Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 1152 раза

Библиографическое описание:

Бушуева, Н. В. Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста / Н. В. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/260/60001/ (дата обращения: 22.12.2024).



Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии данного вопроса.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, образовательная организация, дошкольники.

С момента введения, а затем реализации ФГОС ДОО особенно возрастает внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования картины мира, отношения к средству нравственного и интеллектуального воспитания, т. е. как средству формирования разносторонней, духовно богатой личности. Идея формирования личности и художественно-эстетической культуры в ней, отмечают многие ученые, исследователи, деятели культуры, такие как А. Адлер, Е. М. Беспаленко, Л. С. Выготский, Н. С. Махина, A. M. Новиков, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. Считается, что наиболее благоприятным для этого является старший дошкольный возраст [1]. [2]. [3].

Цель исследования — провести анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Задачи: изучить программу развития дошкольной образовательной организации, выделить существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделать заключение о состоянии данного вопроса.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 189» г. Воронежа.

Проводился анализ программного обеспечения по художественно-эстетическому развитию дошкольников, анализ мероприятий и уровень сформированности компетенций дошкольников.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через реализацию направлений: конструирование, рисование, лепка, аппликация, ручной труд, музыкальное развитие.

Обсуждение результатов

Музыкальная культура дошкольников формирующееся на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения. Большое значение уделяется накоплению интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующего в проявлениях эстетической и творческой активности.

Музыкальный руководитель при проведении непосредственной образовательной деятельности решает задачи по обучению и слушанию мировой классической музыки, раскрывает детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью; формирует музыкальное мышление, способствующее общему интеллектуальному развитию ребенка.

В дошкольной организации проводятся музыкальные праздники, фестивали, развлечения; организуются инсценированные массовые праздники на свежем воздухе, такие как «Масленица», «Колядки», «Весенние сказки» и др.

Сильная сторона музыкального развития: проводится интегрированная образовательная деятельность с детьми. Музыкальный репертуар соответствует физическим и психическим особенностям ребенка, выполняет эстетические и общеобразовательные задачи. У детей формируются основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры. Музыка способствует этнокультурному воспитанию, толерантности, не ущемления интересов детей иного вероисповедания.

Анализ изобразительной деятельности показал, что педагоги строят образовательную деятельность с детьми индивидуально и фронтально. Создаются условия для развития творческих способностей каждого ребенка, поддерживается детская инициатива, дает простор для фантазии при рисовании на свободные темы.

Воспитатели прививают детям чувство прекрасного, формируют умение замечать красивое в жизни и явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях искусства (живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства). Используется техника монотипии. Используются как пальцы рук, так и вся ладошка ребенка. При проведении образовательной деятельности педагоги используют игровые приемы: игры-драматизации, внесение игрушек-персонажей, беседы с детьми от лица персонажей, создание ситуаций образных сравнений — помогают раскрыть творческие способности ребёнка, его наблюдательность, фантазию, воображение. В процессе рисования ставится проблемная задача или создается проблемная ситуация, которая требует творческого и поискового пути ее решения.

По результатам изучения изобразительной деятельности следует сделать вывод. Сильная сторона художественно-эстетического развития детей старшего возраста на образовательных событиях по изобразительному искусству строится согласно возрастным требованиям и требованиям программы.

Конструирование — это наиболее часто используемое в образовательной деятельности занятие дошкольников. Дети вместе с воспитателем конструируют по образцу, произвольно, в игровых событиях.

Лепка включена в календарь образовательных событий, пользуется большим интересов у детей. Наиболее привлекательным является лепка из соленого теста и глины.

Аппликация как вид искусства используется часто, детские работы выставляются на обозрение.

Выводы: Таким образом, художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется в достаточной мере. Кроме того, художественно-эстетическое развитие призвано воспитывать дошкольников, закладывая с детского возраста осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведений искусства и культуры. По мнению Л. С. Выготского смысл эстетического воспитания в том, чтобы «вести за собой развитие» [3].

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста позволил получить следующие данные:

– в образовательной организации художественно-эстетическое развитие дошкольников поставлено на высоком педагогическом уровне.

– необходимо акцентировать внимание на методах, способах и приемах работы в процессе освоения декоративно-прикладного творчества детьми с ОВЗ;

– в образовательной организации созданы благоприятные условия, стимулирующие детское художественное творчество в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;

– формируется кластер, объединяющий различные виды художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

В ходе проведения анализа установлено, что процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста проходит следующие этапы: подача образовательной информации на образовательных событиях;

организация самостоятельной работы детей в рамках развития инициативы; установление обратной связи в образовательном процессе; коррекция уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, проанализированный комплекс педагогических условий художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста ориентирован на требования, предъявляемые ФГОС и с целью повышения качества предоставления образовательных услуг в данном направлении.

Литература:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. «Академический проект», «Гаудеамус» 2015 г.-240 с.
  2. Беспаленко Е. М. Новые взгляды на творческие способности. Вестник ВОИПКРО выпуск № 11, Воронеж-2004, с.96–103.
  3. Выготский, Л. С. Психология искусства: анализ эстетической реакции [Текст]. / Л. С. Выготский. 5-е изд. — Москва: ЛАБИРИНТ, 2004.-413 с.
  4. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: подготовительная к школе группа / Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 101 с.: л. цв. ил. — (Библиотека. Программы от рождения до школы). — ISBN 978–5–4315–0459–4
  5. Лыкова, И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [Текст]: новые подходы в условиях введения ФГОС ДО / И. А. Лыкова. — М.: Изд. дом «Цветной мир», 2014. — 136 с.: ил. — ISBN 978–5–4310–0168–0
Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое развитие детей, художественно-эстетическое развитие дошкольников, дошкольный возраст, образовательная организация, ребенок, образовательная деятельность, старший дошкольный возраст, художественно-эстетическое развитие, изобразительная деятельность, музыкально-эстетическое сознание.


Похожие статьи

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Особенности художественно-эстетического развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают характерные особенности художественно-эстетического развития и воспитания детей 4–5 лет, методы и приемы, используемые для реализации задач художественно-эстетического развития.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики

В статье автор рассматривает проблему формирования эстетического вкуса и непосредственно художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики.

Художественно-эстетическое развитие в начальной школе

В статье представлены результаты исследования педагогических условий для художественно-эстетического развития учеников начальной школы.

Тенденции физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании

В статье представлены результаты научного исследования тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании. С этой целью проведен анализ сущности категории «физкультурно-оздоровительная деятельность», а также факторо...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста: теоретический обзор

Статья представляет собой теоретический обзор по проблеме развития изобразительных навыков детей дошкольного возраста. Раскрыто понятие «изобразительные навыки», выделены критерии развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста, ...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Похожие статьи

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Особенности художественно-эстетического развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают характерные особенности художественно-эстетического развития и воспитания детей 4–5 лет, методы и приемы, используемые для реализации задач художественно-эстетического развития.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики

В статье автор рассматривает проблему формирования эстетического вкуса и непосредственно художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики.

Художественно-эстетическое развитие в начальной школе

В статье представлены результаты исследования педагогических условий для художественно-эстетического развития учеников начальной школы.

Тенденции физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании

В статье представлены результаты научного исследования тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании. С этой целью проведен анализ сущности категории «физкультурно-оздоровительная деятельность», а также факторо...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста: теоретический обзор

Статья представляет собой теоретический обзор по проблеме развития изобразительных навыков детей дошкольного возраста. Раскрыто понятие «изобразительные навыки», выделены критерии развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста, ...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Задать вопрос