В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова изобразительные навыки, предметно-пространственная среда, художественно-эстетическое развитие, дошкольники.
Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов художественно-эстетического развития.
Составляющей этого процесса становится изобразительная деятельность: рисование, аппликация, лепка. Изобразительные навыки заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. Для формирования изобразительных навыков наиболее благоприятным является старший дошкольный возраст. В этот период интенсивно развиваются внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, происходит формирование личностных качеств. Для того чтобы процесс развития изобразительных навыков протекал более эффективно, необходим ряд педагогических условий: раннее начало работы по развитию изобразительных навыков, свобода в выборе видов деятельности и их многоплановость, поддержание постоянного интереса к изобразительной деятельности. Особая роль в развитии изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста принадлежит развивающей предметно-пространственной среде.
Мы считаем, что предметно-пространственная среда будет способствовать развитию изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста, если она отвечает следующим требованиям: имеет разнообразие материалов, оборудования; предполагает возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации; все средства, необходимые детям для осуществления изобразительной деятельности, находятся в поле зрения либо в доступе ребенка.
Практическая часть исследования по апробации педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ «Чайка» г. Черногорска. Общая выборка исследования составила 40 детей старшего дошкольного возраста. Для выявления исходного уровня развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста были использованы методики: «Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества» (Т. С. Комаровой) [1]; «Свободный рисунок» (Г. А. Урунтаевой и Ю. Ф. Афонькиной) [3].
Полученные первоначальные данные позволили сделать вывод о том, что уровень развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста является недостаточным. Это обусловливает необходимость внедрения в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды с целью повышения уровня изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста.
В группе была обогащена развивающая предметно-пространственная среда, направленная на повышения уровня изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста. При создании предметно-пространственной среды учтены требования ФГОС ДО.
В работе по обогащению предметно-развивающей среды организованы следующие мероприятия: внесены разнообразные материалы, оборудование, предполагающее возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации; подготовлены альбомы для самостоятельного рассматривания детьми с образцами произведений искусства, качественными репродукциями, творческими работами самих детей; подобраны дидактические игры, направленные на развитие изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста; создан лэпбук «От карандаша до кисточки», в котором собран дидактический материал по изобразительной деятельности; оформлена выставка в фойе группы «Веселые пальчики», оформление стенд для родителей «Наше творчество». Все материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления изобразительной деятельности, находятся в поле зрения либо в доступе ребенка.
Результатами работы по обогащению предметно-пространственной среды для развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста стали творческие находки не только по перепланировке и наполнению зон активности, но и по изготовлению игрового оборудования, созданию условий для творческой активности детей: «Говорящие стены», как вариант мобильного размещения информации о детях и продуктов детской деятельности; «Зона творческого самовыражения», где дети рисуют все, что им хочется, мелками, которые впоследствии можно стереть. Для создания уголка творчества составлен перечень материалов и оборудования для изобразительной деятельности для подготовительной группы. На основании проведенной работы составлены методические рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группе детского сада.
Согласно анализу показателей контрольного эксперимента, можно прийти к заключению, что в развитии изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста наблюдается положительная динамика, что является подтверждением выдвинутой гипотезы.
Таким образом, исследование показало, что созданные условия позволили повысить уровень развития изобразительных навыков у детей экспериментальной группы, что позволяет говорить об эффективности проведенной работы и ее положительных перспективах.
Литература:
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5–6 лет ФГОС. — Москва: Мозаика-синтез, 2019. — 128 с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: [учеб. пособие] для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.