Воображение является важнейшим психическим процессом, определяющим творческий потенциал личности, — способность не только воспринимать то или иное художественное явление как личностно-значимую культурную ценность, но и транслировать эстетически значимые образы в окружающую реальность в процессе создания собственных произведений искусства. Возможность креативного диалога с миром художественного творчества во многом обусловлена способностью сознания к конструированию художественных образов через переработку имеющихся представлений, то есть воображением. М. М. Евдокимова утверждает, что рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные впечатления, реализовать свой творческий потенциал, помогает развить чувство прекрасного в ребенке и обогатить его духовный мир [1, с. 26].
По мнению Л. Ю. Субботиной, организация целенаправленной деятельности в ДОУ и, конечно же, в семье, является одним из главных условий для развития творческого воображения детей дошкольного возраста. Важно обеспечить детство ребенка незабываемыми позитивными эмоциями, впечатлениями, которые с подвигнут развитие фантазии, а значит, послужат возникновению образа и желания его воплотить в жизнь. Немало важное условие в развитии творческого воображения — это взаимодействие ребенка с взрослыми. Если взрослый будет примером ребенку, будет правильно планировать времяпровождение с ним, походы в музеи или картинные галереи, то в скором времени ребенок будет понимать суть и смысл искусства, будет возникать желание творить [2].
Представляется крайне важным не упустить тот момент в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, когда тот максимально нуждается в общении с искусством, стремится к самовыражению средствами художественного творчества. Отсутствие необходимого внимания и поддержки со стороны взрослых, первые неудачи в изображении предметов и явлений реальной действительности способны навсегда охладить пыл юного художника в его постижении мира средствами изобразительного искусства.
«У меня не получается, значит, я не буду этого делать», — эти слова, или что-то очень близкое по смыслу, часто можно услышать на занятиях по ИЗО в ДОУ. Следует отметить, что традиционные методики рисования, используемые в образовательном процессе современного ДОУ, чаще всего ориентированы на максимальное приближение рисунка ребенка к заданному эталонному образцу. Возникает закономерное противоречие между естественным стремлением детей к изобразительному творчеству и недостаточным уровнем формирования умений и навыков, необходимых для успешной реализации замысла. Осознание ребенком несовершенства своих работ может привести даже к отказу от изобразительной деятельности.
Значимым преимуществом применения нетрадиционных техник рисования является полная свобода творческого поиска, позволяющая ребенку преодолеть страх неудачи и в процессе овладения различными материалами, способами работы с ними научиться использовать полученные умения и навыки при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
С целью совершенствования рассматриваемого процесса была создана система работы по реализации психолого-педагогических условий развития воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Первое педагогическое условие — поэтапное усложнение изобразительной деятельности: от наиболее простых видов нетрадиционных техник рисования к более сложным, комбинированным, требующим максимальной самостоятельности в выборе идейного замысла и средств его осуществления основано на следующих принципах.
1) Переход от рисования некоторых предметов к рисованию сюжетных эпизодов и затем к сюжетному рисованию.
В течение первых двух недель предполагается освоение техник «Рисование по сырому слою бумаги», модульное рисование (ватными палочками или пальцами), «Отпечатывание листьев с деревьев и кустарников», техника набрызга, смешивания красок для получения их оттенков. Общей темой, объединяющей сюжеты отдельных занятий в единую систему, стала тема осени, образов и красок осеннего леса.
На первом занятии «Золотые краски осени» перед дошкольниками ставится задача подобрать в рисунке такие цвета, которые могли бы выразить неповторимое своеобразие оттенков осенней природы. Дети слушают стихотворения русских поэтов, посвященные осеннему времени года, смешивают краски для получения оттенков бордового, оранжевого, коричневого, темно-зеленого цветов, принимают участие в обсуждении цветовых оттенков осеннего неба.
Итогом занятия может стать создание изображения «Золотые краски осени» в технике «Рисование по сырому слою бумаги».
Изображение конкретных предметов является основой второго занятия «Кисть рябинки, гроздь калинки…» в нетрадиционной технике модульного рисования (ватными палочками или пальцами), а также третьего занятия «Сказка осеннего леса», основанного на использовании нетрадиционной техники «Отпечатывание листьев с деревьев и кустарников». Лишь на четвертом занятии «Закружила осень золотая…» возможно обращение к сюжетному рисованию и перед детьми ставится задача изобразить осенний пейзаж в технике набрызга.
