Статья представляет собой теоретический обзор по проблеме развития изобразительных навыков детей дошкольного возраста. Раскрыто понятие «изобразительные навыки», выделены критерии развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста, выделены методы и педагогические условия развития изобразительных умений дошкольников.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, дошкольники, изобразительные навыки, методы и педагогические условия развития изобразительных навыков дошкольников.
Введение. В настоящее время все сложнее завлечь ребенка творчеством или играми, они не хотят рисовать и лепить, предпочитая свободное время за просмотром мультфильмов и игрой на гаджетах. Между тем, при занятиях изобразительной деятельностью у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, обогащаются их представления об окружающем мире. Недостаточные изобразительные навыки затрудняют развитие познания и эстетического восприятия у детей. Таким образом, проблема изучения форм и методов развития изобразительных навыков является актуальной.
Целью теоретического обзора проблемы развития изобразительных навыков дошкольников стало изучение современных форм и методов развития изобразительных навыков у детей дошкольного возраста.
Основная часть. Огромная роль изобразительной деятельности в развитии ребенка раскрыта в работах Н. С. Боголюбова, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, В. С. Мухиной и др.). В работах многих исследователей (Т. Г. Казакова, В. С. Мухина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.), посвященных изобразительному творчеству детей, рисование рассматривается как особая форма усвоения социального опыта ребенком.
Изобразительные навыки — это форма особых умений, которые обеспечивают возможность для творческой деятельности в изобразительном искусстве. У детей дошкольного возраста развитие этих навыков включает в себя способность работать с имеющимися представлениями и зрительными образами, полученными через восприятие цвета, формы, пропорций и пространственных отношений, и создавать полноценный образ, необходимый для его отображения в рисунке [5].
Р. Стеркина [4] выделяет следующие критерии развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста:
- Умение наиболее выгодно разместить рисунок на бумаге, выполнения композиционных задач.
- Умение выявлять и изображать расположение предметов в пространстве.
- Умение передачи в рисунках соотношений размеров предметов.
- Умение определять форму и строение предметов.
Уровни сформированности изобразительных навыков у детей дошкольного возраста по каждому критерию:
1. Умение наиболее выгодно разместить рисунок на бумаге, выполнения композиционных задач.
Высокий уровень. Ребенок, перед тем как сесть за процесс рисования, разглядывает предмет со всех сторон, учитывает освещение и выявляет наиболее выгодные для создания рисунка положения. Анализирует форму, расположение и размеры предметов композиции для правильного расположения листка (горизонтально или вертикально). Прежде чем приступить ребенок изучает пропорции, определяет место будущего изображения предметов на листке бумаги, определяется с масштабом по размерам предметов. Смотрит на всю постановку в целом. Ребенок может определить центр картинной плоскости, вокруг которого располагаются вспомогательные или второстепенные предметы. Ребенок выявляет объемы предметов при помощи светотеневой проработки.
Средний уровень. Ребенок перед началом рисования не пытается разглядеть предмет со всех сторон, не учитывает освещение и не старается выявить наиболее выгодные для создания рисунка положения. При этом ребенок анализирует форму, расположение и размеры предметов композиции для правильного расположения листка (горизонтально или вертикально). Ребенок начинает сразу рисовать, не старается определить пропорции, место будущего изображения предметов на листке бумаги. Только старается определить масштаб по размерам предметов. На композицию смотрит не целостно, изображает каждый предмет отдельно. Но, он может определить центр картинной плоскости, вокруг которого располагаются вспомогательные или второстепенные предметы. Ребенок старается выявить объемы предметов при помощи светотеневой проработки.
Низкий уровень. У ребенка наблюдается при рисовании отсутствие определения масштаба композиции, нет целостности предметов, отсутствует их взаимосвязь. Нет центра картины, отсутствуют цветовые и световые проработки для создания объемности предметов. Ребенок не принимает задание и говорит, что не знает, как рисовать. Отказывается рисовать.
2. Умение выявлять и изображать расположения предметов в пространстве.
Высокий уровень. Ребенок правильно изображает предметы на плоскости, выделяя объем и при необходимости перспективы. Правильно распределяет света и тени. Композиционный центр организован, а сама композиция построения ритмично и пластично. Пропорционально выполнено членение, соблюдены тональные, фактурные и цветовые отношения отдельных частей предметов между собой. В рисунке ребенка наблюдается закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов. В рисунке присутствует динамизм и порождение движения с более сложной характеристикой.
