В статье рассматривается сущность выразительности как качества изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает методику использования декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова : выразительность, изобразительная деятельность, дети старшего дошкольного возраста, декоративная роспись.
Дошкольный возраст — важнейший период в развитии ребенка, когда он не только познает мир во всем его многообразии, но и учится его отображать. Специалистами доказано, что зарождение изобразительной деятельности происходит в раннем возрасте. При условии ее профессиональной организации в стенах дошкольного учреждения этот вид деятельности становится ведущим средством отражения детьми своих мироощущений и переживаний.
На значимость развития изобразительной деятельности дошкольников указывает Т. С. Комарова в методических рекомендациях, раскрывающих вопросы обучения детей рисованию, лепке и аппликации в дошкольном учреждении: «Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а также разнообразными видами деятельности детей» [4, с. 8].
Однозначного определения этому виду детской деятельности не существует. Разные авторы дают разное толкование понятию «изобразительная деятельность».
Так, Г. Г. Григорьева, рассматривая изобразительную деятельность детей дошкольного возраста, пишет: «Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме» [3, с. 25].
Одним из важных качеств детских художественных работ исследователи называют выразительность. И. Б. Ческидова подчеркивает «…характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений» [8, с. 25].
По мнению Г. Г. Григорьевой, под выразительностью детского рисунка следует понимать посильное раскрытие характерных сторон изображаемого предмета или явления, а также способность ребенка передать эмоциональное отношение к нему [2, с. 10].
Выразительность изобразительной деятельности зависит от содержания задуманного и воплощенного в ее продукте образа. Однако ребенок не может создать художественный образ без знания элементарных средств выразительности. Доступными для детей дошкольного возраста являются различные средства выразительности в — это цвет, линия, контраст, форма, объем, композиция при расположении предметов и т. д.
Выразительность детского изобразительного творчества складывается из вышеописанных средств и умений детей их использовать при создании художественного образа. Исследователи утверждают, что дети старшего дошкольного возраста по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляя их в своем сознании.
Т. С. Комарова в работе «Обучение дошкольников технике рисования» рассматривает как создается выразительность изобразительных работ дошкольников:
«Красота и выразительность рисунка зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции. Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка [5, с. 47].
Кроме того, Т. С. Комарова полагает, что стремление к выразительности рисунка или любого другого произведения изобразительной деятельности заложено в мотивации дошкольников: «Стремление к выразительности — это стремление выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, — в этом есть задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности изобразительной деятельности» [4, с. 15].
Важную роль в развитии этого качества художественных образов, создаваемых детьми старшего дошкольного возраста, играет декоративно-прикладное искусство. Особенным потенциалом в развитии выразительности детской изобразительной деятельности обладает декоративная роспись. В словаре «В мире искусства. Словарь основных терминов» под редакцией А. А. Мелик-Пашаева декоративная роспись определяется следующим образом: «Декоративная роспись — это орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно-прикладного искусства» [1].
В этом же словаре приведен перечень самых известных декоративных росписей, таких как: хохломская, городецкая, дымковская, жостовская, семеновская росписи, роспись гжельских мастеров. Именно они получили широкое распространение в практике развития выразительности в изобразительной деятельности дошкольников.
В орнаментах хохломской нижегородской росписи передаются растительные мотивы с использованием основных цветов — красного, черного, золотого. На основе этого вида декоративной росписи творчества можно учить детей сочетанию цветов и построению композиции рисунка.
Дымковская игрушка станет хорошим образцом для формирования у дошкольников понятий о форме и композиции. С этой целью необходимо организовывать тематические занятия по лепке.
Жостовская роспись поможет сформировать у детей представления об использовании в изобразительной деятельности различных линий.
Понятия о цвете, композиции, фоне можно формировать при знакомстве дошкольников с росписью Гжель.
Важная особенность декоративной росписи — это ритмичное повторение узоров и орнаментов. Так, например, в хохломской росписи повторяются завитки, цветы и ягоды, веточки. Определенная цикличность их использования позволяет целенаправленно формировать у дошкольников умение пользоваться разными типами линий в рисунке, сочетать цвета, создавать композиции.
