В статье автор пытается выяснить особенности использования нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: техника рисования, развивающий эффект, средства изображения, способы изображения.
Многочисленные педагогические исследования доказывают, что детям дошкольного возраста свойственно стремление рисовать. В детских рисунках находят отражение впечатления ребенка об окружающем его мире и своем месте в нем.
Современные педагоги все более активно дополняют методику традиционных техник рисования нетрадиционными. Нетрадиционные техники рисования, как справедливо замечает Г. Г. Григорьева, «подразумевают использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными» [2, с. 98].
Именно эти техники побуждают детей использовать не просто необычные, а порой и неожиданные способы и средства изображения. В дошкольном возрасте при нетрадиционных техниках рисования используется бросовый материал, кусочки овощей, листья, нитки, воск, бумага, ткань разной фактуры и т. д. Дети успешно и с интересом рисуют не только красками и карандашами, но и пальчиками, ладошками, ватными палочками, оттисками.
Виды нетрадиционных техник рисования отличаются большим разнообразием, но независимо от вида техники области применения нетрадиционного рисования необычайно разнообразны.
Психологический эффект от использования нетрадиционных техник рисования огромен. В первую очередь, он проявляется в том, что дети переживают чувство успеха в собственной созидательной деятельности, обретают опыт творчества, нaчинaют верить в «пользу творчества и понимать, что ошибки- всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и в других аспектах их жизни. Детям необходимо это внушить: В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь» [1, с. 12].
Использование нетрадиционных техник рисования помогает детям справиться со стразами и другими негативными эмоциональными переживаниями, пережить чувство успеха и тем самым, повысить уровень самопринятия, стимулирует к свободному самовыражению, креативным решениям, фантазированию. Рисуя в нетрадиционных техниках, дети приобретают ценный опыт работы с разнообразным материалом, переживают чувство эстетического удовольствия, у них совершенствуется мелкая моторика, незаменимая для формирования графического навыка.
Исследования, проведенные Н А. Никитиной, доказали, что «нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи дeтeй, формируют у них воображениеe, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и расширяют возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов» [5, с. 14].
В работах Р. Г. Казаковой отмечен целый спектр положительных эффектов. Остановимся на следующем развивающем эффекте от использования нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте, который проявляется в познавательной сфере личности.
1) «совершенствование тактильного восприятия;
2) развитие зрительно- моторной координации;
3) развитие мышления;
4) систематизация представлений о форме, цвете и величине предметов;
5) активизация речевого развития» [6, с. 91].
Нетрадиционное рисование помогает ребенку в самовыражении, позволяет опробовать свои силы, развить свои способности. В ходе рисования дети не просто получают удовольствие, но и познают окружающий мир, и отражают результаты этого познания. По мнению Н. В. Дубровской, традиционные техники рисования:
во-первых, имеют достаточно ограниченный потенциал выражения своего внутреннего мира;
во-вторых, ограничивают активность и самостоятельность ребенка за счет стандартизированных схем, эталонов и стереотипов. Последние рассматриваются современными авторами в качестве подавляющих личностное развитие ребенка [3].
Поэтому сегодня многие педагоги ограничивают использование традиционных техник рисования, отдавая предпочтение нетрадиционным техникам.
Для педагогов дошкольного образования очевидно, что традиционные изобразительные техники позволяют добиться успеха в рисовании не всем детям. Систематические неудачи в рисовании могут спровоцировать отказ от участия в этой деятельности. Нетрадиционные техники рисования во многом спонтанны, их результат часто непредсказуем, содержит элементы новизны, сюрприза, поэтому они очень эмоционально привлекательны для детей.
Сегодня многочисленные нетрадиционные техники рисования, по утверждению А. Ильиной, используются педагогами в качестве эффективного средства изображения, включающего новые художественно- выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе [4].
Основополагающим фактором при выборе техники нетрадиционного рисования является возраст ребенка, что отображено в таблице 1.
Таблица 1
Техники нетрадиционного рисования в дошкольном возрасте
Возраст |
Техника |
Младший дошкольный |
Рисование пальчиками, ладошками, оттиск печатками из картофеля |
Средний дошкольный |
Рисование тычком жесткой полусухой кистью, ватными палочками, свечой, монотипия, различные виды печати (пробка, поролон, листья) |
Старший дошкольный |
Рисование песком, пластилином, мятoй бумагой, кляксография, печать по трафарету, |
То есть, с возрастом техники нетрадиционного рисования постепенно усложняются.
Педагоги реализуют несколько направлений использования нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста в зависимости от конкретной педагогической задачи. Наиболее распространенными являются следующие.
- Рисование отдельных предметов, сюжетных эпизодов, сюжетное рисование.
- Сочетание более простых техник нетрадиционного рисования со сложными.
- Рисование на основе как фабричного оборудования, так и самостоятельное изготовление оборудования. Например, изготовление штампов (из кусочков овощей, ластика и т. д.) и закрепление их на палочке.
- Рисование на основе подражания взрослому и реализация собственного замысла.
- Создание детьми изображения на основе какой-то одной техники и реализация замысла посредством нескольких техник нетрадиционного рисования.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста способствует познавательному, эмоциональному и творческому развитию детей, позволяет справиться с рядом психологических проблем. Методика применения в педагогической практике нетрадиционных техник рисования основана на постепенном усложнении способов рисования по мере взросления ребенка и выработке изобразительных навыков.
Литература:
- Водинская М. В. Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях изобразительной деятельностью. — М.: Теревинф, 2006.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М.: Просвещение, 2000.
- Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. — СПб.: Нева, 2002.
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. — М.: Дошкольное воспитание, 2004 — № 2.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования. — М.: КАРО, 2010.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники , планирование, конспекты занятий. —М: Сфера, 2007.