Педагогические условия развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования
Авторы: Кузьминых Галина Сергеевна, Югова Елена Станиславовна, Веткина Ирина Анатольевна, Леонтьева Ксения Николаевна, Свинина Евгения Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 12.11.2022
Статья просмотрена: 106 раз
Библиографическое описание:
Педагогические условия развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования / Г. С. Кузьминых, Е. С. Югова, И. А. Веткина [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17550/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современному обществу нужен человек уверенный в себе, способный ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, обладающий гибкостью и независимостью мышления, верой в свои силы и идею, мужеством пробовать и ошибаться, пока решение не найдено. Именно эти качества являются определяющими показателями творческих способностей и необходимым условием адаптации к окружающему миру и комфортному существованию в нем [2].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (пункт 1.4.) одной из важнейших задач является раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста, развития его способностей. Способности ребенка появляются в разных видах деятельности. Одним из видов способностей, которые можно успешно развивать, начиная с дошкольного возраста являются изобразительные способности [3].
Изобразительная деятельность, выступает как содержательная основа и важнейшее условие творческого развития детей на всех ступенях дошкольного детства. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и образования детей. Т. С. Комарова отмечает, что изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и продуктивной деятельности в частности. Умелое использование потенциальных возможностей изобразительной деятельности может обеспечить развитие изобразительных способностей ребенка [1].
Для этого необходимо создать в ДОУ педагогические условия, способствующие развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования.
В первую очередь мы пополнили Центр творчества «Умелые ручки» в группе материалами, способствующими развитию изобразительных способностей: краски, кисти, репродукции картин, палитры, стаканчики, карандаши для рисования, трафареты, фломастеры, восковые, масляные мелки, мелки пастель, бумага, дидактические игры, подборки наглядно-иллюстративного материала по теме «Пейзаж», фотографии работ детей, работ художников, картотеки различных творческих игр и заданий, разнообразных материалов (бросового, природного, полифункционального) для рисования с использованием нетрадиционных техник, репродукции портретов, шаблоны для составления портретов, образцы на основе пунктирных линий для обведения, картины серии «Мир человека», «Части тела», рисование простым карандашом, схемы «Рисуем лицо».
Кроме внесения материалов, способствующих развитию изобразительных способностей детей в процессе рисования нами была организована совместная деятельность в Центре творчества на основе разных форм работы.
Например, мы проводили игры, направленные на развитие изобразительных способностей на основе рисования. Примером может выступать игра «Дорисуй фигуру». В этой игре детям предлагалось пофантазировать и превратить исходную фигуру, которая могла быть любой, в какой-то предмет. Постепенно правила игры усложнялись и добавлялось условие, что предмет или объект должны быть достаточно оригинальными, характеризующимися новизной, непохожими друг на друга. Также в процессе этой игры мы варьировали правилами, предлагая детям, например, как можно точнее детализировать свой рисунок, прорисовать самые мелкие детали. Другим вариантом, например, являлись игры с кляксами. В этой игре мы предлагали детям нарисованную кляксу и нужно было увидеть в ней какой-то образ предмета или явления и рассказать о нем.
Организуя разные виды игр с детьми в Центре творчества, мы опирались, прежде всего, на индивидуальный подход, учитывая уровень развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста и дифференцировали задания. Например, дети, у которых мы выявили низкий уровень развития изобразительных умений и навыков, включались нами в работу, в ходе которой мы данные умения совершенствовали и предлагали им индивидуальные задания на построение композиции, отображение пропорций предмета, передачу цветовой гаммы и т. д.
Работая с оснащением развивающей предметно — пространственной среды группы, мы уделяли внимание сменяемости оборудования, привлечению внимания детей к содержанию центра. Привлекали внимание мы посредством выставки репродукций картин художников, внесения нетрадиционных материалов для изобразительной деятельности.
Далее мы организовали работу по развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования. Нами была запланирована образовательная деятельность в соответствии с темами недели. В процессе развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста мы уделяли внимание двум ключевым аспектам — это развитию изобразительных умений и навыков детей и развитию способности к творческому самовыражению, то есть формулированию идеи, ее разработке, реализации с помощью разных средств в процессе рисования.
Организуя работу в рамках образовательной деятельности, мы уделяли внимание формированию у детей интереса к изобразительной деятельности, предлагая им необычные по тематике варианты работ, используя в процессе образовательной деятельности игровые приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, в которых детям необходимо было придумать какую-то идею, образ и разработать ее.
В работе с детьми использовали комплекс методов и приемов работы, таких как беседа, показ, пояснения, уточнения, упражнения. В процессе образовательной деятельности мы предлагали дошкольникам самим придумывать и воплощать свои идеи. Работу мы осуществляли последовательно от разработки готовых планов до придумывания своей идеи и ее реализации.
Большое внимание уделяли таким составляющим как детализация рисунка, оригинальность и новизна используемых элементов, самостоятельный подбор материалов для изображения и воплощения задуманной идеи, использование различных средств выразительности. В процессе работы очень важен индивидуальный подход в зависимости от уровня развития изобразительных умений и навыков дошкольников старшего дошкольного возраста.
Следующим этапом работы являлась организация консультирования педагогов и родителей по вопросам развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Например, с педагогами мы провели мастер-класс «Изобразительные способности и методы их развития в дошкольном возрасте», на котором мы отметили, что многие педагоги стали в большей степени осознавать свои трудности, у них повысился интерес к проблеме.
Для родителей мы провели практикум «Учимся рисовать». В ходе этого практикума родители апробировали конкретные приемы, работая в парах и группах. Родителей отметили, что получили действительно полезные для себя знания.
Таким образом, можно отметить, что рисование как вид деятельности позволяет развивать изобразительные способности детей. Этому способствует учет следующих условий: обогащение «Центра творчества» материалами для поддержания интереса детей старшего дошкольного возраста к рисованию как продуктивному виду деятельности; система совместной образовательной деятельности в триаде «педагог-ребенок-родитель», направленной на развитие изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании; консультирование педагогов и родителей по вопросам развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов [Текст] / Т. С. Комарова. — М.: «Мозаика-Синтез», 2015. — 182 с.
2. Рабцевич, Е. А. Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рисовании [Текст] / Е. А. Рабцевич. В сборнике: Инновационные технологии в образовании и науке. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. — 2017. — С. 175–179.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.