Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии данного вопроса.
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, образовательная организация, дошкольники.
С момента введения, а затем реализации ФГОС ДОО особенно возрастает внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования картины мира, отношения к средству нравственного и интеллектуального воспитания, т. е. как средству формирования разносторонней, духовно богатой личности. Идея формирования личности и художественно-эстетической культуры в ней, отмечают многие ученые, исследователи, деятели культуры, такие как А. Адлер, Е. М. Беспаленко, Л. С. Выготский, Н. С. Махина, A. M. Новиков, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. Считается, что наиболее благоприятным для этого является старший дошкольный возраст [1]. [2]. [3].
Цель исследования — провести анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Задачи: изучить программу развития дошкольной образовательной организации, выделить существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделать заключение о состоянии данного вопроса.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 189» г. Воронежа.
Проводился анализ программного обеспечения по художественно-эстетическому развитию дошкольников, анализ мероприятий и уровень сформированности компетенций дошкольников.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через реализацию направлений: конструирование, рисование, лепка, аппликация, ручной труд, музыкальное развитие.
Обсуждение результатов
Музыкальная культура дошкольников формирующееся на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения. Большое значение уделяется накоплению интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующего в проявлениях эстетической и творческой активности.
Музыкальный руководитель при проведении непосредственной образовательной деятельности решает задачи по обучению и слушанию мировой классической музыки, раскрывает детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью; формирует музыкальное мышление, способствующее общему интеллектуальному развитию ребенка.
В дошкольной организации проводятся музыкальные праздники, фестивали, развлечения; организуются инсценированные массовые праздники на свежем воздухе, такие как «Масленица», «Колядки», «Весенние сказки» и др.
Сильная сторона музыкального развития: проводится интегрированная образовательная деятельность с детьми. Музыкальный репертуар соответствует физическим и психическим особенностям ребенка, выполняет эстетические и общеобразовательные задачи. У детей формируются основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры. Музыка способствует этнокультурному воспитанию, толерантности, не ущемления интересов детей иного вероисповедания.
Анализ изобразительной деятельности показал, что педагоги строят образовательную деятельность с детьми индивидуально и фронтально. Создаются условия для развития творческих способностей каждого ребенка, поддерживается детская инициатива, дает простор для фантазии при рисовании на свободные темы.
Воспитатели прививают детям чувство прекрасного, формируют умение замечать красивое в жизни и явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях искусства (живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства). Используется техника монотипии. Используются как пальцы рук, так и вся ладошка ребенка. При проведении образовательной деятельности педагоги используют игровые приемы: игры-драматизации, внесение игрушек-персонажей, беседы с детьми от лица персонажей, создание ситуаций образных сравнений — помогают раскрыть творческие способности ребёнка, его наблюдательность, фантазию, воображение. В процессе рисования ставится проблемная задача или создается проблемная ситуация, которая требует творческого и поискового пути ее решения.
По результатам изучения изобразительной деятельности следует сделать вывод. Сильная сторона художественно-эстетического развития детей старшего возраста на образовательных событиях по изобразительному искусству строится согласно возрастным требованиям и требованиям программы.
Конструирование — это наиболее часто используемое в образовательной деятельности занятие дошкольников. Дети вместе с воспитателем конструируют по образцу, произвольно, в игровых событиях.
Лепка включена в календарь образовательных событий, пользуется большим интересов у детей. Наиболее привлекательным является лепка из соленого теста и глины.
Аппликация как вид искусства используется часто, детские работы выставляются на обозрение.
Выводы: Таким образом, художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется в достаточной мере. Кроме того, художественно-эстетическое развитие призвано воспитывать дошкольников, закладывая с детского возраста осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведений искусства и культуры. По мнению Л. С. Выготского смысл эстетического воспитания в том, чтобы «вести за собой развитие» [3].
Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста позволил получить следующие данные:
– в образовательной организации художественно-эстетическое развитие дошкольников поставлено на высоком педагогическом уровне.
– необходимо акцентировать внимание на методах, способах и приемах работы в процессе освоения декоративно-прикладного творчества детьми с ОВЗ;
– в образовательной организации созданы благоприятные условия, стимулирующие детское художественное творчество в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;
– формируется кластер, объединяющий различные виды художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
В ходе проведения анализа установлено, что процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста проходит следующие этапы: подача образовательной информации на образовательных событиях;
организация самостоятельной работы детей в рамках развития инициативы; установление обратной связи в образовательном процессе; коррекция уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, проанализированный комплекс педагогических условий художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста ориентирован на требования, предъявляемые ФГОС и с целью повышения качества предоставления образовательных услуг в данном направлении.
Литература:
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. «Академический проект», «Гаудеамус» 2015 г.-240 с.
- Беспаленко Е. М. Новые взгляды на творческие способности. Вестник ВОИПКРО выпуск № 11, Воронеж-2004, с.96–103.
- Выготский, Л. С. Психология искусства: анализ эстетической реакции [Текст]. / Л. С. Выготский. 5-е изд. — Москва: ЛАБИРИНТ, 2004.-413 с.
- Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: подготовительная к школе группа / Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 101 с.: л. цв. ил. — (Библиотека. Программы от рождения до школы). — ISBN 978–5–4315–0459–4
- Лыкова, И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [Текст]: новые подходы в условиях введения ФГОС ДО / И. А. Лыкова. — М.: Изд. дом «Цветной мир», 2014. — 136 с.: ил. — ISBN 978–5–4310–0168–0