., Петропавловская Н. «Белые фантазии». Для детей подготовительной к школе группы// Дошкольное воспитание.- 2013-№ 1 — с.68.
- Бутенко Н. Полихудожественные проекты как форма сотворчества педагога и ребенка// Дошкольное воспитание. — 2013 — № 11 — с. 35.
- Ваганова Н. А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала у старших дошкольников. // Одаренный ребенок. –2008. — № 5. — С. 36.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования. — М., 2007.
- Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности.// Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3. — С. 21.
- Иванова И. и др. «Музыка и краски». Старший дошкольный возраст.// Дошкольное воспитание. — 2013 — № 4. — с.55.
- Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные техники.- М., 2008.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и пи педагогов. — М., Мозаика-Синтез, 2005.
- Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. — Минск, 2000
- Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128с.
- Кудрявцев В. Феномен детской креативности. // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 5. — С. 71.
- Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности. — М., 2009.
- Лыкова И. А. Летняя мастерская. Время развивать воображение. // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 7. — С. 79–88.
- Лыкова И. А. Экспериментирование в детском художественном творчестве. — М., 2003.
- Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. — М., АСТ; СПб. Сова, 2006.
- Озерова, О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. — Ростов на/Д., 2005.
- Прохорова Л. Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. — М., 2007.