Реализация нетрадиционных приемов и способов создания изображения в собственной творческой деятельности дошкольников
Авторы: Гостева Лилия Александровна, Селеменева Светлана Юрьевна, Науменко Оксана Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 25.11.2019
Статья просмотрена: 59 раз
Библиографическое описание:
Гостева, Л. А. Реализация нетрадиционных приемов и способов создания изображения в собственной творческой деятельности дошкольников / Л. А. Гостева, С. Ю. Селеменева, О. Ю. Науменко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15447/ (дата обращения: 21.11.2024).
Огромное значение в нашей стране придают художественному воспитанию подрастающего поколения. В соответствии с ФГОС ДО особую роль в воспитании детей дошкольного возраста выделяются для приобщения детей к искусству. Отличительной особенностью искусства является отражение действительности в художественных образах, действующих на сознание и чувства человека, способствующих воспитанию в нем определенных отношений к событиям и явлениям жизни, помогающих полнее и глубже познать действительность. С помощью искусства возможно воспитать умение видеть характерное, типичное, обобщать наблюдаемые явления.
Основным видом изобразительной деятельности является рисование, имеющее большое значение в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Рисование позволяет формировать и развивать множество качеств личности, ее эстетических и психических возможностей.
Рисунки дошкольников можно узнать по их яркости, красочности и декоративности. Изображения детей показывают нам то, что дети способны выражать в них свое отношение к миру, вызывая у нас эмоциональную реакцию, потому детские рисунки и можно назвать выразительными. Выразительность — это главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью детского рисунка понимается посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему с помощью живописных средств художественной выразительности. Понятие «язык изобразительного искусства» мы рассматриваем как объединение исторически сложившихся, определенных материальных средств и приемов, которые позволяют создавать художественный образ, такие средства можно назвать изобразительно-выразительными.
В своих научных исследованиях педагоги-практики определяют следующие элементы языка изобразительной деятельности: цвет, он позволяет использовать краски ярких и чистых тонов в различном сочетании; композиция рассматривается как способ соединения образов; ритм, понимается как чередование, повторяемость и соразмерность элементов композиции; агглютинация позволяет склеивать, комбинировать в фантастических образах какие-либо части, средства, качества различных предметов; форма позволяет передавать характер образа; колорит, линия, изобразительные материалы и др. [2]
Особую роль в овладении живописных средств художественной выразительности в рисунке отводят нетрадиционным художественным техникам. Данные техники позволяют повысить выразительность художественных образов в детских рисунках, поддержать их эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности, удовлетворить потребность дошкольников в художественном выражении, сформировать положительное отношение к детскому изобразительному творчеству.
Отличительной особенностью освоения средств выразительности в детском рисунке является то, что старший дошкольный возраст — возраст расцвета рисования. По мнению Т. С. Комаровой в это время от изображения отдельных предметов дети переходят к сюжетному рисованию (изображению бытовых сцен и событий, иллюстраций к мультфильмам и сказкам с большим количеством предметов и персонажей) [3].
Наблюдения педагогической практики в старшей группе показали, что дошкольникам очень нравится рисовать при помощи разнообразных изобразительных материалов.
В дошкольном возрасте у детей ведущим мотивом изобразительной деятельности является потребность в переживании для ребенка значимых сторон действительности, потребность еще раз вернуться к тем явлениям, предметам и событиям, которые смогли удивить, заинтересовать, поразить и порадовать дошкольника в обычной жизни. Наиболее яркое проявление этого происходит в тематике детских рисунков. В процессе их выполнения дошкольник, использует различные живописные средства художественной выразительности, эмоционально и легко может передать это содержание. Данный мотив является одним из основных на протяжении всего дошкольного детства, поэтому темы и содержание изображаемого у одних и тех же детей часто совпадают.
Главным педагогическим условием создания выразительного образа, непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности. Для успешного формирования необходимых представлений об изображаемом образе необходимо специально организованный процесс восприятия дошкольниками художественных объектов [4].
Одним из важных педагогических условий отмечается организация обследования, которое заключается в том, что педагог в определенной последовательности определяет свойства и стороны предмета, которые усваивают дети, чтобы потом хорошо изобразить его в своем рисунке. В процессе такого восприятия, у детей формируются отчетливые представления о тех качествах и свойствах предмета, важные для его изображения (строение, форма, величина и цвет). Педагог обучает детей правильно воспринимать средства художественной выразительности, так как самостоятельно они не владеют этим процессом. Строение, форма и цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы, сначала обследуются детьми.
Обследование оказывается эффективным только совместно со словом, которое показывает детям, то на что необходимо обратить внимание и что необходимо воспринять. Педагог помогает детям рассмотреть цвет, форму предмета, знакомит их с названиями, направляет на сравнение пропорций, форм, обобщение свойств предметов. При этом он обязательно привлекает внимание дошкольников: спрашивает, предлагает определить, назвать и сравнить.
Дети не знают способов передачи формы предмета в рисунке. Чтобы они овладели способами создания выразительного изображения, им нужно показать эти способы и объяснить. Однако это делается не на каждом занятии, а только тогда, когда тот или иной способ изображения встречается в первый раз.
Рассматривая и показывая способы изображения, педагог, как правило, использует те же инструменты и материалы, которые предлагает детям. Однако в некоторых случаях прибегают к помощи другого материала: например, когда показывает не способы изображения, а варианты композиции, то есть примерное расположение фигур на листе (педагог мелом на доске показывает, как по всему листу можно расположить людей, дома, деревья, причем сами изображения даются лишь в общих чертах). Как напоминание способов действия, направления линий при рисовании, формообразующих движений педагог может использовать жест, движение, обвести предмет по контуру, которые необходимо изображать отчетливо, чтобы видели все дети. И не только сам, но и привлечь к этому детей: кому-то необходимо обвести предмет по контуру у доски, потом все вместе показывают это движение в воздухе. Необходимо, чтобы это движение выполняли четко. Если же педагог замечает, что кто-то выполняет беспорядочно, он подходит к ребенку и предлагает воспроизвести требуемое действие точно и следит взглядом за движением руки [6].
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что особенности освоения детьми старшего дошкольного возраста живописных средств художественной выразительности в рисунке учитываются в зависимости от целей и задач, от возраста детей, так как именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка наиболее повышен интерес к изобразительной деятельности и живописным средствам выразительности, что позволяет решать различные изобразительные задачи.
Литература:
1. Голованова, И. Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: автореф. дис. … канд. пед. наук. — М, 1995.- 22с.
2. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений — М., 1999.– 344с.
3. Казакова, Т. Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одарённости — М., 2004. — С.123–125
4. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2006.– 98 с.
5. Лабунская, Г. В. Изобразительное творчество детей. — Москва. — 2005.– 110с.
6. Мирошкина, Р. Формирование выразительности в детских рисунках /Дошкольное воспитание — 2017. — № 7. — С.58–63.