Особенности воспитательного процесса в продуктивной художественной деятельности старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Чичикалова, З. И. Особенности воспитательного процесса в продуктивной художественной деятельности старших дошкольников / З. И. Чичикалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 201-202. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41754/ (дата обращения: 16.11.2024).



Воспитательный процесс в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) строится в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и согласно возрастным особенностям детей. Последние уточняют отношение к продуктивной деятельности дошкольников: она является обязательным элементом воспитательного и образовательного процесса в этом возрастном периоде, обладает интегрирующими свойствами, совмещает в себе характеристики и преимущества ведущего вида деятельности — игровой. В рамках художественного процесса указанные особенности проявляются наиболее рельефно.

Продуктивная художественная деятельность старших дошкольников под руководством воспитателя направлена на создание конкретного результата. Она, «моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении» [6, с. 115–117].

Художественное творчество — естественный для ребенка-дошкольника способ познания окружающего мира. Организовывая этот процесс, создавая ситуации свободного выбора, направляя усилия ребенка на получение результата, обладающего конкретными характеристиками (символическое отражение определенных нравственных принципов, эстетических оценок и представлений), воспитатель осуществляет воспитание через деятельность, что повышает результативность процесса [3, с. 292–293].

Декоративно-прикладное творчество традиционно занимает одно из ведущих мест среди средств воспитания детей дошкольного возраста за счет своих особенностей: соединение эмоционального (эстетического) начала с практическим (прагматическим, функциональным) значением; воздействие через цветовое решение и структурные особенности изделий мастеров, через характер заложенных в них художественных образов, индивидуальность их воплощения [2, с. 427].

В процессе восприятия художественного произведения осуществляется диалог между его автором и реципиентом (ребенком), затем диалог находит продолжение в художественном образе, создаваемом ребенком в результате переосмысления, «присвоения», эмоциональной реакции [4, с. 309–313]. Диалог становится полилогом, усиливая воспитательное воздействие на ребенка.

Для обеспечения эффективности воспитательного процесса в ДОО создаются соответствующие условия. Так, развивающая образовательная среда, требования к которой подробно представлены в ФГОС ДО, предусматривает «пространство воспитания», составляющими которого являются предметное окружение, программное (методическое и содержательное) наполнение, личностные отношения между участниками (субъектами) воспитательного процесса [5].

Сложная структура такого пространства требует системного подхода, обеспечивающего не только распределение функционала между элементами и участниками, но и четкое структурирование, взаимодействие во времени и диагностику результата (текущую, итоговую) [1]. Основной составляющей процесса становится ситуация выражения отношения, т. е. эстетической оценки, которая основывается на усвоенных ребенком художественных ценностях.

Литература:

  1. Искрин Н. С., Чичканова Т. А. Возможности системного подхода в образовании. Вопросы менеджмента // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2016. — № 1. — С. 42–50.
  2. Сапунова В. С. Формирование у дошкольников чувства принадлежности к малой родине художественными средствами [Текст] / В. С. Сапунова, Л. С. Лазарева, Т. А. Чичканова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т. А. Чичканова (отв. ред.), Н. С. Искрин, О. Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 419–432.
  3. Чичикалова З. И. Загадка — средство познания окружающего мира [Текст] / З. И. Чичикалова, В. В. Юдина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 292–293.
  4. Чичканов Е. С. Интерактивность как средство художественной выразительности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2009. — Т. 15. Основной выпуск. — № 4, октябрь. — С. 309–313.
  5. Чичканова Т. А., Макарова Н. П. Образовательная среда в детском музее // Интеграция образования. — 2002. — № 1. — С. 84–88.
  6. Шурухина А. И., Морозова П. В. Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 115–117.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательный процесс, окружающий мир.


Похожие статьи

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой личности

Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Похожие статьи

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой личности

Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Задать вопрос