Средний уровень. Ребенок правильно изображает предметы на плоскости, но не достаточно верно выделяет объем и перспективы. Есть ошибки при распределении света и тени. Наблюдается композиционный центр, но отсутствует пластичность и ритмичность. Членение предметов выполнено пропорционально, но не соблюдены тональные, фактурные и цветовые отношения отдельных частей предметов между собой. В рисунке ребенка наблюдается закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов, но нет динамизма.
Низкий уровень. У ребенка наблюдается при рисовании отсутствие перспективы, нет ритма изображений, он не принимает задание и говорит, что не знает, как рисовать. Отказывается рисовать.
3. Умение передачи в рисунках соотношений размеров предметов.
Высокий уровень. В рисунке ребенка наблюдается соотношение и соразмерность каждой из отдельных частей рисунка к целому и соотношение их между собой. Пропорции в рисунке узнаваемы и соответствуют образцу.
Средний уровень. Пропорции в рисунке ребенка соответствуют образцу, они узнаваемы, но наблюдается искажение в соотношении и соразмерности каждой из отдельных частей рисунка к целому, искажено соотношение их между собой.
Низкий уровень. Ребенок отказывается рисовать, утверждает, что не получается. Если рисует, то не соблюдены пропорции, пропорции в рисунке не узнаваемы при сравнении с образом. В рисунке не соблюдено соотношение и соразмерность каждой из отдельных частей предметов к целому, нет соотношения предметов между собой.
4. Умение определять форму и строение предметов.
Высокий уровень. Ребенок имеет представления о формах, объеме и конструкциях предметов.
Средний уровень. Ребенок иногда путается в представлениях о форме, объеме и конструкции предметов.
Низкий уровень. У ребенка нет представлений о форме, объеме и конструкции предметов [4].
Детские изобразительные навыки включают в себя комплекс умений и навыков, связанных с передачей эмоций и отношений к изображаемому объекту. В этот комплекс входят такие элементы, как цвет, линия, композиция, движение, оригинальность, реализм. По мере возрастания старшего дошкольного возраста, дети должны освоить материалы и инструменты, а также научиться использовать их для создания изображений и художественного выражения [1]. Развитие глаза и руки, а также их согласованная работа, являются частью техники. Особое значение придается умелому и правильному передаче контуров и форм объектов.
Данная цель позволяет выделить ряд задач формирования изобразительных навыков, которые определяются возрастными особенностями детей:
— развитие эстетической восприимчивости, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;
— формирование элементарного эстетического сознания (увеличение объема представлений и знаний, обучение умению высказывать эстетические суждения и оценки, ознакомление с эмоциональными, искусствоведческими и эстетическими эталонами);
— овладение изобразительной деятельностью (развитие эстетического и художественного восприятия; формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности; воспитание творческих умений и навыков);
— развитие эстетических и художественно-творческих способностей [4].
Исходя из задач формирования изобразительных навыков дошкольников, содержание развития изобразительных навыков у детей включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в творческой преобразующей деятельности. Одним из главных условий полноценного развития изобразительных навыков у детей, формирования их художественных способностей является внимание к детской творческой деятельности (игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной), осуществляемой в развивающей среде [2].
Педагогическими условиями развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности являются:
— создание развивающей художественно-эстетической среды в ДОУ в роли движущей силы в целостном процессе детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности;
— осуществление партнерского взаимоотношения педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного развития дошкольников в художественно-творческой деятельности.
Заключение. Анализ литературы позволил раскрыть понятие «изобразительные навыки», выделить критерии их развития у детей старшего дошкольного возраста, выделить методы развития изобразительных навыков дошкольников, определить педагогические условия формирования изобразительных навыков дошкольников. Формирование изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться при соблюдении следующих педагогических условий: при организации развивающей художественно-эстетической среды в ДОО и учет процесса становления развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.
Литература:
- Гавриляченко С. А. Композиция рисунка // Русская галерея XXI.2019. № 11. С. 49–57.
- Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2017. 208 с.
- Николкина Т. А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе. — М.: Учитель, 2019. — 467 c
- Стеркина Р. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений // Дошкольное воспитание. 2019. № 2. С. 20.
- Шпикалова Т. Я.. Уроки изобразительного искусства. М.: Просвещение, 2019. 256 с.
- Шарова В. Д. Изобразительная деятельность — как средство развития творческих способностей дошкольников [Электронный ресурс] 70 Режим доступа // http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/izobrazitelnaiadeiatelnost-kak-sredstvo-razvitiia-tvorcheskikhsposobnostei-doshkolnikov.html