В статье раскрыты возможности изобразительного искусства по подготовке нового поколения работников дошкольного образования, которое требует от него единства знаний, умений и готовности качественно конструктивно действовать.
Ключевые слова: личность, творческий потенциал, интеллект, креативность, изобразительное искусство, педагогическая культура.
Современный этап становления государства требует реформирования всех звеньев образования. Развитие демократизации в обществе обострили перед наукой ряд проблем. Приоритетной задачей педагогического образования является формирование эстетической культуры личности. Процесс реформирования системы высшего профессионального образования актуализирует проблему формирования образа студента как гуманной, духовной, культурной, творческой личности на основе компетентностного подхода. Реализация идеала возможна при условии совершенствования системы высшего педагогического образования. Интенсификация и модернизация педагогического процесса в высшем учебном заведении ориентирована на творческо-инновационное развитие личности.
Специфика профессиональной деятельности воспитателя требует от него единства знаний, умений, готовности качественно конструктивно действовать, ценностно относиться к профессиональным достижениям и формулировать целевые ориентиры. Полнофункциональная личность способна к самоактуализации, самоутверждения, самореализации в личностном и профессиональном жизни.
Изменение концептуальных подходов к роли искусства в образовательной среде для становления личности позволяет погрузиться в проблему его потенциальных возможностей в процессе профессионального становления будущего воспитателя ДОУ.
Проблема эстетики в образовании занимает особое место во взглядах философов. Эстетическую культуру личности в контексте современной философии образования они представляют, как способность человека распознавать и переживать прекрасное, руководствоваться эстетическими ценностями в практической деятельности, создавать красоту вокруг себя. Необходимость организации культурных условий для зарождения нового типа цивилизации, способствует реализации принципа культурного самоопределения личности.
В научных поисках психологи также обращаются к проблематике художественного творчества. Деятельность они представляют как форму отношения человека к миру, содержанием которой является изменение и преобразование мира согласно освоением и развитием форм культуры. Они считают, что художественные образы помогают познать душу другого человека и усовершенствовать свою. Ученые отмечают, что для решения творческих педагогических задач необходима взаимосвязь интеллекта и креативности. Единство взглядов философов и психологов заключается в предоставлении приоритета естественным способностям человека и среды, является стимулом пробуждения творчества личности и самореализации человека-творца.
В последние годы педагогическая наука уделяет много внимания формированию художественно-эстетической компетентности как составляющей духовности личности. В плоскости педагогического разнообразия взглядов четко прослеживается методологическая позиция по формированию художественного образа современности, творческой самореализации; управление процессом решения познавательных задач изобразительного характера.
Учеными обоснована специфика детской изобразительной деятельности, овладение основами языка изобразительного искусства. Во многих исследованиях ученых рассматривается развитие собственного творчества ребенка, привлечение к искусству как приоритетного направления процесса формирования и совершенствования творческих способностей.
Повышенный интерес педагогов вызывает изучение специфики организации и протекания изобразительного процесса в высшем учебном педагогическом заведении, формирование художественно-графических умений будущих воспитателей в процессе изучения специальных дисциплин, базовых знаний и умений у будущих воспитателей дошкольных учреждений, творческих умений будущего воспитателя в интеллектуально игровой деятельности. При этом наиболее остро обсуждается проблема интеграции художественной деятельности в процесс формирования педагогической культуры личности.
Интенсивные изменения в жизни требуют использования эффективных средств образования, ориентированных на формирование целостной личности. Система подготовки будущих воспитателей дошкольных учебных заведений является идея о ценности и смысле бытия личности, способной к искусству жизнетворчества. Способность к творчеству формируется культурой в пределах искусства.
Итак, специфика искусства представлена как процесс, художественное освоение эстетических отношений человека и объективных условий ее профессиональной деятельности, создание и содержание нового в искусстве собственной жизни.
Вполне правомерно утверждение того, что искусство влияет на чувствительность личности, эмоционально окрашивает и заинтересовывает человека процессом, направляет личность к созиданию, создает условия для реализации человеком своих стратегий, интегрирует в себе различные сферы образования, составляющими которых являются знания, умения и навыки. Но при этом искусство создания носит индивидуальный характер формирования новообразований личности в виде образов и путей между анализаторных систем. Учеными доказано, что изобразительное искусство требует от личности способности оперативно принимать решения в нестандартных нерегламентированных условиях, предоставляет возможности для реализации творческого потенциала личности.
Итак, творческий потенциал изобразительного искусства как креативная педагогическая система, обеспечивающая создания нового и выражается личным характером. Индивидуальность творческого подхода проявляется в особенностях приема и отображения информационного поля, генерирует творческие решения. Духовный потенциал стимулирует сознание к творчеству, а в условиях творческой деятельности возникают источники пополнения духовного потенциала педагогической культуры.
Выводы. Таким образом, мы убеждены, что именно искусство обеспечивает эффективность становления субъектов творческой деятельности в единстве эстетического и этического. Собственная сфера эстетического в человеке превращает действительность по законам красоты, изменяя его отношение к миру.
Литература:
- Кузин В. С. Психология в живописи. — М., 2005. — 304 с.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. — СПб., 2009. — 434 с.