Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пчелина, Н. В. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности / Н. В. Пчелина, Ю. В. Карих, И. И. Гончарова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/370/15809/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования изобразительной деятельности в развитии творческого воображения старших дошкольников.

Ключевые слова изобразительная деятельность, творческое воображение, рисование, монотипия, набрызг, кляксография, ниткография, фроттаж.

Современный этап социально-экономического развития нашей страны требует от человека не только обладания профессиональными знаниями, но и творческого начала. Решение современных вопросов, разработка высоких информационных технологий становятся возможными лишь при наличии творческого воображения.

Творческое воображение, является одним из компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового. Творческое воображение — это создание новых образов, представлений, воплощающихся впоследствии в произведения. По мнению О. М. Дьяченко «воображение — основа любого творчества, и можно предполагать, что существуют некоторые законы, по которым оно развивается и проявляется, общие для всех видов творческой деятельности» [2, с. 49].

Творческое воображение старших дошкольников имеет свои особенности, в том числе: подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного, избитого решения; создание нового, оригинального произведения; придумывание разных вариантов одной и той же темы. Л. А. Венгер указывал, что «эти особенности и определяют уровень творческого воображения. Образы и представления детей-дошкольников гибки и динамичны, что позволяет ребенку старшего дошкольного возраста вычленять разные свойства этих образов, переносить их на другие образы, создавать новые образы» [1, с. 32]. В связи с этим, важнейшей педагогической задачей современности является развитие творческого воображения.

Изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Т. С. Комарова подчеркивает: «В старшем дошкольном возрасте закладывается основа для деятельности, благодаря которой происходит развитие творческого воображения. В этом возрасте, дети способны к созданию образа, с помощью фантазии создаются конструкции, новые идеи для рисования. Продукты творческой деятельности отличаются индивидуальностью, а также оригинальностью и неповторимостью образов. Детям старшего дошкольного возраста характерна активность, комментирование происходящего, любопытство, нескончаемые вопросы: «Зачем?», «Почему?» [3, с. 13].

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления. Ребенок создает новое, оригинальное, проявляя творческое воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Практическая часть исследования по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности проводилось на базе МБДОУ «Лукоморье» г. Черногорска. Общая выборка исследования составила 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 дошкольников в экспериментальной группе и 20 дошкольников в контрольной группе. Для выявления исходного уровня развития творческого воображения дошкольников были использованы методики: «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко) [2] и «Преврати кружок в предмет» (Т. Д. Марцинковская) [4].

Полученные первоначальные данные позволили сделать вывод о том, что уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста является недостаточным. Это обусловило необходимость внедрения в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования изобразительной деятельности в развитии творческого воображения старших дошкольников.

Как на занятиях по изодеятельности, так и в совместной работе с детьми, были использованы нетрадиционные техники рисования. Мы познакомили детей с техникой монотипии: наносили рисунок на гладкую поверхность, затем переносили его на чистый лист бумаги и надавливали на него руками. В результате получали неповторимые и уникальные оттиски, напоминающие очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. Дети дополняли полученные оттиски деталями, получая знакомый предмет.

Детям была предложена техника набрызг. Для рисования дети использовали акварельные краски или гуашь, зубную щетку и стеку, плоскую палочку, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору). Дети держали щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводили стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги летели на бумагу и помогали преобразить рисунок. Например, добавляли снег в зимнем пейзаже.

Детей очень заинтересовала техника кляксографии: они макали кисть в разведенную краску и брызгали на лист бумаги. Затем брали трубочки и дули через нее на разноцветные капли краски, которые превращались в кляксы. Затем полученные кляксы дети дорисовывали, превращая в законченные образы. С помощью этого приема получались оригинальные изображения деревьев, животных, сказочных и фантастических персонажей.

Дети освоили технику рисования при помощи различных оттисков: пробкой, поролоном, ластиком, воздушным шариком, катушкой из-под скотча, из разрезанной соломинки, мятой бумагой, спичечным коробком, из деталей конструктора лего. Например, оттиски из разрезанной соломинки получали следующим образом: соломинку разрезали на лучики, опускали в мисочку с подготовленной гуашью и затем делали оттиск на листе бумаги.