2) Переход с наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным.
Переход с наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным в предлагаемой системе занятий можно рассмотреть на примере овладения старшими дошкольниками техникой кляксографии.
Первое занятие «Чудесные превращения кляксы» имеет ознакомительный характер и ставит целью формирование у детей навыков экспериментирования с различными материалами и инструментами, «оживления» необычных форм. Клякса благодаря неутомимой детской фантазии может превращаться и в солнышко, и в волшебный цветок, и в фантастическое дерево с невообразимым переплетением ветвей. Здесь уже можно говорить о полноценном процессе развития воображения посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Следующее занятие по изобразительному творчеству «Страна цветных снов» посвящено неограниченному полету детской фантазии. Используя нетрадиционную технику рисования «Кляксография с ниточкой», дети продолжают обучаться создавать изображения с помощью нитки, на основе абстрактного рисунка придумывать различные образы, но уже в более сложной, по сравнению с обычной кляксографией, технике рисунка.
3) Переход от употребления метода подражания к самостоятельному выполнению замысла.
Занятие на тему «Идёт дождь» является одним из итоговых в системе освоения нетрадиционных техник рисования детьми старшего дошкольного возраста. Цель занятия — содействие формированию умения передавать грусть поздней осени посредством цвета, закрепление навыков рисования в технике «по сырому», использования техники набрызга для изображения дождя. При этом сюжеты для своих работ дети выбирают самостоятельно.
Для кого-то центральным художественным образом рисунка может стать изображение обычной лужи с расходящимися кругами от падающих в воду дождевых капель, кто-то выберет в качестве сюжетной основы изображение осеннего леса, некоторые дети рисуют городской пейзаж с бесконечным количеством зонтов и отражением фонарей в лужах на асфальте. Возможность выбора является стимулом неограниченного полета фантазии, способствуя созданию эффективных условий развития воображения старших дошкольников.
В процессе рассматриваемого занятия мы также можем наблюдать переход от использования в рисунке одного вида техники к употреблению нескольких нетрадиционных техник изображения, что значительно усиливает выразительные возможности транслируемых художественных образов.
Вторым педагогическим условием развития воображения детей старшего дошкольного возраста в аспекте анализируемой системы занятий является использование комплекса различных нетрадиционных техник рисования, позволяющих варьировать приемы работы с полифункциональными материалами. Дети получают возможность увидеть, что один и тот художественный образ, например, образ осенних деревьев может быть реализован на бумаге при помощи различных нетрадиционных техник рисования.
С целью закрепления интереса к нетрадиционным методикам рисования, а также привлечения родителей к процессу художественно-педагогического поиска предполагается проведение итогового занятия «Осеннее настроение» в технике Флюид Арт в форме «мастер-класса», на который приглашаются родители дошкольников.
Флюид Арт — это техника рисования жидким акрилом, с английского переводится как жидкое искусство. Этот вид абстрактной живописи, необыкновенно популярный в наши дни, основан на рисовании акриловой краской, которой придают жидкую текучую консистенцию.
Главной целью занятия является то, чтобы многие дети и родители захотели продолжить освоение современной и необычной техники дома, то есть идеи развития воображения посредством нетрадиционных техник рисования получила поддержку в ближайшем социальном окружении детей.
Третьим педагогическим условием развития воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник рисования можно обозначить значимость создания трансформируемой развивающей предметно-пространственной среды.
После каждого занятия с использованием нетрадиционных техник рисования могут быть организованы тематические выставки, в процессе которых дошкольники и их родители получат возможность увидеть, насколько удачно реализован замысел в каждом из рисунков, сравнить работы, созданные в различных техниках исполнения.
Таким образом, усвоение детьми в процессе обучения нетрадиционных техник рисования различных вариантов изображения, технических приёмов способствует повышению уровня развития коммуникативных навыков, творческой активности и всех компонентов «самости»: самоорганизации, самопознания, самооценки. Важно не потушить интерес дошкольников к различным способам изображения, а наоборот, сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Литература:
- Евдокимова М. М. Волшебные краски. Пособие для занятий с детьми по рисованию. / М. М. Евдокимова — М.: Школьная Пресса, 2014. — 255 с.
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина — Ярославль: Академия развития, 2013. — 240 с.