Огромное значение имеет и тот факт, что произведения декоративного народного творчества доступны. Практически в каждом регионе развиты виды прикладного творчества. Например, в Нижегородской области — Хохломская роспись, золотое шитье, Борнуковская каменная игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка. Поэтому все произведения народного искусства можно приобрести и использовать как наглядные пособия в процессе развития выразительности изобразительной деятельности старших дошкольников.
Другой особенностью декоративной росписи является ее близость к природе. Каждый орнамент напоминает узоры, которые дети могут видеть в мире растений. Это также способствует использованию декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности дошкольников.
Г. Г. Григорьева считает, что ознакомление старших дошкольников с декоративной росписью поможет развить у детей старшего дошкольного возраста комплекса умений и навыков:
– освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции произведений росписи;
– формирование у дошкольников умений воспроизводить узоры той или иной росписи;
– формирование у детей умения повторять и создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объёмных предметах;
– освоение детьми навыков лепки основных форм народной игрушки;
– воспитание у дошкольников чувства формы, ритма, симметрии;
– формирование у детей умения самостоятельно выбирать узоры, орнаменты, игрушки с целью их повторения в собственной изобразительной деятельности [3, с. 203].
Исследователи Л. Ю. Кошелева, О. В. Гаврюк [6] рассматривают возрастные особенности применения декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности. Детей старшего дошкольного возраста авторы статьи «Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста» рекомендуют знакомить с хохломской, дымковской, городецкой, жостовской, касимовской росписями, с образцами росписи из Семенова, Палеха, Гжели. Именно в старшем дошкольном возрасте, по мнению исследователей, дети могут различать виды росписи по основным стилевым признакам, что также способствует выделению в произведениях народного творчества основных выразительных средств — формы, цвета, композиции.
Начинать развитие выразительности в изобразительной деятельности старших дошкольников следует с ознакомления детей с простейшими элементами декоративных росписей. Такие рекомендации педагогам ДОО дает О. А. Соломенникова, говоря о декоративном рисовании: «Декоративное рисование начинается с выполнения узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на её примере можно учить детей декоративному рисованию» [7, с. 87].
Таким образом, при развитии выразительности изобразительной деятельности старших дошкольников посредством декоративной росписи следует придерживаться принципа последовательности формирования у детей художественных знаний, навыков и умений. Это должно находить своё отражение и в методике проведения занятий по развитию выразительности изобразительной деятельности старших дошкольников посредством декоративной росписи. Эта методика сводится к следующему:
- Показ, демонстрация произведений декоративной росписи.
- Ознакомление детей с характерными деталями того или иного вида декоративной росписи: к примеру, в хохломской росписи — с завитками, сочетанием цвета, расположением цветов и веточек на общем фоне, в дымковской — с основными образами, с сюжетами, с характерными деталями формы и цвета.
- Отработка умения отображать на листе при рисовании и аппликации основных элементов того или иного вида декоративной росписи.
- Формирование умения сочетать в одной художественной работе разных элементов и деталей одного вида декоративной росписи.
- Построение сюжетной композиции из разных элементов и деталей одного вида декоративной росписи.
- Использование в декоре разных элементов и деталей одного вида декоративной росписи.
- Составление авторских композиций с использованием разных элементов и деталей одного вида декоративной росписи.
Таким образом, последовательное ознакомление старших дошкольников с элементами различных росписей будет способствовать освоению ими различных средств выразительности.
Литература:
- В мире искусства. Словарь основных терминов. Под ред. Мелик-Пашаева, А.А. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://alleng.org/d/art/art191.htm
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 1999.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 2006.
- Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М., 2005.
- Кошелева, Л.Ю., Гаврюк, О. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018.
- Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. — М., 2005.
- Ческидова И. Б. Ознакомление детей шести-семи лет с цветом на занятиях по изобразительной деятельности. // Детский сад от А до Я. — 2011. — № 1.