Мы познакомили детей с техникой фроттаж: под чистый лист клали фактурный объект, а затем карандашом совершали штрихообразные или натирающие движения. В результате получались рисунки-отпечатки. Дошкольникам очень понравилось искать новые необычные фактурные предметы, которые можно задействовать в рисунке.

Особый интерес у детей вызвала техника ниткографии. Дети набирали краску на нитку с помощью кисти: нить опускали в краску, произвольно укладывали нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги. После того, как смоченная краской нить уложена, накрывали вторым листом. Оба листа плотно прижимали друг к другу рукой, а нить вытягивали за конец. В результате получались две зеркальные копии с замысловатыми рисунками, которые в последствии дети дорабатывали по своему желанию.

Были созданы условия для развития творческих проявлений детей всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Предметно-пространственная среда группы детского сада была пополнена различными материалами для изобразительной деятельности. Мы наполнили предметно-пространственную среду группы детского сада различными материалами для изобразительной деятельности. В доступе для детей расположили стаканчики для карандашей, соответствующие цветам радуги, разместили коробочку с трафаретами, сделанными из тонкого, цветного пластика. Карандашницу сделали из одинаковых коробочек из под крема, склеенных между собой и обклеенных самоклеящийся бумагой. Обклеили разные коробочки, в которых находится разнообразный материал для изобразительного творчества с детьми: лекала, геометрические формы, силуэты. В группе расположили доску для рисования мелом.

Большое внимание было уделено взаимодействию с родителями детей: их знакомили с приемами развития творчества дошкольников в разных видах детской деятельности. В уголок для родителей разместили консультации: «Учите детей изображать!», «Роль изобразительной деятельности в развитии личности дошкольника», «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Для родителей были проведены мастер-классы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования.

Согласно анализу показателей контрольного эксперимента, можно прийти к заключению, что у детей экспериментальной группы при внедрении педагогических условий использования изобразительной деятельности в развитии творческого воображения наблюдается положительная динамика, что является подтверждением выдвинутой гипотезы.

Таким образом было выявлено:

  1. Творческое воображение детей дошкольного возраста понимается как создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
  2. В старшем дошкольном возрасте творческое воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию, ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов.
  3. Изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Она оказывает положительное влияние на этот процесс, если в процессе рисования с детьми используются многочисленные нетрадиционные техники рисования, а предметно-пространственная среда группы пополняется различными материалами для изобразительной деятельности детей.
  4. Исследование показало, что созданные условия позволили повысить уровень развития творческого воображения у детей экспериментальной группы, что позволяет говорить об эффективности проведенной работы и ее положительных перспективах.

Литература:

  1. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления [Текст] / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. — Москва: Дрофа, 2010. — 246 с.
  2. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника: [методическое пособие для воспитателей и родителей] / О. М. Дьяченко. — Москва: Норма, 2008. — 104 с.
  3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий [Текст] / Т. С. Комарова. — Москва: Мозаика-синтез, 2011. — 130 с.
  4. Марцинковская Т. Д. Психодиагностика детского развития [Текст]: учебное пособие / Т.Д, Марциновская. — Москва: Солитон, 2010–223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческое воображение, изобразительная деятельность, ребенок, старший дошкольный возраст, детский сад, творческое воображение детей, нетрадиционная техника рисования, педагогическое условие использования, предметно-пространственная среда группы, экспериментальная группа.

Похожие статьи

Роль изобразительной деятельности в развитии воображения у детей раннего возраста

Рассматривается возможность развития психического познавательного процесса воображения на занятиях изобразительного искусства с детьми раннего возраста. Воображение представлено как основа наглядно-образного мышления, позволяющего ребенку ориентирова...

Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография

Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития

В статье рассматривается опыт использования нетрадиционных коррекционных-развивающих технологий арт-терапии, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития с целью дальнейшего внедрения в практику общеобразоват...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...

Похожие статьи

Роль изобразительной деятельности в развитии воображения у детей раннего возраста

Рассматривается возможность развития психического познавательного процесса воображения на занятиях изобразительного искусства с детьми раннего возраста. Воображение представлено как основа наглядно-образного мышления, позволяющего ребенку ориентирова...

Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография

Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития

В статье рассматривается опыт использования нетрадиционных коррекционных-развивающих технологий арт-терапии, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития с целью дальнейшего внедрения в практику общеобразоват...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...